Полезный и опасный электрический ток

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Тип урока: урок построения системы знаний

Вид урока: интегрированный – связь физики с ОБЖ.

Цель урока:

  1. В нетрадиционной занимательной форме повторить и актуализировать изученный материал.
  2. Научить применять знания в новой ситуации.
  3. Сформировать представление об опасности электрического тока.
  4. Сформировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельной деятельностью учащихся.
  5. Развивать интерес, стремление проникнуть в сущность явлений, видение значимости изученного материала.

Задачи урока:

  • Образовательные: повторить и закрепить основные законы, сформировать навык решения качественных и экспериментальных задач.
  • Развивающие: развитие познавательной мотивации, логического мышления, развитие регулирующей сферы на основе самоконтроля, взаимоконтроля.
  • Воспитательные: воспитание личностных качеств: активность, увлечённость, сообразительность.

Планируемые результаты: учащиеся научатся применять полученные знания на практике, перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы.

Ресурсы: учебник, тетрадь, источник тока, амперметр, вольтметр, лампочка, провода, ключ.

Оборудование: компьютер, смарт-доска, классная доска.

Организация пространства: фронтальная работа, групповая, работа в парах

Ход урока

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Сегодня будет интересно,
Совсем не скучно, совсем не пресно!
В чём же интереса вашего исток?
Тема важная: «Электрический ток»

II. Актуализация знаний. Демонстрация слайдов.

«Молния», «ЛЭП»

– Скажите, ребята, что объединяет эти слайды?

– Электрический ток

III. Постановка темы урока.

Электричество везде
И на суше и в воде.
Даже в космосе бывает!
А атмосфере «громыхает»!
О пользе электричества все знают,
Но про опасность забывают!

– Ребята, сформулируйте тему сегодняшнего урока

– «Полезный и опасный электрический ток»

– Кто может сформулировать основную цель нашего урока?

– Выяснить, в чём проявляется польза и опасность электрического тока.

IV. Повторение.

1. Что такое электрический ток?

– Электрический ток – это направленное движение заряженных частиц.

2. Условия существования эл. тока в цепи?

– Наличие источника тока, наличие заряженных частиц.

3. Где вырабатывается эл. ток?

– На ТЭС, ГЭС, АЭС, нетрадиционные электростанции

4. Основные законы электрического тока?

– Закон Ома, закон Джоуля-Ленца, законы последовательного и параллельного соединения проводников.

5. Какие приборы измеряют силу тока и напряжение?

– Амперметр, вольтметр

6. Где используется электрическая энергия?

– В быту, на транспорте, в промышленности

7. Какой прибор позволяет нам определить количество потребляемой энергии?

– Электрический счётчик

V. Проверка домашнего задания.

– Ребята, а теперь проверим ваше домашнее задание.

1. Как по счётчику вы определили расход и стоимость электрической энергии в вашей квартире за 5 дней?

Учитель проверяет письменную домашнюю работу. Вместе с учениками обсуждает, кто экономно расходует энергию.

2. Ребята, у вас было задание: найти в дополнительной литературе способы экономии электроэнергии. Давайте вместе будем обсуждать, размышлять.

VI. Применение полученных знаний в новой ситуации (презентация: «Экономим электроэнергию»).

Сейчас я буду показывать слайды с советами юного физика, и мы будем обсуждать эти советы и составлять памятку по экономии электрической энергии.

Советы юного физика Ученики обсуждают и составляют памятку
1. Уходя, гасите свет.
Вот экономии секрет!
1. Это всем понятно.
2. Двухтарифный счётчик
В квартире поставь!
Экономить энергию
Домочадцев заставь!
2. В ночные часы (с 23-7) тариф в 4 раза меньше, чем в дневное время.
3. Протрите лампочки от пыли,
Чтобы они ярче светили!
3. Известно, что хорошо протёртая лампочка светит на 10% ярче!
4. Лампы накаливания
На энергосберегающие заменили,
Чтобы они не грели,
А больше светили.
4. Энергосберегающая лампа на 12 Вт даёт столько света, сколько лампа на 60 Вт.
Эта лампа тратит энергию на свет, а не на тепло. Она потребляет энергии в 4-5 раз меньше.
5. Режим ожидания
Приборов отключи!
Экономить энергию
Всех научи!
5. Приборы в режиме ожидания тоже потребляют энергию.
6. Электротехнику
класса «А» покупайте
Она экономней
Это вы знайте!
6. Дополнительный расход энергии на устаревшую технику составляет 50%. Техника класса «А» современнее и лучше по всем характеристикам.
7. Холодильник
в холодное место поставь.
Экономно работать
Его заставь!
7. Не устанавливайте холодильник рядом с плитой или радиатором отопления, это увеличивает расход энергии на 20%.
8. Экономьте энергию!
Накипь снимите,
В чистом чайнике
Чай кипятите!
8. Слой накипи ухудшает теплопроводность стенок чайника.
9. Крышки к кастрюлям
Вы подберите.
С закрытой крышкой
Пищу варите!
9. Если посуда без крышки, быстрое испарение воды, увеличивает время готовки, а значит и расход энергии.
Без крышки тратится в три раза больше энергии.

Основные правила по экономии электроэнергии

  1. Установите двухтарифный счётчик.
  2. Замените лампы накаливания на энергосберегающие, протирайте чаще лампочки от пыли.
  3. Уходя – гасите свет.
  4. Отключайте устройства, находящиеся в режиме ожидания.
  5. Применяйте электротехнику класса «А».
  6. Ставьте холодильник в самое холодное место.
  7. Плита должна быть исправной. Посуда должна быть с крышкой и плотно прилегать к нагревательным элементам.
  8. Кипятите воду в чистом без накипи чайнике

– Мы знаем, что электричество служит человеку и поэтому мы должны экономить электроэнергию. Электрический ток представляет и большую опасность для человека

Давайте посмотрим дальше презентацию: «Опасный электрический ток: дома и на улице».

Советы юного физика Ученики обсуждают и составляют памятку
1. Розетки сами не чините,
Специалисту поручите!
1. При ремонте розетки можно получить короткое замыкание.
2. К опорам ЛЭП не прикасайся,
Тока утечки всегда опасайся!
2. Всегда есть ток утечки. В дождливую и пыльную погоду он увеличивается.
3. Ты с удочкой под ЛЭП
Никогда не гуляй!
Зацепишь провода
Убьёт, так и знай!
3. При приближении предмета к проводам ЛЭП на 1м может наступить пробой воздушного промежутка. Если удочкой зацепить провод, ток пройдёт через удочку и тело человека
4. К оборванным и провисшим
Проводам не подходи!
Здоровью своему не навреди!
Из зоны обрыва проводов уходи,
Но не большими шагами,
«гусиными» иди!
4. При обрыве провода электрический ток будет растекаться по обширной области вокруг места касания провода земли. Когда человек попадает в это место, то между ступнями возникает шаговое напряжение.
Чем больше шаг, тем больше напряжение.
5. Во время грозы опасно купаться,
В стогу сена от дождя укрываться!
5. Вода является проводником электрического тока. Молния бьёт в токопроводящий участок.
6. Едешь в машине остановись!
Наружу не выходи,
Конца грозы дождись!
6. При ударе молнии разряд идёт по поверхности металла. Не следует касаться металлических предметов в машине. Отключите магнитолу, сложите антенну.
7. Под одинокое дерево
Опасно садиться,
Молния ударит.
Можешь жизни лишиться!
7. Одинокое дерево хороший молниеотвод.
8. Рядом с металлом не находись,
Подальше уйди,
За металл не держись!
8. Существует вероятность перемещения электрического разряда по коммуникациям.
9. Электроприборы ты в сеть не включай,
Даже если захочешь ты чай!
9. Необходимо отключить в сильную грозу все электроприборы. Особенно в сельской местности, где нет заземления.
10. Зонты, телефоны в грозу опасны.
Знать это все должны прекрасно!
10. Зонты имеют металлические детали, телефоны тоже представляют опасность. В случае разряда молнии, ток по телефонным проводам достигает и вашего телефона.

Решение экспериментальных задач

Ребята мы с вами обсуждали правила безопасного обращения с электрическим током. Давайте проведём эксперименты с измерительными приборами и будем включать их в электрическую цепь, нарушая правила.

Каждая группа получает задание и оборудование. Ученики выполняют эксперимент, делают выводы, записывают, отвечают.

Задание 1.

Ученик при измерении силы тока в лампочке по ошибке включил вольтметр вместо амперметра. Что при этом произошло?

Ответ: лампочка не загорелась, почти всё напряжение оказалось на вольтметре, у которого сопротивление большое

Задание 2

Ученик при измерении напряжения на лампочке по ошибке включил амперметр вместо вольтметра. Что при этом произошло?

Ответ: возник очень большой ток, который может привести к порче амперметра, поэтому необходимо быстро отключить амперметр (практически произошло короткое замыкание, так как сопротивление амперметра мало).

Подведение итогов урока: учитель даёт оценку работы класса и отдельных учеников, учащиеся отвечают, что узнали на уроке.

  1. Узнали правила экономии энергии.
  2. Правила безопасного обращения с электричеством на улице и дома.
  3. Правила поведения во время грозы.
  4. Повторили основные формулы.
  5. Решили качественные задачи.
  6. Выполнили экспериментальную работу.

VII. Информация о домашнем задании.

обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения задания

VIII. Рефлексия.

На доске ученики наклеивают зелёный листочек, если поняли тему; если не поняли – красный; если недостаточно поняли – жёлтый.