Класс: 5.
УМК авт. А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир
Тема урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей».
Тип урока: урок повторения и закрепления знаний по теме.
Цели:
- Образовательные: Повторить и закрепить знания учащихся по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»
- Развивающие: Развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся на уроке с помощью решения различных задач, самостоятельность, способность к оценочным действиям, обобщению, умение чётко и ясно излагать свои мысли
- Воспитательные: Прививать учащимся интерес к предмету с помощью задач краеведческого характера, использования средств наглядности, формировать умение работать в парах, сотрудничать, аккуратно и грамотно выполнять математические записи
Планируемые результаты:
- Личностные: Общаться в коллективе и в паре, эмоционально воспринимать задачу, использовать средства наглядности для восприятия окружающей действительности, получить представление об объектах родного края, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи.
- Метапредметные: Видеть использование десятичных дробей в окружающей жизни, действовать по алгоритму, понимать и использовать схемы, таблицы для иллюстрации заданий.Контролировать процесс вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
- Предметные: Сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять с ними действия сложения и вычитания, решать уравнения, текстовые задачи с десятичными дробями, выражать свои мысли с помощью математического языка. Углубить и развить представление о десятичных дробях, использовать приёмы, рационализирующие вычисления с десятичными дробями.
Оборудование: компьютер, проектор, маркерная доска.
Ход урока
Этапы урока и временные рамки |
Деятельность учителя (включая тексты заданий) |
Деятельность учащихся |
УУД |
ЭОР, средства наглядности |
1. Организационный момент (1 мин) |
Приветствует детей, проверяет готовность к уроку. Прозвенел и смолк звонок, А что мы сегодня будем изучать, вы узнаете с помощью рисунка. |
Приветствуют учителя, настраиваются на урок. |
Личностные: развивать и концентрировать внимание на учебном процессе |
|
2. Мотивация и формулировка темы урока учащимися (2 мин) |
Посмотрите на рисунок и подумайте, что связывает барабан и ружьё на этом рисунке? А какие виды дробей в математике мы изучаем? Какие дроби относятся к десятичным дробям? Какие действия вы умеете выполнять с десятичными дробями? Давайте вместе сформулируем тему нашего урока. Запишите в тетрадях число и тему урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей. Повторение» |
Ученики отвечают: барабанная дробь и ружейная дробь.
Далее ученики отвечают на вопросы учителя и пытаются сформулировать тему урока. |
Познавательные: находить информацию, представленную в иллюстрациях, анализировать и обобщать Регулятивные: определять цель и формулировать тему урока с помощью учителя и самостоятельно, выдвигать версии Коммуникативные: использовать речевые средства для выражения своих мыслей |
|
3. Актуализация опорных знаний и умений (8 мин) |
Посмотрим, хорошо ли мы знаем правила действия с десятичными дробями (сравнение, сложение, вычитание дробей), решая устные задания. Где испытали затруднения? Давайте повторим правила, чтобы испытывать меньше трудностей в дальнейшей работе. |
Ученики считают устно, работая фронтально Формулируют правила Отвечают на вопросы |
Личностные: применять инициативу, находчивость, активность при решении математических задач Регулятивные: выдвигать версии Познавательные: находить информацию в схемах, рисунках, работать по алгоритму, строить логическую цепочку рассуждений, владеть разными видами смыслового чтения, точно и грамотно излагать свою мысль, выполнять устные вычисления с десятичными дробями Коммуникативные: излагать своё мнение, аргументируя и подтверждая его фактами |
|
4. Применение комплекса знаний со ссылкой на мотивацию (6 мин) |
А теперь выполним другой вид работы по данной теме: решим несколько уравнений с десятичными дробями по вариантам и проверим себя, расшифровав слово, которое подскажет, что необходимо для успешной учёбы. 1 вариант – 1, 3, 5 2 вариант – 2, 4, 6 Решите уравнение и отгадайте слово: 1) Х+3,8 = 8 2) Y-6,5 = 12 3) 13,5-Х = 1,8 4) 15,04+Y = 15,4 5) (8,3-Х)-0,2 = 3,4 6) (39,9-Y)+2,4 = 27,3 Шифр: Я – 15 И – 4,7 Н – 18.5 Н – 0,36 З – 4,2 А – 11,7 Все смогли решить уравнения? Где испытали затруднение? Какие правила решения уравнений вам пришлось применить? Какое слово получилось, узнаем, расположив буквы по порядку номеров из обоих вариантов У нас получилось слово «знания», а именно они необходимы для успешного изучения любой темы в любом предмете |
Ученики решают уравнения, отгадывают слово «знания» Помогают ликвидировать затруднения, объясняя как находить неизвестные компоненты в данных уравнениях Показывают на доске те уравнения, где было больше затруднений |
Регулятивные: контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности Познавательные: решать уравнения с десятичными дробями, находить неизвестные компоненты уравнений Коммуникативные: работать в паре, сотрудничать |
На маркерной доске |
5. Организация деятельности учащихся по применению знаний в разнообразных ситуациях (10 мин) |
Знаете ли вы, какие города входят в состав Астраханской области? Эти города мы можем увидеть на карте Астраханской области. А что вы знаете об этих городах? Если ученики затрудняются ответить, подсказать им. А знаете ли вы, каковы по численности населения эти города? Много или мало там живёт людей? Это мы сможем узнать, решив задачу. Раздаёт листы с заданием по 1 на парту. Прочитайте текст задачи, который вы видите на парте. У вас на листах кроме текста задачи есть таблица, которую вы заполните, поработав в парах: 1 ученик считает жителей Ахтубинска и Харабали, а 2 ученик – Камызяка и Нариманова. Совместное заполнение этой таблицы позволит вам без труда ответить на вопросы задачи. Для этого необходимо правильно заполнить столбик с условием. После подсчётов сверим ответы в последнем столбике и ответим на первые 2 вопроса задачи. Для ответа на 3 вопрос задачи подумайте, нельзя ли решить более рационально? Находим ответ на последний вопрос. Итак, что у нас должно быть записано в ответе? А теперь я предлагаю округлить полученные ответы до разряда целых. Вспомним правила округления десятичных дробей (фронтальный опрос). Эту задачу можно было бы решать и в натуральных числах, переведя все данные в самом начале из тысяч жителей, добавив нули, но это были бы большие числа с нулями в конце. Работая с десятичными дробями, вычисления короче. Что нового вы узнали о нашем крае? Итак, решая эту задачу, мы получили представление о том, много или мало жителей проживает в городах нашей области, насколько они малочисленны по сравнению с Астраханью. А какие действия с десятичными дробями мы повторили в процессе решения? |
Возможные ответы учеников: Ахтубинск, Камызяк, Харабали, Знаменск, Нариманов. В Ахтубинске находится лётное училище и военный аэродром, в Камызяке – молодая, но уже известная команда КВН, в Знаменске в 2003 году был совершён теракт, в Харабали находится консервный завод, на котором производят консервированные овощи для нашего стола, в Нариманове пекут вкусный хлеб, который продают даже в Астрахани Ученики читают задачу. Разбиваются на пары и совместно переносят данные в таблицу Считают каждый для своей пары городов численность населения и заполняют последний столбик таблицы Советуются друг с другом и отвечают на первые два вопроса задачи Составляют выражение и отвечают на третий вопрос Записывают ответ к задаче Формулируют правило округления и округляют ответы Отвечают на вопросы учителя |
Личностные: уточнять сведения об объектах родного края, осознавать себя гражданином России и своей малой Родины Познавательные: анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие задачи, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью таблиц, выполнять сложение, вычитание, сравнение, округление десятичных дробей Регулятивные: планирование деятельности с помощью учителя и самостоятельно, выдвигать версии Коммуникативные: работать в паре, сотрудничать, участвовать в диалоге, в выработке решения |
|
6.Физкультминутка (2 мин) |
Решая большую задачу, вы немного устали и вам нужно отдохнуть Зарядка для глаз |
Делают зарядку под диктовку учителя |
Личностные: вербальное восприятие музыки Регулятивные: переключать работу своего организма на различные виды деятельности |
|
7. Контроль и самоконтроль (8мин) |
А теперь выполним самостоятельную работу по учебнику стр. 226-227 №893 и 904. 1 вариант – 1 и 3 2 вариант – 2 и 4 Обратите внимание на формулировку заданий! Давайте повторим свойства сложения и вычитания, которые мы изучали ранее. Они нам позволят рационально решить эти задания. После того, как решите, нужно обменяться тетрадями и проверить друг друга по ответам и критериям, написанным на доске. №893 1) 7,276 2) 29,37 3) 19 4) 2 №904 1) 3,116 2) 45,93 3) 0,582 4) 1,039 Критерии оценки: «5» – 4 пункта верно «4» – 3 пункта верно «старайся» – 2 или 1 пункт верно |
Формулируют свойства Выполняют работу в тетрадях, меняются тетрадями и выставляют друг другу оценки |
Личностные: отличать оценку за выполненное задание от оценки человека Познавательные: формулировать и записывать свойства действий с рациональными числами применительно к десятичным дробям и использовать для преобразования числовых выражений Регулятивные: осуществлять контроль за результатом работы, оценивать степень успешности согласно критериям Коммуникативные: работать в парах, уважать мнение товарища |
На маркерной доске
|
8. Итоги урока, объявление домашнего задания (2 мин) |
Итак, сегодня на уроке мы повторили и закрепили все основные действия с десятичными дробями, которые выучили на данном этапе. Дома вы ещё поработаете по этой теме. Запишите домашнее задание: №869 – уравнения, №882 – задача, которую можно сделать на компьютере (смотри инструкцию на странице 271). Это не обязательное условие. Или вместо этого можно составить задачу, аналогичную классной, найдя в интернете данные переписи населения за 2010 год по Астраханской области, Можно придумать другие вопросы. |
Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы. |
Личностные: осознанный выбор видов деятельности Познавательные: находить информацию в СМИ, в том числе используя ИКТ, решать текстовую задачу и уравнения с десятичными дробями |
|
9. Рефлексия (1мин) |
Продолжите предложение. Я узнал…Я научился… Какая работа вам доставила радость? С какими трудностями вы встретились? |
Высказывают свои мысли |
Личностные: оценивать содержание урока Коммуникативные: излагать своё мнение, участвовать в диалоге |
|