Урок математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Класс: 5. 

УМК авт. А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир

Тема урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей».

Тип урока: урок повторения и закрепления знаний по теме.

Цели:

  • Образовательные: Повторить и закрепить знания учащихся по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»
  • Развивающие: Развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся на уроке с помощью решения различных задач, самостоятельность, способность к оценочным действиям, обобщению, умение чётко и ясно излагать свои мысли
  • Воспитательные: Прививать учащимся интерес к предмету с помощью задач краеведческого характера, использования средств наглядности, формировать умение работать в парах, сотрудничать, аккуратно и грамотно выполнять математические записи

Планируемые результаты:

  • Личностные: Общаться в коллективе и в паре, эмоционально воспринимать задачу, использовать средства наглядности для восприятия окружающей действительности, получить представление об объектах родного края, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи.
  • Метапредметные: Видеть использование десятичных дробей в окружающей жизни, действовать по алгоритму, понимать и использовать схемы, таблицы для иллюстрации заданий.Контролировать процесс вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
  • Предметные: Сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять с ними действия сложения и вычитания, решать уравнения, текстовые задачи с десятичными дробями, выражать свои мысли с помощью математического языка. Углубить и развить представление о десятичных дробях, использовать приёмы, рационализирующие вычисления с десятичными дробями.

Оборудование: компьютер, проектор, маркерная доска.

Ход урока

Этапы урока и временные рамки

Деятельность учителя (включая тексты заданий)

Деятельность учащихся

УУД

ЭОР, средства наглядности

1. Организационный момент

(1 мин)

Приветствует детей, проверяет готовность к уроку.

Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
«Раз» – за парту тихо сели,
«Два» – вперёд все посмотрели,
Ну и «три», «четыре», «пять» –
Начинаем изучать…

А что мы сегодня будем изучать, вы узнаете с помощью рисунка.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

Личностные: развивать и концентрировать внимание на учебном процессе

 

2. Мотивация и формулировка темы урока учащимися

(2 мин)

Посмотрите на рисунок и подумайте, что связывает барабан и ружьё на этом  рисунке?

А какие виды дробей в математике мы изучаем?

Какие дроби относятся к десятичным дробям?

Какие действия вы умеете выполнять с десятичными дробями?

Давайте вместе сформулируем тему нашего урока.

Запишите в тетрадях число и тему урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей. Повторение»

Ученики отвечают: барабанная дробь и ружейная дробь.

 

Далее ученики отвечают на вопросы учителя и пытаются сформулировать тему урока.

Познавательные: находить информацию, представленную в иллюстрациях, анализировать и обобщать

Регулятивные: определять цель и формулировать тему урока с помощью учителя и самостоятельно, выдвигать версии

Коммуникативные: использовать речевые средства  для выражения своих мыслей

Рисунок 1

3. Актуализация опорных знаний и умений

(8 мин)

Посмотрим, хорошо ли мы знаем правила действия с десятичными дробями (сравнение, сложение, вычитание дробей), решая устные задания.

Где испытали затруднения? Давайте повторим правила, чтобы испытывать меньше трудностей в дальнейшей работе.

Ученики считают устно, работая фронтально

Формулируют правила

Отвечают на вопросы

Личностные: применять инициативу, находчивость, активность при решении математических задач

Регулятивные: выдвигать версии

Познавательные: находить информацию в схемах, рисунках, работать по алгоритму, строить логическую цепочку рассуждений, владеть разными видами смыслового чтения, точно и грамотно излагать свою мысль, выполнять устные вычисления с десятичными дробями

Коммуникативные: излагать своё мнение, аргументируя и подтверждая его фактами

Приложение 1

Рисунок 2

Рисунок 3

 

 

4. Применение комплекса знаний со ссылкой на мотивацию

(6 мин)

А теперь выполним другой вид работы по данной теме: решим несколько уравнений с десятичными дробями по вариантам и проверим себя, расшифровав слово, которое подскажет, что необходимо для успешной учёбы.

1 вариант – 1, 3, 5

2 вариант – 2, 4, 6

Решите уравнение и отгадайте слово:

1) Х+3,8 = 8

2) Y-6,5 = 12

3) 13,5-Х = 1,8

4) 15,04+Y = 15,4

5) (8,3-Х)-0,2 = 3,4

6) (39,9-Y)+2,4 = 27,3

Шифр:

Я – 15         И – 4,7      Н – 18.5

Н – 0,36      З – 4,2      А – 11,7

Все смогли решить уравнения?

Где испытали затруднение?

Какие правила решения уравнений вам пришлось применить?

Какое слово получилось, узнаем, расположив буквы по порядку номеров из обоих вариантов

У нас получилось слово «знания», а именно они необходимы для успешного изучения любой темы в любом предмете

Ученики решают уравнения, отгадывают слово «знания»

Помогают ликвидировать затруднения, объясняя как находить неизвестные компоненты в данных уравнениях

Показывают на доске те уравнения, где было больше затруднений

Регулятивные: контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности

Познавательные: решать уравнения с десятичными дробями, находить неизвестные компоненты уравнений

Коммуникативные: работать в паре, сотрудничать

На маркерной доске

5. Организация деятельности учащихся по применению знаний в разнообразных ситуациях

(10 мин)

Знаете ли вы, какие города входят в состав Астраханской области?

Эти города мы можем увидеть на карте Астраханской области.

А что вы знаете об этих городах?

Если ученики затрудняются ответить, подсказать им.

А знаете ли вы, каковы по численности населения эти города? Много или мало там живёт людей?

Это мы сможем узнать, решив задачу.

Раздаёт листы с заданием по 1 на парту.

Прочитайте текст задачи, который вы видите на парте.

У вас на листах кроме текста задачи есть таблица, которую вы заполните, поработав в парах:

1  ученик считает жителей Ахтубинска и Харабали, а 2 ученик – Камызяка и Нариманова. Совместное заполнение этой таблицы позволит вам без труда ответить на вопросы задачи.

Для этого необходимо  правильно заполнить столбик с условием.

После подсчётов сверим ответы в последнем столбике и ответим на первые 2 вопроса задачи.

Для ответа на 3 вопрос задачи подумайте, нельзя ли решить более рационально?

Находим ответ на последний вопрос.

Итак, что у нас должно быть записано в ответе?

А теперь я предлагаю округлить полученные ответы до разряда целых.

Вспомним правила округления десятичных дробей (фронтальный опрос).

Эту задачу можно было бы решать и в натуральных числах, переведя все данные в самом начале из тысяч жителей, добавив нули, но это были бы большие числа с нулями в конце. Работая с десятичными дробями, вычисления короче.

Что нового вы узнали о нашем крае?

Итак, решая эту задачу, мы получили представление о том, много или мало жителей проживает в городах нашей области, насколько они малочисленны по сравнению с Астраханью.

А какие действия с десятичными дробями мы повторили в процессе решения?

Возможные ответы учеников: Ахтубинск, Камызяк, Харабали, Знаменск, Нариманов.

В Ахтубинске находится лётное училище и военный аэродром, в Камызяке – молодая, но уже известная команда КВН, в Знаменске в 2003 году был совершён теракт, в Харабали находится консервный завод, на котором производят консервированные овощи для нашего стола, в Нариманове пекут вкусный хлеб, который продают даже в Астрахани

Ученики читают задачу.

Разбиваются на пары и

совместно переносят данные в таблицу

Считают каждый для своей пары городов численность населения и заполняют последний столбик таблицы

Советуются друг с другом и отвечают на первые два вопроса задачи

Составляют выражение и отвечают на третий вопрос

Записывают ответ к задаче

Формулируют правило округления и округляют ответы

Отвечают на вопросы учителя

Личностные: уточнять сведения об объектах родного края, осознавать себя гражданином России и своей малой Родины

Познавательные: анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие задачи, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью таблиц,  выполнять сложение, вычитание, сравнение, округление десятичных дробей

Регулятивные: планирование деятельности с помощью учителя и самостоятельно, выдвигать версии

Коммуникативные: работать в паре, сотрудничать, участвовать в диалоге, в выработке решения

Приложение 2

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

6.Физкультминутка

(2 мин)

Решая большую задачу,  вы немного устали и вам нужно отдохнуть

Зарядка для глаз

Делают зарядку под диктовку учителя

Личностные: вербальное восприятие музыки

Регулятивные: переключать работу своего организма на различные виды деятельности

Приложение 4

7. Контроль и самоконтроль

(8мин)

А теперь выполним самостоятельную работу по учебнику стр. 226-227 №893 и 904.

1 вариант – 1 и 3

2 вариант – 2 и 4

Обратите внимание на формулировку заданий!

Давайте повторим свойства  сложения и вычитания, которые мы изучали ранее. Они нам позволят рационально решить эти задания.

После того, как решите, нужно обменяться тетрадями и проверить друг друга по ответам и  критериям, написанным на доске.

№893 1) 7,276     2) 29,37   3) 19   4) 2

№904 1) 3,116   2) 45,93  3) 0,582  4) 1,039

Критерии оценки:

«5» – 4 пункта верно

«4» – 3 пункта верно

«старайся» – 2 или 1 пункт верно

Формулируют свойства

Выполняют работу в тетрадях, меняются тетрадями и выставляют друг другу оценки

Личностные: отличать оценку за выполненное задание от оценки человека

Познавательные: формулировать и записывать свойства действий с рациональными числами применительно к десятичным дробям и использовать для преобразования числовых выражений

Регулятивные: осуществлять контроль за результатом работы, оценивать степень успешности согласно критериям

Коммуникативные:  работать в парах, уважать мнение товарища

На маркерной доске

 

8. Итоги урока, объявление домашнего задания

(2 мин)

Итак, сегодня на уроке мы повторили и закрепили все основные действия с десятичными дробями, которые выучили на данном этапе. Дома вы ещё поработаете по этой теме. Запишите домашнее задание:

№869 – уравнения, №882 – задача, которую можно сделать на компьютере (смотри  инструкцию на странице 271). Это не обязательное условие.

Или вместо этого можно составить задачу, аналогичную классной, найдя в интернете данные переписи населения за 2010 год по Астраханской области, Можно придумать другие вопросы.

Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы.

Личностные: осознанный выбор видов деятельности

Познавательные: находить информацию в СМИ, в том числе используя ИКТ, решать текстовую задачу и уравнения с десятичными дробями

 

9. Рефлексия

(1мин)

Продолжите предложение.

Я узнал…Я научился…

Какая работа вам доставила радость? С какими трудностями вы встретились?

Высказывают свои мысли

Личностные: оценивать содержание урока

Коммуникативные: излагать своё мнение, участвовать в диалоге