Класс: 5.
Базовый учебник: Математика 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир – М.: Вентана-Граф, 2013.
Цели урока:
- Личностные: видеть математическую задачу в окружающей действительности, содействовать развитию у детей умений общаться.
- Метапредметные: развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать внимание, совершенствовать навыки само– и взаимоконтроля.
- Предметные: Организовать деятельность учащихся по изучению понятия приближённое значение числа, вывести правило округления десятичных дробей и обеспечить первичное закрепление знаний и умений по округлению десятичных дробей.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы учащихся: фронтальная, работа в парах, самостоятельная работа, и взаимоконтроль.
Ход урока
Этапы урока и их содержание | Время(мин.) | Деятельность | |
учителя | обучающегося | ||
1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть на уроке математики. Приложение 1 |
1 |
Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих. |
Приветствуют учителя, сообщают об отсутствующих. |
2. Мотивация. (Слайд 2) Рассмотрим ситуацию из жизни, в подобные ситуации мы попадаем с вами чуть ли не каждый день. Мама купила набор канцтоваров и должна была заплатить за покупку 43 рубля 10 копеек. Кассир дала ей 7 рублей сдачи с 50 рублей. А сделав в другом месте покупку на 28 р. 80 к., получила с 30 р. сдачи 1 р. Какие вопросы у вас возникают? (Ответы детей.) Из ответов выбрать те, которые соответствуют вопросам: Прав ли кассир? Почему так, а не по-другому? И сегодня наш урок будет посвящён нахождению ответов на эти вопросы. Исходя из сказанного, вы смогли бы назвать тему нашего урока? (Ответы детей) Ну что ж, попробуйте отгадать её. Вы будете работать в парах. А для этого вспомним правила, которые необходимо соблюдать: (Слайд 3) |
3 |
Читает задачу, создаёт проблемную ситуацию.
|
Дети задают вопросы к задаче и пытаются сформулировать тему урока. Повторяют правила работы в парах. |
3. Актуализация знаний. Вспомните, чем мы занимались на прошлом уроке? (сравнивали десятичные дроби.) Вспомните правила, помогающие сравнивать десятичные дроби. (Слайд 4) Правила повторили. Далее выполните устно следующее задание: «Расшифруйте слово». Отвечая на вопрос задания, вы получаете цифру. Ответив на все вопросы по порядку, вы получите число. (Слайд 5) . Затем они обмениваются с соседом тетрадями и проверяют полученный ответ по Слайду 6. «Расшифруй слово»: 9 заданий – 3 б. 8 заданий – 2 б. 6–7 заданий – 1 б.
|
5 |
Запишите число. Классная работа. Учитель задаёт вопросы по сравнению десятичных дробей. Проводит инструктаж по выполнению задания. Говорит о баллах (запись на доске) за правильно выполненное задание. Контролирует время выполнения. Спрашивает: Какое слово получилось? Записали тему урока в тетрадях. Какие вопросы вы можете себе задать по поводу этой темы? |
Записывают число. Классная работа. Вспоминают, что они изучали на прошлом уроке, какие правила сравнения десятичных дробей они знают. Выполняют задание. Меняются тетрадями, проверяют полученный ответ по слайду 6. Затем каждый ищет по своей таблице слово. Находят по таблице слово. (Слайд 7-8) Отвечают на вопрос: Округление. (Слайд 9) Пишут тему урока в тетрадях. Думают. Отвечают. |
4. Изучение нового материала. Вернёмся к ситуации в магазине. Почему был прав кассир? Чем он руководствовался? А как нам прийти к этому руководству? Ваш план. Вы умеете читать числа, записывать их с помощью цифр, выполнять действия с ними, а что ещё вы научились выполнять с числами в 5 классе? (изображать числа на координатном луче) Так давайте, сначала запишем число 43руб. 10коп. в рублях и отметим его на координатном луче. Скажите, между какими натуральными числами находится число 43,1. К какому из этих чисел оно ближе? |
12 |
Задаёт вопросы. Направляет ход мыслей. Даёт задание записать число 43р.10к. в виде десятичной дроби, а затем начертить луч и отметить на нём числа. Задаёт вопросы. Объясняет, что в математике в этом случае число 43 называют приближённым значением числа 43,1 и говорят, что число 43,1 округлено до 43. |
Отвечают на вопросы. Строят координатный луч, отмечают на нём данное число. Отвечают: «Что оно находится между числами 43 и 44». «43,1 ближе к числу 43.» |
Возьмём другое число из задачи – 28р.80к. Также запишем его в рублях и отметим его на луче. К какому числу оно ближе? Какое число будут называть приближённым значением числа 28,8? А может быть можно взять число 28? В каком случае совершается меньшая ошибка? Скажите, чем мы с вами сейчас занимались? (округляли числа) На чём основывалось это округление? До каких единиц вы округляли числа? Попробуем воспользоваться этим знанием, чтобы округлить число 5,4 и число 3,6. Работу выполняете в парах. А смогли бы округлить число 3,85041 до единиц, до десятых, до сотых, до тысячных, пользуясь данными сведениями? |
Задаёт вопросы. Говорит и записывает. Слова «число 43,1 приближённо равно 43» записывают знаком ≈. Тогда мы запишем: 43,1 ≈ 43. А слова «28,8 приближённо равно 29» запишем так: 28,8 ≈ 29. Задаёт вопросы, которыми надо пользоваться при округлении: 1.Между какими числами находится данное число? 2. К какому числу оно ближе? Проверяет результаты. |
Отмечают число 28,8 на координатном луче и отвечают на вопросы. Выполняют записи в тетрадях 43,1≈ 43; 28,8 ≈ 29. Ответы на вопросы. (округляли числа) Смотрели на луче, к какому числу ближе данное число. Округляли до разряда единиц. Совещаются и делают запись в тетрадях: а) 5< 5,4 <6 5,4 ≈5; б) 3 < 3,6< 4 , 3,6 ≈ 4 Думают, отвечают на вопрос. – Смогли бы округлить до единиц. Получили бы число 4. А остальное вызвало бы затруднение. |
|
Давайте попробуйте вывести закономерность. На слайде 10 выполнен чертёж луча с числами. Рассмотрите, какие десятичные дроби расположены близко к данным числам? Выбираете десятичные дроби с одной цифрой после запятой, выполняете округление до единиц, но разделите с соседом числа так, что один выполняет округление, когда ответ получается больше данного, а другой – когда меньше. Чем ещё можно охарактеризовать это округление, кроме расстояния? Что вы видите, глядя на свои записи? (Слайд 11) Ребята, попробуем сформулировать правило. Какое число вы не взяли? Почему? |
Разъясняет, как выполнять работу. Контролирует время. Задаёт вопросы. Объясняет, как округлить число 6,5. Математики договорились округлять в этом случае до большего из двух чисел. Какую цифру после запятой вы ещё не взяли? Тогда как округлить число 6,0 до единиц? |
Работают в парах. Записывают а) 6,1 ≈6; 6,2 ≈ 6; 6,3 ≈ 6; 6,4 ≈ 6. б) 6,6≈7; 6,7 ≈ 7; 6,8 ≈ 7; 6,9 ≈ 7. Проверяют полученные результаты друг у друга по решению на слайде 11. Совещаются. Дают ответ, что когда стоят цифры 1,2,3,4 в разряде единиц цифра не изменяется, а когда – 6,7,8,9, то цифра в округляемом разряде меняется. Число 6,5 находится на одинаковом расстоянии от обоих чисел. Нуль. 6,0 совпадает с числом 6. Значит 6,0 ≈ 0. Полностью формулируют правило. Затем находят его в учебнике на с.216 и ученик читает его вслух. |
|
Вернёмся к нашему примеру: округлить число 3,85401 до единиц, до десятых, до сотых, до тысячных. Пользуясь сформулированным правилом, округлите число. На слайде №12 записан алгоритм округления десятичных дробей. На слайде №13 показано оформление записи округления. Скажите, а что произошло с цифрами после округляемого разряда? Рассматривают пример на стр.216, когда после округления на конце получается нуль.
|
Для того чтобы было видно до какого разряда вы округляете и на какую цифру надо смотреть, мы будем выполнять записи так:
Задаёт вопрос. Поясняет, что цифры после округляемого разряда отбрасываются. Указывает на пример на стр. 216 и разбирает его с учениками. |
Записывают в тетрадь:
– Цифр нет. Читают пример на стр. 216, разбирают его, записывают в тетради: 16,3 ≈ 16,40 и записывают, что здесь нуль не отбрасывается в конце дробной части, так как он показывает, до какого разряда было округлено число. |
|
5. Осмысление. Выполняют № 844(по два числа из каждого пункта) на доске и в тетрадях с использованием правил, с комментированием. |
6 |
Инструктирует, как будет проводиться работа с № 844. |
Слушают, проговаривают про себя правило и применяют его. |
6. Физкультминутка. Выполняют за стихотворением упражнения. Приложение 2 |
1 |
Проговаривает и показывает комплекс упражнений. |
Слушают и выполняют комплекс упражнений. |
7. Закрепление новых знаний и способов действий. №848(5,6,7)– решают вместе с учеником на доске, с комментариями. Задание на слайде 14 выполняют самостоятельно по вариантам. Выставляют баллы за выполненные правильно задания. Приложение 3 |
7
|
Инструктаж по выполнению № 848. Работа на слайде 14 выполняется каждым самостоятельно, с последующей проверкой соседа по готовому решению на слайде 15. |
Выполняют все вместе №848, Работа на слайде 14 выполняется каждым самостоятельно, затем меняются тетрадями с соседом и проверяют по готовым ответам на слайде 15. |
8. Подведение итогов урока. Что изучили сегодня на уроке? Сформулируйте правило округления десятичных дробей. Где в обычной жизни мы сталкиваемся с необходимостью решать задачи на округление? |
2 |
Задаёт вопросы. Оценивает отдельных учащихся, (2 вопроса по данной или предыдущей теме учащимся, которые получили по 5-6 баллов за работу в тетради и тем, кто отвечал у доски) |
Округление десятичных дробей. Формулируют правило округления. Приводят примеры. Где в жизни можно встретиться с округлением. |
9. Домашнее задание. Слайд 16. П. 32. Выучить правило округления десятичных дробей. |
2 |
Объясняет домашнее задание. |
Слушают, записывают в дневники, задают вопросы. |
10. Рефлексия. Слайд 17. На парте у каждого лежат квадраты трёх цветов. Выберите каждый для себя пословицу – зеркало настроения. Затем, номер пословицы запишите в квадрате соответствующего цвета. Если поняли тему урока – в розовом квадрате. Недостаточно усвоили материал – в голубом квадрате. Не поняли тему – жёлтый квадрат. |
1 |
Организует проведение рефлексии.
|
С помощью номера пословицы и цвета квадрата учащиеся оценивают свою деятельность на уроке, своё эмоциональное состояние.
|