Технологическая карта изучения темы «Имя прилагательное»
Учебный предмет | Русский язык |
Класс |
3 |
Тип урока |
урок открытия нового знания |
Технология построения урока |
проблемно-диалогическая |
Тема урока |
Имя прилагательное |
Цель урока |
способствовать формированию общего представления учащихся о прилагательном как части речи |
Задачи урока |
Предметные задачи:
Метапредметные задачи: создать условия для развития у учащихся:
|
Организация пространства
Формы работы |
Ресурсы |
Фронтальная Работа в парах, в группах Индивидуальная |
Книгопечатная продукция: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И. Петленко, В.Ю.Романова "Русский язык 3 класс"; 2008г.; М.И.Кузнецова "Пишем грамотно" Технические средства обучения: компьютер,медиапроектор. Экранно-звуковые пособия: презентация в Power Point «Прилагательное» |
Ход урока
Этапы урока |
Содержание урока |
Формирование универсальных учебных действий |
|||
I. Организационный момент. Настрой на работу. | Учитель: Ребята! Сегодня замечательный весенний день! Охарактеризуйте свое настроение. Дети: Радостное, солнечное, хорошее, веселое. Учитель: Давайте постараемся сохранить хорошее настроение на весь урок, а еще лучше – на весь день. Эпиграфом к нашему уроку я подобрала слова Л.Н.Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». – Верность этих слов великого классика мы и проверим сегодняшним уроком. |
Личностные УУД: умение организовать себя на урок; формирование положительных мотивов учения, ценностные установки, нравственная ориентация | |||
II. Актуализация знаний |
Запись числа и классной работы Прочитайте слова на доске: ВЕСЕЛЬЧАК, ВЕСЕЛЫЙ, ВЕСЕЛЬЕ, ВЕСЕЛИТЬ, ВЕСЕЛО Учитель: Что объединяет все написанные слова? Дети: Это однокоренные слова, корень весел-. Учитель: Прочитайте еще раз записанные слова. Предлагаю игру «Выбывание». Исключите слово, которое отвечает на вопрос что делать? Дети: Это глагол веселить Учитель: Исключите слово, в котором звуков меньше, чем букв. Дети: Я думаю, что это слово весельчак, в нем 9 букв и 8 звуков, так как ь не обозначает звука. Учитель: Исключите слово, которое отвечает на вопрос как? весело Учитель: Исключите слово, которое склоняется. Дети: Это имя существительное веселье. – А что мы знаем о существительном? (фиксируем на доску) Учитель: Какое слово осталось? Дети: Слово веселый отвечает на вопрос какой? Это прилагательное, мы их уже встречали. Учитель: Значит, какая сегодня тема урока? Кто догадался? ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ Тема нашего урока записана в учебнике на странице 79. Откройте учебники и прочитайте название темы . Какой блок изучаем?
Дети: Определяю я предметы, Учитель: Каковы же главные задачи урока? Задайте вопросы к теме. Учащиеся предложили вопросы, учитель их зафиксировал на доске:
Каким членом предложения чаще всего бывают? Учитель: На какие вопросы мы уже знаем ответ? – А что еще предстоит узнать? – Где вы на лесенке познания по этой теме, отметьте. – Так на достижение какой цели будут направлены наши усилия? (Узнать, как изменяются имена прилагательные) Какими средствами мы можем получить новые знания? (Спросить у учителя, прочитать в учебнике, найти в словаре или энциклопедии, совместная работа в классе) Учитель: Начнем! Все наши наблюдения будем фиксировать на доске напротив вопроса. А если возникнут новые вопросы по ходу нашей работы, мы их допишем. |
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Регулятивные УУД:
Личностные УУД: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
|||
III. Открытие нового знания
|
На прошлом уроке мы говорили, что прилагательное поясняет имя существительное. Как такая связь называется? Согласованием. У существительных подчас – В чём же согласуются прилагательные с существительными? Какие признаки берут они у имени существительного? Как изменяются имена прилагательные? Я предлагаю вам поработать в группах. |
Познавательные УУД:
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
|
|||
а) Поиск решения |
Групповая работа. Работая вместе, прислушивайтесь к мнению соседа, доказывайте своё. Ребята обсуждают проблему в группах, делают выводы и выступают у доски. 1 группа Вопрос: Изменяются ли имена прилагательные по родам? Задание: Составьте словосочетания существительное + прилагательное с вопросом, используя их общий признак весёлый, высокий Запишите: День(какой?) …. Девочка (какая?)….. Слово (какое?) …… – Выделите окончание и основу у прилагательных. – Что заметили? Почему изменялись окончания? – От чего зависит род имен прилагательных? – Какой сделали вывод? 2 группа Вопрос: Изменяются ли имена прилагательные по числам? Дуб высокий – Сосна высокая – Дерево высокое – Укажите число имен существительных и прилагательных. Измените число и запишите получившиеся словосочетания, выделите окончания. Сделайте вывод У прилагательных выделить окончание и основу. Что заметили? 3 группа Вопрос: Изменяются ли имена прилагательные по падежам? Сравните эти словосочетания Сочная трава – за сочной травой Родное гнездо – из родного гнезда 1. Определите падеж имен существительных – Что произошло с именем прилагательным? Какой вывод можем сделать? Защита групп 1 группа – Составили словосочетания существительное + прилагательное с вопросом, используя их общий признак. День(какой?) весёлый Дуб (какой?) высокий Девочка (какая?) весёлая Сосна (какая?) высокая Слово (какое?) весёлое Дерево (какое?) высокое – Что заметили? (основа одна, а окончания разные) М.р. -ый, -ий Ж.р. -ая, -яя, С.р.-ое, -ее – Почему изменялись окончания? (потому, что имена сущ. разного рода) – От чего зависит род имен прилагательных? (от существительных) Учитель: Какой сделали вывод? Вывод: Прилагательные в словосочетании с существительным стоят в том же роде. – Слова, какой части речи изменяются по родам, а какой не изменяются? Учитель: Обратите внимание! У существительных род постоянный, а прилагательные по родам изменяются. – Какой мы ставили вопрос? Изменяются ли по родам имена прилагательные? – Ответили мы на него? (Да.) – Что нам в этом помогло? (Наши наблюдения, знания, учитель) – Где мы можем проверить наши выводы? Сравните наш вывод с выводом, который дан в учебнике. (По учебнику стр. 80) 2 группа – Какой был вопрос? (Изменяются ли по числам имена прилагательные?) Задание: Укажите число имен прилагательных. Измените число и запишите получившиеся словосочетания, выделите окончания. Дубы высокие – Сосны высокие – Деревья высокие – Учитель: Как вы определяли число имен прилагательных? Вывод: Число имен прилагательных определяются по существительному, к которому прилагательное относится. Учитель: Признаки рода и числа у прилагательного непостоянные, так как одно слово может быть в форме м.р., ж.р., ср.р., и мн.ч. Учитель: Определите род имен прилагательных во мн.числе? Запомни! У прилагательных множественного числа род не определяем. – Какой был вопрос? Ответили мы на него? Что нам помогло ответить на вопрос? 3 группа Задание: Сравните эти словосочетания Сочная трава – за сочной травой Родное гнездо – из родного гнезда – Что произошло с именем прилагательным? Какой вывод можем сделать? – Имя прилагательное стоит в той же падеже, что и имя существительное, от которого оно зависит. – Какой мы ставили вопрос в начале урока? (Как изменяются имена прилагательные?) Ответили мы на него? – Где мы можем проверить наши выводы? (учебник стр. 81) – Что нового узнали? – Что помогло нам ответить на вопросы? (наши наблюдения, знания, учебник, учитель.) |
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД: Высказывать своё мнение, выслушивать мнения других. |
|||
б) Составление алгоритма |
Учитель: чтобы работать быстро и верно, составим алгоритм определения рода, числа и падежа имени прилагательного
– О чём мы ещё не сказали? Помни: Род имён прилагательных определяется только в единственном числе. Изменение имен прилагательных по родам, числам и по падежам называется склонением. |
||||
|
Упр.1, стр. 81 (устно игра) Если прилагательное женского рода, то встают девочки, если мужского, то встают мальчики, а если среднего, то все сидят. Спелая груша, крупный картофель, золотая пшеница, соломенное кашпо, холодное молоко, горячее какао. |
|
|||
Физкультминутка «Дождик» |
|||||
Рубрика «Говори правильно» |
Мама купила красив… тюль. На полке стоит детск… шампунь. Тюль, шампунь – м.р. Работаем с планшетами, обосновывают свой ответ (Доп.сведения: второе значение слова тюль Тюль – город во Франции) |
Личностные УУД: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
|||
IV. Первичное закрепление |
Работа в парах. Упр. 3, стр. 82 Прочитай текст. Выпиши выделенные имена существительные с зависимыми именами прилагательными. Отметь главное слово в словосочетаниях, поставь вопросы к прилагательным. Укажи род, число и падеж имен прилагательных, отметь их окончания. В сказочном городе – м.р., ед.ч., П.п. Голубую шляпу – ж.р., ед.ч., В.п. Зелёным галстуком – м.р., ед.ч., Т.п. Яркие краски – мн.ч., И.п. По сказочному городу – м.р., ед.ч, Д.п. |
Личностные УУД: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Познавательные УУД: осуществлять анализ учебного материала. |
|||
V. Самостоятельная работа. |
Дифференцированная работа: А теперь, ребята, я предлагаю потрудиться самостоятельно каждому из вас.
Проверка: учитель.
Проверка: самоконтроль.
Проверка по ключу. |
Личностные УУД: Стимулировать и развивать любознательность, потребность в познавательной информации. Регулятивные УУД:
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания). |
|||
VI. Домашнее задание. |
Стр. 82. Денис утверждает. |
|
|||
VII. Итог урока. Самооценка. Рефлексия учебной деятельности на уроке. |
– Какая была тема урока? Учитель: Расскажите об имени прилагательном от его имени. Дети: Я – часть речи. Я отвечаю на вопросы: какой? – забавный; какая? – добрая; какие? – веселые; какое? – высокое; чьи? – заячьи. – Я обозначаю признаки предметов. Я изменяюсь по родам, числам, и по падежам. Мой род определяется только в единственном числе. В предложении я чаще всего бываю второстепенным членом предложения (определением). У нас получилась очень подробная характеристика. Вы молодцы! – Достигли поставленной цели? – Можно ли сказать, что сегодняшний урок продвинул нас на 1 ступень по лестнице знаний? – Возьмите лесенку знаний. Дайте оценку своим знаниям. Учитель: Итак, наш урок подошел к концу. Мы говорили сегодня об именах прилагательных. Воспользуемся ими и дадим характеристику нашей работе с их помощью. Дети: Урок был интересный, содержательный, полезный, добрый, дружный. познавательный развивающий, плодотворный, удачный. Ученики были активные, думающие, работоспособные, внимательные, дисциплинированные. Настроение хорошее. – Урок закончен. Осталось поставить последнюю точку. Давайте поразмышляем, что дал вам этот урок, что вы вынесли из него, с какими чувствами покидаете класс? – Какими словами описали бы вы своё состояние после урока, вернёмся к эпиграфу: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.» Каждый по-своему воспринял сегодняшний урок: кого-то он порадовал, кто-то остался им недоволен, кому-то надо поработать над собой. Оцените свою работу цветом. Выбери свой цвет:
Благодарю всех за активную работу на уроке. |
Личностные УУД: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные УУД: давать эмоциональную оценку своей деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками. |