В работе используется рабочая программа по литературе, составленная на основе:
- федерального компонента государственного стандарта общего образования. Начальное общее образование (Приказ Минобразования от 05.03.2004 № 1089);
- примерной программы начального общего образования по литературе (Сборник нормативных документов. Начальная школа. М.: Дрофа, 2009);
- программы «Литературное чтение. 1-4 классы» авторского коллектива: Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. (М: Просвещение, 2008).
- программы развития школы «Школа – социокультурный центр».
Учебник: Родная речь (в 2 ч.), 2 кл. Климанова Л. Ф. М.: Просвещение.
Раздел: Русские писатели.
Количество часов в неделю – 4, количество часов за год – 136.
Продолжительность: 1 урок (45 мин).
Место урока в изучаемой теме: третий урок.
Тип урока: комбинированный.
Этапы урока:
- Самоопределение к деятельности (1 мин.). Цель: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
- Постановка учебной задачи (1 мин.). Цель: установить тематические рамки; наметить шаги учебной деятельности.
- Актуализация знаний (12 мин.). Цель: организация деятельности обучающихся по обобщению и систематизации знаний о литературном жанре «басня».
- Построение проекта открытия нового знания (15 мин.). Цель: организация деятельности обучающихся по знакомству с басней И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей».
- Первичное закрепление во внешней речи (11 мин.). Цель: организация деятельности обучающихся по применению знаний в разнообразных ситуациях.
- Подведение итогов (2 мин.). Цель: Организация деятельности обучающихся для фиксирования нового содержания.
- Рефлексия (2 мин.). Цель: создание условий для формирования у обучающихся умения выделять ключевые моменты своей деятельности, умения объектировать деятельность, т.е. переводить с языка непосредственных впечатлений и представлений на язык схем.
- Домашнее задание (1 мин.).
Организационные формы: работа в группах сменного состава, учебный диалог, учебная дискуссия, дидактическая игра.
Технологии: коммуникативные, игровые, проблемно-поисковые, здоровьесберегающие, мультимедийные, технологии развивающего обучения, личностно-ориентированные.
Цель урока: Знакомство с басней И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей».
Задачи урока:
- Обобщить знания о литературном жанре «басня».
- Способствовать формированию умения находить в произведении мораль.
- Совершенствовать навыки выразительного чтения, чтения по ролям.
- Способствовать развитию творческих способности детей, мышлению, воображению, памяти, позитивному отношению к себе, другим, миру.
- Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, работе в группах; интерес к литературе как части общей культуры.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Обучающийся будет отличать басню от стихотворения; знать структуру басни, понимать нравственный смысл басен.
Метапредметные:
- Познавательные: обучающийся будет осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы.
- Коммуникативные: обучающийся будет вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в группе (устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках); участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; уметь договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих.
- Регулятивные: обучающийся научится принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Личностные:
- Обучающийся научится проявлять эмоциональную отзывчивость на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, словарь русского языка С. И. Ожегова, красные и жёлтые листья (равное количество) по количеству учащихся класса, рисунок дерева, горошины (по количеству учащихся класса).
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности.
– Улыбнитесь друг другу и новому дню. Настройтесь на дружную работу, и у нас всё получится.
II. Постановка учебной задачи.
<Слайд 3 >
– Тема сегодняшнего урока «Смеясь, мы расстаёмся со своими недостатками». О каком литературном жанре пойдёт речь? (О басне.) <Слайд 3>
– Мы заканчиваем работу над этим литературным жанром и познакомимся с новой басней.
III. Актуализация знаний.
– Что же такое басня? (Небольшое произведение, написанное в стихах или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей. Обычно действующие лица в них – животные.) <Слайд 3>
– Да, гениальный способ придумали мудрецы, как, не причинив человеку прямой обиды, всё же сказать ему правду в глаза. Они давали людям чудесное зеркало, в котором отражались разные звери и диковинные вещи, являвшие собой зрелище сколь занимательное, столь и поучительное. Мудрецы назвали это зеркало басней, и, чтобы ни делали звери, всё разумное и глупое, люди поневоле относили к себе и при этом думали: эта басня сложена про меня, это же я – герой этой басни. <Слайд 4>
– Поэтому и рассердиться на басню никто не мог.
– Закройте глазки и протяните ладошку. Учитель кладёт каждому ученику в ладонь горошину.
– Что это такое?
– На что похожи эти горошины? (Ответы учащихся).
– А ещё горошины похожи на нашу планету Земля, именно такой она видится из космоса. <Слайд 4>
– Кто знает, сколько таких «Я» живёт Земле? (Ответы учащихся). <Слайд 4>
– На нашей планете 5 миллиардов жителей. Это очень много. Каждый человек – это целый мир. Мы не найдём совершенно одинаковых людей. У каждого человека есть свои недостатки. Но в каждом есть что-то хорошее. Очень важно видеть это хорошее не только в себе, но и в окружающих людях.
– Найдите место для горошины, чтобы она не укатилась. Учащиеся кладут горошину в выбранное ими место.
– Я – не только буква, это целое слово. Давайте поразмышляем: какой я, что во мне хорошего, и что бы вам хотелось исправить? Учащиеся называют свои положительные и отрицательные качества.
– Басни помогают обнаружить недостатки и подсказывают, как можно их исправить.
– Приём, используемый в баснях, называется – иносказание.
– Как можно узнать толкование неизвестных нам слов?
Ответы учащихся.
– Перед вами словарь русского языка Сергея Ивановича Ожегова. В нём собрано и объяснено более 70 тысяч слов. А так же словарь В. И. Даля. Словарь может нам помочь. Если в тексте встречаются непонятные слова, то их значение всегда можно найти в словаре.
– Я попрошу каждого из вас подойти к столу и взять листочек.
– Работать будем в группах. Те, у кого красные листья, садятся за компьютер и находят значение слова ИНОСКАЗАНИЕ в интернете. А те, у кого жёлтые листья, садятся за стол и находят толкование слова по словарям. Свои листочки сохраните до конца урока.
Учащиеся занимают место в соответствии с распределением по группам.
Учащиеся поднимают правые руки, соединив их вместе, если работа закончена полностью; левые руки, если работа закончена, но есть сомнения или требуется помощь учителя или других групп.
Выслушиваются варианты выполненного задания от каждой группы, оказывается помощь, если она нужна.
– Что же такое иносказание?(Намёк, скрытый смысл.) <Слайд 5>
– Кто же придумал этот приём?
Выступление ученика с сообщением.
ЭЗОП – древнегреческий баснописец <Слайд 5>, живший в 6 веке до нашей эры. История его жизни полна легендарных подробностей: калека, раб, происходивший из Фригии или Фракии; жил на острове Самос и был отпущен там на волю; послан Крезом (царём государства Лидии) в Дельфы и сброшен местными жителями со скалы из-за возникших между ними распрей).
Эзоп славился как искусный баснописец, который в своих баснях умел сочетать понятный простому люду краткий развлекательный сюжет с побуждающей к размышлению моралью, основанной на жизненном опыте человека из низов.
Ходившие в народе и приписывавшиеся Эзопу басни собрал воедино Деметрий Фалерский. Более поздние обработки так называемых Эзоповых басен принадлежат Бабрию и Федору. Басни Эзопа оказали влияние на творчество великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова. Его басни были написаны не прозой, а в стихотворной форме. Учащиеся дают оценку результата деятельности товарища.
– Кто из известных вам писателей (писателей-земляков) басни писал в прозе? (Л. Н. Толстой) <Слайд 6>
– Какие басни Л. Н. Толстого вы помните? <Слайд 6>. («Муравей и Голубка», «Лев и мышь».)
– Более подробно поговорим о баснях И. А. Крылова. <Слайд 7>. И. А. Крылов написал 205 басен, которые сделали его имя бессмертным. Басни И. А. полюбились русскому сердцу, и, надо прямо сказать, пока он никем не превзойдён. Дедушка Крылов по-прежнему царствует над басенным миром. <Слайд 7>. Недаром ещё А. С. Пушкин сказал: «… Крылов превзошёл всех нам известных баснописцев».
Отгадывание кроссворда.
– А сейчас вспомним героев басен. Отгадаем кроссворд. < Слайд 8>.
<Приложение>.
- Герой басни, укусивший охотника и спасший голубку. (Муравей.)
- Героиня, которая осталась без завтрака из-за своей глупости. (Ворона.)
- Героиня, которая не смогла достать ягод в саду. (Лиса.)
- Герой, который не верил в то, что и от мыши бывает добро. (Лев.)
- Героиня, которая увидела свой образ в зеркале. (Обезьяна.)
– Какое слово получилось по горизонтали? (Мораль) <Слайд 8>.
– Что такое мораль басни? (Поучение, вывод, в котором заключён смысл басни.) <Слайд 8>.
Соотнесение названия и морали басен.
<Слайд 9>.
– Посмотрите на следующий слайд. Какое задание можете предложить. Ответы учащихся.
– Соотнесите мораль басни с её названием.
- Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
А выйдет из него не дело, только мука. - А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь.
«Лебедь, Рак и Щука»,«Квартет».
Выразительное чтение басни «Лебедь, щука и рак».
– Дома вы читали выразительно басню «Лебедь, Рак и Щука».
– Откройте учебник на с. 104. Басню прочитает…
Учащиеся дают оценку результата деятельности товарища.
IV. Построение проекта открытия нового знания.
Прогнозирование содержания.
– Познакомимся с басней, героями которой являются Стрекоза и Муравей. Рассмотрите иллюстрации. <Слайд 10>. Какое время года изображено на первой иллюстрации? Чем занят Муравей, а чем занята Стрекоза? (Стрекоза летает, а Муравей делает запасы.)
– Какое время года изображено на второй иллюстрации? Чем заняты герои? (Муравей в доме, а Стрекоза грустная под окошком, просит пустить её погреться.)
– Как вы думаете, какой будет мораль басни? Сформулируйте её своими словами. Ответы учащихся.
– Сейчас мы узнаем, что же происходило в этой басне, смогли ли мы предугадать её содержание.
Инсценирование басни учащимися. Учащиеся дают оценку результата деятельности одноклассников.
Словарная работа.
– Попробуем объяснить значение непонятных слов. <Слайд 11>.
- Нужда – недостаток, бедность.
- Помертвело – потеряло живость.
- Кум, кумушка –
– Чтобы узнать значение слова «кум», обратимся к толковому словарю. Один из учащихся находит толкование слова в словаре.
(крёстный отец, крёстная мать по отношению к родителям крестника.)
- Вешний – весенний.
- Мурава – молодая трава.
- Удручена – значение на стр. 215 учебника.
- Зима катит в глаза – наступает зима.
Жужжащее чтение.
Чтение басни по цепочке.
Работа по содержанию.
– Как автор называет Стрекозу? Почему он её так называет?
– Прочитайте описание зимней природы.
– Как ведёт себя Стрекоза зимой?
– К кому она ползёт с просьбой?
– Прочитайте, о чём просит Стрекоза Муравья?
– Как отреагировал на эту просьбу Муравей?
– В чём заключается мораль басни? Прочитайте.
– Какие человеческие недостатки осуждаются в этой басне? (Лень.)
<Слайд 11>. Которая из двух пословиц подойдёт к нашей басне? Объясните её смысл.
- Скучен день до вечера, коли делать нечего.
- Делу – время, потехе – час.
Физминутка. (Изобразить стрекозу летом: пляшет, летает; зимой: озябла, переминается с ноги на ногу, потирает лапки и т.д.)
V. Первичное закрепление во внешней речи.
Изменение концовки басни «Стрекоза и Муравей». Игра «Буриме».
– Сочувствуете ли вы Стрекозе? Ведь мы с вами тоже совершаем ошибки.
И очень важно вовремя признать их, исправиться. А для этого нужно уже сейчас задумываться: «какой я сейчас, каким я хочу стать, что мне надо изменить в себе, что я для этого должен сделать?». Надо постоянно думать о двух существах, «живущих» в нас, и не поддаваться чёрному существу. Надо уметь анализировать свои поступки, постоянно думать: «Всё ли правильно я сегодня сделал? Во всех ли ситуациях поступал правильно? За что мне сегодня было стыдно? Смог ли сегодня кому-то принести маленькую радость? Не обидел ли я кого своим поведением?». Ведь нет ничего важнее, чем победа над самим собой. Вдруг Стрекоза раскаялась, и Муравей над ней сжалился.
<Слайд 12>.
– Давайте придумаем другую концовку басни. А поможет нам в этом знакомая игра «Буриме». Нужно дополнить строки, опираясь на данные слова, чтобы получилось стихотворение.
– Работать будем в группах.
_________________ Муравей, (Пожалел Стрекозу муравей,
_________________ обогрел. Напоил, накормил, обогрел.
_________________ Стрекозе: И совет дал такой Стрекозе:
«________________ тебе «Только труд поможет тебе
_________________ земле». Жить достойно на этой земле».)
Учащиеся поднимают правые руки, соединив их вместе, если работа закончена полностью; левые руки, если работа закончена, но есть сомнения или требуется помощь учителя или других групп.
Выслушиваются варианты выполненного задания от каждой группы, оказывается помощь, если она нужна.
– Но это ещё не всё. Пожалел Муравей Стрекозу. Но вот настала весна. Что произошло дальше? У меня два варианта ответа на этот вопрос. Выберите тот, который вам ближе. Обоснуйте свой выбор. <Слайд 12>.
-
Снова праздник весны в природе.
Стрекоза опять в хороводе.
Как и раньше, пляшет, поёт,
Муравья совет на ум не берёт. -
Снова праздник весны в природе.
Стрекоза не кружит в хороводе.
Новый дом себе строит она,
Помня мудрый совет Муравья.
Учащиеся выбирают вариант из предложенных, обосновывают свой выбор.
– Я не буду принимать ни ту, ни другую точку зрения. Ведь каждый имеет право на своё мнение. А мы постепенно приблизились к завершению нашей работы.
Работа с «рассыпавшимися» словами. <Слайд 13>.
- Посмотрите на экран. Предложите задание.
- На экране «рассыпавшиеся» слова. Переставьте буквы и назовите слова.
Подсказка: эти слова – человеческие недостатки, изъяны, которые высмеивали в своих баснях великие баснописцы.
СТЬЛЕ ЕНЬЛ ОСТЬПУГЛ ЛОСЗТЬ БОРУГСТЬ ДАЖТЬСНО НЬЁРАВ ЛИХВАСТВОСТЬ УСТЬСОТР ВИЗАСТЬ
ЛЕСТЬ ЛЕНЬ ГЛУПОСТЬ ЗЛОСТЬ ГРУБОСТЬ ЖАДНОСТЬ ВРАНЬЁ ХВАСТЛИВОСТЬ ТРУСОСТЬ ЗАВИСТЬ
– Подберите к данным словам антонимы.
- ЛЕСТЬ – искренность
- ЛЕНЬ – трудолюбие
- ГЛУПОСТЬ – ум
- ЗЛОСТЬ – доброта
- ГРУБОСТЬ – вежливость
- ЖАДНОСТЬ – щедрость
- ВРАНЬЁ – честность
- ХВАСТЛИВОСТЬ – скромность
- ТРУСОСТЬ – смелость
- ЗАВИСТЬ – независтливость
VI. Подведение итогов.
-Так пусть эти человеческие качества живут в нас всегда, чтобы «Чёрное» существо (воплощение отрицательных черт характера) никогда не одержало победу над «Белым» существом (воплощением положительных черт характера). А если плохие качества всё же проявлялись в вас, пусть они навсегда останутся на той, обратной стороне слов, как перевёрнутая страничка вашей жизни.
– А теперь ещё раз посмотрите на свою горошину. Сумели ли вы её сохранить? Это было сложно. Она могла потеряться, разломиться на части. А вот мир, в котором мы живём, сохранить ещё труднее. Нужно жить в согласии с другими людьми и с собой. Будьте добрее, внимательнее друг к другу и тогда станет в мире меньше зла, насилия.
VII. Рефлексия.
– Кому на уроке было трудно?
– Какое задание было самым интересным?
– А сейчас возьмите свои листочки. С их помощью мы оформим безликий осенний пейзаж, чтобы немного поднять настроение нашей стрекозе. Я думаю, она сделала правильные выводы. Свои листочки вы закрепите на картине следующим образом: если вы активно работали, вам всё было понятно, у вас хорошее настроение – листочки закрепите на дерево; если что-то было трудным – листочки летят с дерева; если у вас плохое настроение, вам многое на уроке было непонятно, вы неактивно работали – листочки лежат на земле.
VIII. Домашнее задание.
<Слайд 14>.
– Домашнее задание по выбору:
- выучить басню наизусть;
- подготовить выразительное чтение басни.