Цели:
– выяснить причины возникновения городов.
– продолжить формирование умений обучающихся работать с исторической картой и
историческими источниками, уметь выяснять причинно-следственные связи.
– способствовать развитию креативных способностей у обучающихся.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Форма работы: индивидуальная, групповая.
Целевая аудитория: 6 класс.
Оборудование: Учебник: Е.В.Агибалова, Г.М.Донской “История средних веков” М, “Просвещение” 2010 год.
Мультимедийный проектор, компьютер.
План:
1. Причины возникновения городов.
2. Места их появления.
3. Почему города боролись с сеньорами.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Вступительное слово учителя: До 10–11 веков в Средневековье было крайне мало городов, но начиная именно с этого времени их количество начинает стремительно расти. И вот сегодня нам предстоит с вами выяснить, почему такой рост происходит в 10–11 веках, а также мы познакомимся с местами появления городов и выясним, почему города боролись с сеньорами. |
|
1. Причины возникновения городов. Учитель: По таблице определите, как менялась численность городов и проживающих в них жителей. (Приложение 1) |
Учащиеся анализируют данные таблицы и делают вывод.
Примерный ответ: Численность городов Европы неуклонно росла, а количество проживающих в них жителей за век увеличилась примерно в 5–20 раз. Кроме того, средневековые города становятся более населенными. |
Учитель: итак, города росли, так что же
приводило к столь поразительному их росту, вам и предстоит это выяснить.
Задание: открываем учебник на с.103 читаем текст и выбираем причины. |
Обучающиеся читают текст и выбирают причины. Примерный ответ: 1.Успехи в хозяйстве. А) появление орудий труда, сделанных полностью или частично из железа
(тяжелый колесный плуг с большими лемехами; |
2. Места появления городов. Учитель: Вот как описывает хронист возникновение одного из средневековых городов: Для нужд и потребностей обитателей замка стали стекаться к мосту продавцы ценных вещей; затем содержатели постоялых дворов для подкормления и приюта тех, кто вел торговые дела, стали строить дома и устаивать гостиницы. И вошло у них в обычай говорить: “Идем к мосту”. Здесь население настолько разрослось, что образовался большой город, который и по сию пору носит имя Брюгге, что значит “мост” [6] Далее обучающимся предлагаются иллюстрации мест возникновения городов. А они предполагают, почему именно в этих местах они возникали. (Приложение 2) |
Работают с иллюстрациями, делают вывод о местах
возникновения городов. Предполагают, почему именно в этих местах они
возникали. Примерный ответ учащихся: города возникали в местах, где ремесленникам легче всего было продать свою продукцию: например, у брода, перекрестках домов, замках, у мостов и др. Кроме того, у замка можно было получить защиту феодала, которому принадлежала эта земля. |
Учитель: Так, вчерашние ремесленники постепенно превращались в горожан, а новый вид поселения становился городом. | |
Учитель: Используя легенду карты, сейчас вы
должны назвать: группа 1: Крупные торгово-ремесленные города, группа 2: крупнейшие ярмарки и торги. |
Две группы работают с картой. (Приложение
3) Группа 3 работает со следующим заданием: В немецком языке слово “бург” означает крепость, “фурт” – брод, “хавен”– гавань, в английском языке слово “форд” означает “брод”, “бридж”– мост, “честер” (от латинского “каструм”) – лагерь. [7].Найдите на карте города, в которых есть такие обозначения и поясните, где они возникли. Примерный ответ 1-я группа: Вена, Реймс, Лондон, Кёльн, Франкфурт, Аугсбург, Брюгге, Вильнюс, Нюрнберг и др. Примерный ответ 2-я группа: Севилья, Милан, Цюрих, Щецин, Гданьск, Кёнигсберг, Бремен, Любек и др. Примерный ответ 3-я группа: Франкфурт – этот город возник первоначально у брода; Уинчестер возник около лагеря, Регенсбург, Аугсбург возникли у крепости. Возможны другие варианты. |
3. Почему города боролись с сеньорами. Учитель: как уже было, сказано ремесленники не только стремились сбыть свою продукцию, но и хотели получить защиту в тех местах, где селились. Но ведь каждое поселение принадлежало либо королю, либо феодалу, монастырю. И вначале они оказывали покровительство селившимся здесь людям. Но шло время и города росли, становились самодостаточными, богатыми, а вчерашний покровитель уже хотел больше доходов, да и просто иметь у себя понравившийся ему товар. Но такие действия сеньора уже не нравились горожанам, которые хотели освободиться от такой опеки. Поэтому города боролись с сеньорами. Кому-то удавалось освободиться и такие города стали называть коммунами, но все же большинство мелких городов так и оставалось под властью сеньоров. Был еще один плюс в такой борьбе, который привлекал в города не только ремесленников, но и крестьян. Если такой крестьянин, убежав от своего господина, проживет в городе 1 год и 1 день, он становился свободным человеком. Не зря именно в Средневековье сложилась пословица “Городской воздух делает свободным”. |
|
4. Закрепление. Решение кроссворда. (Приложение 4) |
Ответы:
По горизонтали:
1. плуг
2. лошадь
3. город
4. шахта
5. переправа
6. ремесленник
7. крепость
8. сеньор
9. мост
10. мельница
По вертикали:
1. железо
2. хомут
3. горожане
4. шерсть
5. брод
6. лен
7. коммуна
8. Брюгге
Домашнее задание: пересказ параграфа 13 (п. п. 1–3), ответы на вопросы 1, 2.
Ссылки:
- http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=544476575-25-72&n=21
- http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&fp=7&img_url=http%3A%2F%2Fwww.segodnya.ua%2Fimg%2Farticle%2F1515%2F90_ tn.jpg&uinfo=ww-1579-wh-759-fw-1354-fh-553-pd-1&p=7&text=%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B0%20%D0%BF%D0%BE%D1%8F%D0%B2%D0%BB%D 0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D1%85%20%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0 %B4%D0%BE%D0%B2%20%20%D0%B2%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%D1%85&noreask=1&pos=232&rpt=simage&lr=10807
- http://images.yandex.ru/yandsearch?p=4&text=%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9%2 0%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BA%20%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3%20%D0%B2%20%D1%80%D0%B8%D1%81%D 1%83%D0%BD%D0%BA%D0%B0%D1%85&fp=4&img_url=http%3A%2F%2Fstatic.newsland.com%2Fnews_images%2F380%2F380271.jpg&pos=147&uin fo=ww-1579-wh-759-fw-1354-fh-553-pd-1&rpt=simage
- http://vstyag.narod.ru/kuznya/LS-16/1382-1.jpg
- http://ngl2006.narod.ru/Contents/Hsitory/History-kart/ISV/Pictures/013.jpg
- Учебник: Е.В.Агибалова, Г.М.Донской “История средних веков”. М., “Просвещение”, 2010 год.