Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения направлено на совершенствование системы образования, которая предполагает не только освоение младшими школьниками опорных знаний и умений, но и прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности для создания прочного фундамента последующего обучения.
Поэтому учителям необходимо овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования. Это хорошо известные технологии проблемного обучения, проектного обучения, технология деятельностного метода обучения, разработанная педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г. Петерсон.
Для формирования у младших школьников обобщённых способов вычислений в условиях деятельностного подхода я использую следующую типологию уроков:
- урок постановки учебной задачи;
- урок конструирования нового способа действий;
- урок конкретизации и освоения обобщённого способа действия;
- урок контроля и оценки освоения обобщённого способа действия.
В условиях безотметочного обучения, начиная с первого класса, я использую следующую систему заданий и упражнений:
- изобретение оценочных шкал;
- прогностическую и ретроспективную оценки;
- сопоставление своих действий и результата с образцом, “разноцветные поправки”;
- “найди ошибку”;
- задания – “ловушки”.
Вашему вниманию представлен конспект урока математики, проведённого во 2-м классе. Этот урок относится к урокам конструирования нового способа действий. На нём была изобретена (построена) оценочная шкала, с которой работали на следующих уроках.
Цели:
- помочь сконструировать новый способ действий при вычитании трёхзначных чисел с двумя переходами через разряд;
- развивать память, мышление, внимание;
- активизировать словарный запас;
- воспитывать положительные нравственные качества.
Этапы урока | Ход урока | Оборудование | Формируемые ууд |
1. Организация класса. |
Личностные результаты № 2. |
Личностные результаты:
Метапредметные результаты:
|
|
2. Постановка цели урока. | Сегодня на уроке математики мы с вами продолжим учиться
считать, решать и , конечно же, открывать новые знания. Удачи вам! Личностные результаты № 2. |
||
3. Создание ситуации успеха. | Запись числа и слов “Классная работа”. Математическая разминка. 200 218 236 254 372 Прочитайте дружно и вполголоса числа!
Личностные результаты № 1, 2, 3, 4. Метапредметные результаты № 5, 6, 7. |
Тетради, ручки.
Числа записаны на листах, которые висят на маленькой части доски слева. |
|
4. Создание проблемно-рефлексивной ситуации. | Самостоятельная работа 456 + 300 = 200 +
37=
В последнем выражении фиксирую на доске все названные ответы.
(Не умеем вычитать числа, когда отсутствуют разряды десятков и единиц.) Личностные результаты № 1–4. Метапредметные результаты №1, 3, 5, 6, 7. |
Выражения записаны на обратной стороне
маленькой доски справа. Тетради, ручки, карандаши. Тетради открытий, карандаши. Учебники – тетради, ручки. |
|
5. Формулирование учебной задачи в виде темы, цели или вопроса. | Чему будем сегодня учиться? (Мы будем учиться вычитать из трёхзначных чисел, когда отсутствуют разряды десятков и единиц.) Личностные результаты № 1, 2, 3. Метапредметные результаты № 5. |
||
6. Конструирование способа решения
учебной задачи. . |
Пробуются все предложенные варианты записи.
Выполняю на доске, дети – в тетрадях.
Выполняю на доске, дети – в тетрадях.
(9)
1. Нарисовать губы.
10. Нарисовать губы. Личностные результаты № 1, 2, 3. Метапрпедметные результаты №1– 7. |
||
7. Проверка обобщённости сконструированного способа действия, его конкретизация и освоение. |
400 – 285 (Даша у доски.) Личностные результаты №1– 4. Метапредметные результаты №2, 3, 5, 6, 7 |
||
8. Рефлексия. |
Возьмите любимый карандаш и “крестиком” оцените свою работу на уроке! Потом мы посмотрим, совпали наши мнения или нет. Личностные результаты № 2. Метапредметные результаты № 3, 5, 7 . |
Физкультминутка (после этапа “Формулирование учебной задачи в виде темы, цели или вопроса”).
При написании конспекта урока мною была использована следующая литература:
- Максимов Л. К , Максимова Л. В . Формирование у младших школьников обобщённых способов вычислений в условиях деятельностного подхода к обучению.– Екатеринбург, 2004.
- Максимов Л. К., Максимова Л. В. Информационно-методические материалы по проблеме контроля и оценки в учебной деятельности школьников. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2007.
- Петерсон Л.Г. , Липатникова И. Г. Устные упражнения на уроках математики. 2 класс. – М.: “Школа”, 2007.
- Петерсон Л. Г. Математика “Учусь учиться”. 2 класс. – М. : Ювента, 2013.