Тип урока: урок построения системы знаний
Вид урока: интегрированный – связь физики с ОБЖ.
Цель урока:
- В нетрадиционной занимательной форме повторить и актуализировать изученный материал.
- Научить применять знания в новой ситуации.
- Сформировать представление об опасности электрического тока.
- Сформировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельной деятельностью учащихся.
- Развивать интерес, стремление проникнуть в сущность явлений, видение значимости изученного материала.
Задачи урока:
- Образовательные: повторить и закрепить основные законы, сформировать навык решения качественных и экспериментальных задач.
- Развивающие: развитие познавательной мотивации, логического мышления, развитие регулирующей сферы на основе самоконтроля, взаимоконтроля.
- Воспитательные: воспитание личностных качеств: активность, увлечённость, сообразительность.
Планируемые результаты: учащиеся научатся применять полученные знания на практике, перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы.
Ресурсы: учебник, тетрадь, источник тока, амперметр, вольтметр, лампочка, провода, ключ.
Оборудование: компьютер, смарт-доска, классная доска.
Организация пространства: фронтальная работа, групповая, работа в парах
Ход урока
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Сегодня будет интересно,
Совсем не скучно, совсем не пресно!
В чём же интереса вашего исток?
Тема важная: «Электрический ток»
II. Актуализация знаний. Демонстрация слайдов.
«Молния», «ЛЭП»
– Скажите, ребята, что объединяет эти слайды?
– Электрический ток
III. Постановка темы урока.
Электричество везде
И на суше и в воде.
Даже в космосе бывает!
А атмосфере «громыхает»!
О пользе электричества все знают,
Но про опасность забывают!
– Ребята, сформулируйте тему сегодняшнего урока
– «Полезный и опасный электрический ток»
– Кто может сформулировать основную цель нашего урока?
– Выяснить, в чём проявляется польза и опасность электрического тока.
IV. Повторение.
1. Что такое электрический ток?
– Электрический ток – это направленное движение заряженных частиц.
2. Условия существования эл. тока в цепи?
– Наличие источника тока, наличие заряженных частиц.
3. Где вырабатывается эл. ток?
– На ТЭС, ГЭС, АЭС, нетрадиционные электростанции
4. Основные законы электрического тока?
– Закон Ома, закон Джоуля-Ленца, законы последовательного и параллельного соединения проводников.
5. Какие приборы измеряют силу тока и напряжение?
– Амперметр, вольтметр
6. Где используется электрическая энергия?
– В быту, на транспорте, в промышленности
7. Какой прибор позволяет нам определить количество потребляемой энергии?
– Электрический счётчик
V. Проверка домашнего задания.
– Ребята, а теперь проверим ваше домашнее задание.
1. Как по счётчику вы определили расход и стоимость электрической энергии в вашей квартире за 5 дней?
Учитель проверяет письменную домашнюю работу. Вместе с учениками обсуждает, кто экономно расходует энергию.
2. Ребята, у вас было задание: найти в дополнительной литературе способы экономии электроэнергии. Давайте вместе будем обсуждать, размышлять.
VI. Применение полученных знаний в новой ситуации (презентация: «Экономим электроэнергию»).
Сейчас я буду показывать слайды с советами юного физика, и мы будем обсуждать эти советы и составлять памятку по экономии электрической энергии.
Советы юного физика | Ученики обсуждают и составляют памятку |
1. Уходя, гасите свет. Вот экономии секрет! |
1. Это всем понятно. |
2. Двухтарифный счётчик В квартире поставь! Экономить энергию Домочадцев заставь! |
2. В ночные часы (с 23-7) тариф в 4 раза меньше, чем в дневное время. |
3. Протрите лампочки от пыли, Чтобы они ярче светили! |
3. Известно, что хорошо протёртая лампочка светит на 10% ярче! |
4. Лампы накаливания На энергосберегающие заменили, Чтобы они не грели, А больше светили. |
4. Энергосберегающая лампа на 12 Вт даёт столько света, сколько лампа на 60 Вт. Эта лампа тратит энергию на свет, а не на тепло. Она потребляет энергии в 4-5 раз меньше. |
5. Режим ожидания Приборов отключи! Экономить энергию Всех научи! |
5. Приборы в режиме ожидания тоже потребляют энергию. |
6. Электротехнику класса «А» покупайте Она экономней Это вы знайте! |
6. Дополнительный расход энергии на устаревшую технику составляет 50%. Техника класса «А» современнее и лучше по всем характеристикам. |
7. Холодильник в холодное место поставь. Экономно работать Его заставь! |
7. Не устанавливайте холодильник рядом с плитой или радиатором отопления, это увеличивает расход энергии на 20%. |
8. Экономьте энергию! Накипь снимите, В чистом чайнике Чай кипятите! |
8. Слой накипи ухудшает теплопроводность стенок чайника. |
9. Крышки к кастрюлям Вы подберите. С закрытой крышкой Пищу варите! |
9. Если посуда без крышки, быстрое испарение воды, увеличивает время готовки, а значит и расход энергии. Без крышки тратится в три раза больше энергии. |
Основные правила по экономии электроэнергии
- Установите двухтарифный счётчик.
- Замените лампы накаливания на энергосберегающие, протирайте чаще лампочки от пыли.
- Уходя – гасите свет.
- Отключайте устройства, находящиеся в режиме ожидания.
- Применяйте электротехнику класса «А».
- Ставьте холодильник в самое холодное место.
- Плита должна быть исправной. Посуда должна быть с крышкой и плотно прилегать к нагревательным элементам.
- Кипятите воду в чистом без накипи чайнике
– Мы знаем, что электричество служит человеку и поэтому мы должны экономить электроэнергию. Электрический ток представляет и большую опасность для человека
Давайте посмотрим дальше презентацию: «Опасный электрический ток: дома и на улице».
Советы юного физика | Ученики обсуждают и составляют памятку |
1. Розетки сами не чините, Специалисту поручите! |
1. При ремонте розетки можно получить короткое замыкание. |
2. К опорам ЛЭП не прикасайся, Тока утечки всегда опасайся! |
2. Всегда есть ток утечки. В дождливую и пыльную погоду он увеличивается. |
3. Ты с удочкой под ЛЭП Никогда не гуляй! Зацепишь провода Убьёт, так и знай! |
3. При приближении предмета к проводам ЛЭП на 1м может наступить пробой воздушного промежутка. Если удочкой зацепить провод, ток пройдёт через удочку и тело человека |
4. К оборванным и провисшим Проводам не подходи! Здоровью своему не навреди! Из зоны обрыва проводов уходи, Но не большими шагами, «гусиными» иди! |
4. При обрыве провода электрический ток будет растекаться по обширной области вокруг места касания провода земли. Когда человек попадает в это место, то между ступнями возникает шаговое напряжение. Чем больше шаг, тем больше напряжение. |
5. Во время грозы опасно купаться, В стогу сена от дождя укрываться! |
5. Вода является проводником электрического тока. Молния бьёт в токопроводящий участок. |
6. Едешь в машине остановись! Наружу не выходи, Конца грозы дождись! |
6. При ударе молнии разряд идёт по поверхности металла. Не следует касаться металлических предметов в машине. Отключите магнитолу, сложите антенну. |
7. Под одинокое дерево Опасно садиться, Молния ударит. Можешь жизни лишиться! |
7. Одинокое дерево хороший молниеотвод. |
8. Рядом с металлом не находись, Подальше уйди, За металл не держись! |
8. Существует вероятность перемещения электрического разряда по коммуникациям. |
9. Электроприборы ты в сеть не включай, Даже если захочешь ты чай! |
9. Необходимо отключить в сильную грозу все электроприборы. Особенно в сельской местности, где нет заземления. |
10. Зонты, телефоны в грозу опасны. Знать это все должны прекрасно! |
10. Зонты имеют металлические детали, телефоны тоже представляют опасность. В случае разряда молнии, ток по телефонным проводам достигает и вашего телефона. |
Решение экспериментальных задач
Ребята мы с вами обсуждали правила безопасного обращения с электрическим током. Давайте проведём эксперименты с измерительными приборами и будем включать их в электрическую цепь, нарушая правила.
Каждая группа получает задание и оборудование. Ученики выполняют эксперимент, делают выводы, записывают, отвечают.
Задание 1.
Ученик при измерении силы тока в лампочке по ошибке включил вольтметр вместо амперметра. Что при этом произошло?
Ответ: лампочка не загорелась, почти всё напряжение оказалось на вольтметре, у которого сопротивление большое
Задание 2
Ученик при измерении напряжения на лампочке по ошибке включил амперметр вместо вольтметра. Что при этом произошло?
Ответ: возник очень большой ток, который может привести к порче амперметра, поэтому необходимо быстро отключить амперметр (практически произошло короткое замыкание, так как сопротивление амперметра мало).
Подведение итогов урока: учитель даёт оценку работы класса и отдельных учеников, учащиеся отвечают, что узнали на уроке.
- Узнали правила экономии энергии.
- Правила безопасного обращения с электричеством на улице и дома.
- Правила поведения во время грозы.
- Повторили основные формулы.
- Решили качественные задачи.
- Выполнили экспериментальную работу.
VII. Информация о домашнем задании.
обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения задания
VIII. Рефлексия.
На доске ученики наклеивают зелёный листочек, если поняли тему; если не поняли – красный; если недостаточно поняли – жёлтый.