Внеклассное мероприятие по математике на тему "Вычисление производных". 10-й класс

Разделы: Математика, Внеклассная работа

Класс: 10


Цель: Способствовать углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширению их кругозора.
Заинтересовать учащихся предметом, вовлечь в серьезную самостоятельную деятельность.

Задачи: обобщение и систематизации знаний учащихся по данной теме, полученные на уроках, развитие навыков самостоятельной и групповой работы,познавательного интереса к предмету математика, воспитание воли и упорства к победе.

Оборудование: набор карточек, таблиц, тестов, оценочных листов, плакаты с изречениями о математике.

Ход мероприятия

Класс разбивается на 5 команд, в каждой команде выбирается капитан для координации действий участников и контроля за деятельностью каждого игрока. Результаты оценивает жюри, учащиеся 11 класса.

I этап.

Вопросы по теме “ Производная”. Каждая команда отвечает на 3 вопроса (по 1 баллу за правильный ответ).

  1. Что называется приращением аргумента?
  2. Что называется приращением функции?
  3. Определение производной функции в точке.
  4. Какая функция называется дифференцируемой в точке х0?
  5. Какая функция называется непрерывной в точке х0?
  6. Правило нахождения производной суммы двух функций.
  7. Правило нахождения производной произведения двух функций.
  8. Правило нахождения производной частного двух функций.
  9. Геометрический смысл производной.
  10. Формула производной функции y = xn.
  11. Формула производной функции y= .
  12. Формула производной функции синуса.
  13. Формула производной функции косинуса.
  14. Формула производной функции тангенса.
  15. Формула производной функции котангенса.

II этап.

Каждая команда получает карточки. После их выполнения, решения и ответы сдаются жюри. Максимальное количество баллов – 4

Карточка № 1.

  1. f(x) = 3х4; найти f ’(x) и f ’(2);
  2. f(x) = sinx + cosx; найти f ’(x) и f ’(π/4);
  3. f(x)= 3 + х2 + 8 ; найти f ’(x) ;
  4. f(x) = 5соs(2х + π); найти f ’(x).

Карточка № 2.

  1. f(x) = х4; найти f ’(x) и f ’(-1);
  2. f(x) = sinx – cosx; найти f ’(x) и f ’(π/4);
  3. f(x) = х2 – 6x + 1 ; найти f ’(x) ;
  4. f(x) = 3sin(2x + π); найти f ’(x).

Карточка № 3.

  1. f(x) = х5; найти f ’(x) и f ’(-1);
  2. f(x ) = cosx – sinx; найти f ’(x) и f ’(π/4);
  3. f(x) = 3х4 – 6x2 + 7; найти f ’(x);
  4. f(x) =2sin(3x + π); найти f ’(x).

Карточка № 4.

f(x) = 4cos5x; найти f ’(x) и f ’(π/30)

f(x ) = sin3xcos3x – sin3xsinx; найти f ’(x) и f ’(π/4);

f(x) = (1/4)х4 – x3 – x2 + 6x + 1991; решить уравнение f ’(x) =0;

f(x) = cos2x – sin2x; найти f ’(x).

Карточка № 5.

f(x) = 3sin5x; найти f ’(x) и f ’(π/30)

f(x ) = sin3xcosx + cos3xsinx; найти f ’(x) и f ’(π/4);

f(x) = (1/4)х4 – (1/3)x3 – (1/2)x2 + x – 108 ; решить уравнение f ’(x) =0;

f(x) = 2sinxcosx; найти f ’(x).

III этап.

Каждая команда получает тест.

В результате его выполнения, должно получиться слово (максимальное количество баллов – 5).

Найти f ’(x0).

x0 Варианты ответов
f(x) = 5x8 – 8x5

x0 = 1 п о м к
0 -80 108 -108
f(x) = (2х + 1)(2x – 1)

x0= -2 р а с н
-16 17 16 -17
f(x) =(4 – 3x)/x x0 = 1 я у и р
-2 4 -4 2
f(x) = 4sinx

x0 = π/3 с т п р
-2 - 2
f(x) = 2cosx

x0 = π/3 б м а ю
-2 - 2
f(x) = + 2x3

x0= 1 а щ п н
4 6,5 5,5 0
f(x) = 5 + 1 x0 =3 д е а к
1 5/4 3 -4
f(x) = (3x + 1)2

x0=1 н п о у
24 5 -7 0
f(x) = 5tgx

x0= 0 н к и р
0 1 5 -3
f(x) = (1/3)x3 + (1/2)x2 + x + 1

x0=1 и р у е
-3 4 0 3

Ответ: приращение.

IV этап

Найти значение производной функции в точке x0 и с помощью полученных результатов прочитать математический термин. Максимальное количество баллов: 5

Задания для I, II, III команд.

А В Д З И Н О П Р Я
-23 5 -24 0 3 1 20 2 -4

1 2 3 4 5 6 7 9 10 11
Слово:

Ответ: производная.

Задания для IV, V команд.

А Е К Л С Т Н Ь Я
1 0 20 5 2 3 -24 -4

1 2 3 4 5 6 7 9 10 11
Слово:

Ответ: касательная.

Учитель: пока жюри подводит итоги конкурсов, каждая команда должна придумать оду математике (3 балла).

Ребята, сегодня мы с вами повторили теорию по теме “Производная”, провели неплохой тренинг по нахождению производных в точке, учились делать это сообща, вместе, помогая друг другу. После прослушивания стихов в честь математики, подводятся итоги, награждаются победители.