Урок математики. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения направлено на совершенствование системы образования, которая предполагает не только освоение младшими школьниками опорных знаний и умений, но и прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности для создания прочного фундамента последующего обучения.

Поэтому учителям необходимо овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования. Это хорошо известные технологии проблемного обучения, проектного обучения, технология деятельностного метода обучения, разработанная педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г. Петерсон.

Для формирования у младших школьников обобщённых способов вычислений в условиях деятельностного подхода я использую следующую типологию уроков:

  • урок постановки учебной задачи;
  • урок конструирования нового способа действий;
  • урок конкретизации и освоения обобщённого способа действия;
  • урок контроля и оценки освоения обобщённого способа действия.

В условиях безотметочного обучения, начиная с первого класса, я использую следующую систему заданий и упражнений:

  • изобретение оценочных шкал;
  • прогностическую и ретроспективную оценки;
  • сопоставление своих действий и результата с образцом, “разноцветные поправки”;
  • “найди ошибку”;
  • задания – “ловушки”.

Вашему вниманию представлен конспект урока математики, проведённого во 2-м классе. Этот урок относится к урокам конструирования нового способа действий. На нём была изобретена (построена) оценочная шкала, с которой работали на следующих уроках.

Цели:

  • помочь сконструировать новый способ действий при вычитании трёхзначных чисел с двумя переходами через разряд;
  • развивать память, мышление, внимание;
  • активизировать словарный запас;
  • воспитывать положительные нравственные качества.
Этапы урока Ход урока Оборудование Формируемые ууд
1. Организация класса.
  • Приветствие.
  • Проверка осанки.

Личностные результаты № 2.

Личностные результаты:
  1. Принятие социальной роли ученика, осознание личностного смысла учения и интерес к изучению математики.
  2. Развитие способности к рефлексивной самооценке собственных действий и волевая регуляция.
  3. Освоение норм общения и коммуникативного взаимодействия.
  4. Спокойное отношение к ошибке как “рабочей” ситуации, требующей коррекции, вера в себя.

Метапредметные результаты:

  1. Умение выполнять пробное учебное действие, в случае его неуспеха грамотно фиксировать своё затруднение, анализировать ситуацию, выявлять и конструктивно устранять причины затруднения.
  2. Освоение начальных умений проектной деятельности: постановка и сохранение целей учебной деятельности, определение наиболее эффективных способов и средств достижения результата, планирование, прогнозирование, реализация построенного проекта.
  3. Умение контролировать и оценивать свои учебные действия на основе выработанных критериев в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
  4. Опыт использования методов решения проблем поискового характера.
  5. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
  6. Способность к использованию знаково-символических средств математического языка.
  7. Начальные представления о сущности и особенностях математического знания, роли в системе знаний.
2. Постановка цели урока. Сегодня на уроке математики мы с вами продолжим учиться считать, решать и , конечно же, открывать новые знания. Удачи вам!

Личностные результаты № 2.

3. Создание ситуации успеха. Запись числа и слов “Классная работа”.
Математическая разминка.

200 218 236 254 372

Прочитайте дружно и вполголоса числа!

  • Назовите “лишнее” число.
    (200 – круглое число. 372 – содержит три сотни, остальные числа содержат две сотни.)
  • Какое число надо поставить вместо числа 372, чтобы получилась закономерность?
    (272, потому что числа идут, увеличиваясь на 18.)
    Заменяю лист с числом 372 на лист с числом 272.
  • Какое число будет следующим?
    (290)
    Прикрепляю лист с числом 290 на доску.
  • Сравните числа 200 и 290.
    (200 меньше числа 290, 290 больше числа 200.)
  • На сколько 200 меньше 290?
    (90)
  • На сколько 290 больше 200?
    (90)
  • Что вы можете сказать о числе 200?
    (Трёхзначное число. Две сотни. Предыдущее число 199, следующее 201.)
  • Увеличьте 200 на 300.
    (500)
  • Уменьшите 200 на 3.
    (197)
  • Я задумала число, увеличила его на 300 и получила 760. Какое число я задумала?
    (460)
  • Я задумала число, уменьшила его на 150 и получила 200. Какое число я задумала?
    (350)

Личностные результаты № 1, 2, 3, 4.

Метапредметные результаты № 5, 6, 7.

Тетради, ручки.

Числа записаны на листах, которые висят на маленькой части доски слева.

4. Создание проблемно-рефлексивной ситуации. Самостоятельная работа

456 + 300 = 200 + 37=
456 – 300 = 200 – 37 =

  • Найдите значение данных математических выражений. Записывайте через клеточку только ответы.
    (756, 156, 237, 163. )
  • Посмотрим , каковы результаты вашей работы. Назовите значение первого математического выражения…

В последнем выражении фиксирую на доске все названные ответы.

  • Почему получились разные ответы?
  • Как считали?
  • Почему у трёх выражений нашли быстро значение, а у этого возникла проблема?
  • Каких знаний нам не достаёт?

(Не умеем вычитать числа, когда отсутствуют разряды десятков и единиц.)

Личностные результаты № 1–4.

Метапредметные результаты №1, 3, 5, 6, 7.

Выражения записаны на обратной стороне маленькой доски справа.

Тетради, ручки, карандаши.

Тетради открытий, карандаши.

Учебники – тетради, ручки.

5. Формулирование учебной задачи в виде темы, цели или вопроса. Чему будем сегодня учиться?

(Мы будем учиться вычитать из трёхзначных чисел, когда отсутствуют разряды десятков и единиц.)

Личностные результаты № 1, 2, 3.

Метапредметные результаты № 5.

6. Конструирование способа решения учебной задачи.

.

  • Что нам поможет дать правильный ответ на вопрос?
    (Модель числа.)
  • Возьмите любимый карандаш и просигнальте мне.
  • Как будет выглядеть модель числа 200?

  • Где выполнить модель числа 37? Почему?

Пробуются все предложенные варианты записи.

  • Удобна ли эта запись?
    (Нет.)
  • Как записать?
  • Удобно записать в разрядную сетку.

  • Помогло?
    (Нет.)
  • Что нужно сделать? Куда отправить развязанную сотню?
    (Развязать одну сотню и отправить её в разряд десятков.)

Выполняю на доске, дети – в тетрадях.

  • Теперь можно выполнить вычитание?
    (Нет.)
  • Почему?
    (Вычитание нужно выполнять, начиная с единиц, а в первом числе разряд единиц отсутствует.)
  • Что же нужно сделать?
    (Развязать один десяток.)
  • Выполняем.

Выполняю на доске, дети – в тетрадях.

  • Мы сначала развязали одну сотню, получили десять десятков, но понадобилось развязать один десяток. Сколько десятков осталось?

(9)

  • А в первом разряде стало 10 единиц.
  • Что заметили?
  • (Вычитание выполняли поразрядно, и запись идёт поразрядно.)
  • А можно данное действие записать с помощью цифр?
    (Да.)
  • Запишем.
    (Показываю переходы.)

  • Приготовьте тетради открытий!
  • Как же мы вычитали трёхзначные числа с двумя переходами через разряд? С чего начали?

1. Нарисовать губы.
2. Нарисовать ручку и записать: с. дес. ед.
3. Написать знак “минус”.
4. Написать часть: с. дес. ед.
5. Поставить знак “равно” или провести линию.
6. Прогнозирую переходы. (дес. и ед. = 0)

10. Нарисовать губы.

Личностные результаты № 1, 2, 3.

Метапрпедметные результаты №1– 7.

7. Проверка обобщённости сконструированного способа действия, его конкретизация и освоение.
  • Мы сконструировали способ, а теперь давайте посмотрим, как он работает.
    Работа с учебником – тетрадью.
  • Откройте учебники на 64 – й странице.
  • Найдите второе задание.

400 – 285 (Даша у доски.)
600 – 513 (Лера Дворникова у доски)

Личностные результаты №1– 4.

Метапредметные результаты №2, 3, 5, 6, 7

8. Рефлексия.
  • Что нужно сделать на заключительном этапе урока?
    (Нужно оценить свою работу.)
  • Сегодня мы будем работать с оценочной шкалой. Какие качества можно оценить?
    (Можно оценить правильность решения, внимание, трудолюбие, дисциплину.)
  • Вы назвали четыре качества, поэтому на шкале будет четыре вертикальных линии, соединённых одной горизонтальной линией, потому что эти качества помогли сконструировать новый способ вычислений. )
  • Нарисуйте шкалу!

Возьмите любимый карандаш и “крестиком” оцените свою работу на уроке! Потом мы посмотрим, совпали наши мнения или нет.

Личностные результаты № 2.

Метапредметные результаты № 3, 5, 7 .

Физкультминутка (после этапа “Формулирование учебной задачи в виде темы, цели или вопроса”).

При написании конспекта урока мною была использована следующая литература:

  1. Максимов Л. К , Максимова Л. В . Формирование у младших школьников обобщённых способов вычислений в условиях деятельностного подхода к обучению.– Екатеринбург, 2004.
  2. Максимов Л. К., Максимова Л. В. Информационно-методические материалы по проблеме контроля и оценки в учебной деятельности школьников. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2007.
  3. Петерсон Л.Г. , Липатникова И. Г. Устные упражнения на уроках математики. 2 класс. – М.: “Школа”, 2007.
  4. Петерсон Л. Г. Математика “Учусь учиться”. 2 класс. – М. : Ювента, 2013.