Употребление в речи и правописание сложных слов

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Класс: 3.

Тип урока: урок систематизации знаний.

Цель: развитие умений правильного написания сложных слов, объяснять и графически обозначать орфограммы; путём наблюдения над значением корней научиться понимать лексическое значение сложного слова.

Формы работы: фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа.

Материально-техническое обеспечение: учебник (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 3 класс. 1-я часть); презентация к уроку; интерактивная доска, компьютер.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

Формирование УУД, ТОУУ технология оценивания учебных успехов)

Ι. Организационный момент. – Доброе утро! Посмотрите друг на друга и подарите другу улыбку. Сегодня на уроке у вас всё получится.  

Познавательные УУД:

(ПУУД)

  1. развиваем умения извлекать информацию, представленную в разных формах;
  2. представлять информацию в виде плана;
  3. осуществлять анализ и синтез;
  4. на основе анализа объектов делать выводы;
  5. строить рассуждения.

Регулятивные УУД:

(РУУД)

  1. самостоятельно формулировать тему урока;
  2. оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  3. составлять план решения проблемы;
  4. работать по плану;
  5. в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки;
  6. соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его;
  7. осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

(КУУД)

  1. развиваем умение слушать и понимать других;
  2. высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  3. оформлять свои мысли в устной форме;
  4. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Личностные результаты:

(ЛУУД)

  1.  развиваем умения осознавать и определять свои эмоции;
  2.  оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
  3.  формируем интерес к изучению языка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТООУ

II. Штриховка, минутка чистописания.

1 (ЛУУД)

– С какой работы мы начинаем урок русского языка?

– На выданных листах найдите первую букву, выполните штриховку, тем цветом (зелёным, жёлтым, красным), какое у вас настроение на начало урока? Поднимите вверх и покажите.

– Что вы можете сказать об этих буквах?

– В минутке чистописания мы напишем это слово – соединительные.

Откройте тетрадь, запишите число, классная работа и это сложное для написания слово «соединительные».

– Со штриховки.

Дети выполняют штриховку.

 

– «о», «е»– гласные буквы и являются соединительными гласными в сложных словах.

Дети выполняют задание.

II. Формулирование темы урока на основе ключевых слов. Работа в группах.

1, 2, 4, 5 (ПУУД)

1, 3 (РУУД)

1, 2, 4 (КУУД)

– Соединительные гласные – это первое сочетание слов, которое будет ключевым нашей сегодняшней темы.

Посоветуйтесь в группах и назовите остальные основные понятия.

 

– А теперь давайте проверим, все ли ключевые понятия перечислены (проверяют по слайду)?

– Используя ключевые слова, назовите с чем мы будем сегодня на уроке работать?

– Да, сегодня мы будем работать со сложными словами, а, именно, над их написанием.

Дети собираются группами и формулируют остальные понятия этой темы.

  1. Соединительные гласные (о, е).
  2. Сложные слова.
  3. Два корня.
  4. Твёрдая и мягкая согласные перед соединительными гласными.

Дети высказывают свои предположения.

– Со сложными словами, с выбором написания соединительных гласных…

III. Физминутка для глаз. – Чтобы приступить к дальнейшей работе, выполним физминутку для глаз. Дети следят за Искоркой глазами (на доске включается физминутка).

IV. Обобщение и систематизация знаний и умений.

3 (ЛУУД)

– Посмотрите на доску. Как вы думаете, какое задание необходимо выполнить?

На слайде:

Нос образ
Муравь носец
Брон ед
Дик тел
Чист бой
Звер рог

– Выполняем задание в тетрадях. Диктуем слово орфографически проговаривая, выделяем корни и орфограммы.

– Составить сложные слова, используя эти части.

 

 

 

 

 

Дети по очереди диктуют, выполняют задания.

Носорог, муравьед, броненосец, дикобраз, чистотел, зверобой.

V. Проблемная ситуация.

2, 3 (КУУД)

– Какой вывод можно сделать? – Не во всех сложных словах корни может соединять соединительная гласная, например, муравьед, дикобраз.
VI. Интеграция с предметом: окружающий мир.

– Что ещё можете сказать об этих словах?

– Почему эти животные и растения получили свои названия?

– Что ещё вы можете сказать о животных?

– Эти слова можно объединить в группы: животные и растения.

Дети высказывают свои предположения.

– Это редкие животные, и поэтому они занесены в «Красную книгу».

VII. Физминутка с использованием музыки. – А теперь отправимся в лес и выполним физминутку. Дети читают с доски слова физминутки и выполняют движения.

VIII. Работа по учебнику.

3, 5 (ПУУД)

– Тихо сели. Продолжаем работу. Откройте учебник на с. 113, найдите упр. 139. Прочитайте задание, как должны действовать?

Открывают учебники, читают задание.

– Определить общий признак у слов каждой группы и исключаем «лишнее».

  1. Поговорка – состоит из одного корня.
  2. Самолёт. Т.к. остальные слова являются однокоренными.
  3. Проводник – состоит из одного корня.

IX. Чтение сказок о сложных словах.

3 (КУУД)

3 (ЛУУД)

– А теперь послушаем ваши сказки о сложных словах. Читают сказки «Носорог», «Паровоз», «Звездолёт».

X. Итог урока.

1, 3, 4, 5 (ПУУД)

2 (РУУД)

2 (ЛУУД)

– Вспомните ключевые понятия нашего урока, нужно ли их дополнить?

– Подведите итог урока с помощью начала фраз:

  • Я узнал…
  • Я удивился…
  • Я задумался…
  • Я повторил…
  • Я научился…
  • Я запомнил…

– Да, сложные слова без соединительных гласных.

Дети высказывают своё мнение.

XI. Штриховка. Рефлексия.

1, 2 (ЛУУД)

– Выполните штриховку второй буквы, покажите с помощью цвета, какое у вас настроение сейчас. Выполняют штриховку.

XII. Самооценка.

5, 6, 7 (РУУД)

– Кто сегодня получил отметку в дневник? За что?

– Молодцы! Спасибо за работу!

Выставляют себе отметку и обосновывают её.