Усвоение школьных предметов сегодня перестаёт быть единственной и главной целью образования, скорее становится материалом, на базе которого при помощи различных деятельностных форм организации занятий формируются требуемые компетенции. Проектная деятельность позволяет формировать у учащихся такие компетенции как: способность применять знания на практике, исследовательские способности, способность к обучению, способность к анализу и синтезу, навыки управления информацией, способность решать проблемы, способность принимать решения.
Одним из основных этапов проектной деятельности является этап организации системы деятельности, вовремя которого происходит составление плана работы, организация команды, поиск внешних кооперантов. Потому, что проект может состояться только в том случае, когда на проблему может быть осуществлен взгляд с разных сторон или позиций. Например, ученик и учитель, ученик и родитель, ученик и тот человек или организация, для решения вопросов которой предназначен проект. Так любой социальный проект обязательно должен иметь выход на школу или управу или на ту организацию, которая может воплотить его в жизнь.
Таких примеров взаимодействия уже достаточно много. Но пока мало проектов, которые дают взгляд на проблему с позиций учеников разных школ или даже стран. Наверное, было бы интересно, решая вопросы озеленения или другие социальные вопросы в одной школе узнать, как они решаются другими ребятами и объединиться для их решения. Например, вопросы суицида подростков, наркомания, алкоголизм и др. являются вопросами не одной школы и даже не одной страны. Поэтому для успешной проектной деятельности необходимы кооперанты: внешние, которые находятся за пределами школы или научного сообщества.
Можно осуществить поиск кооперантов через Интернет. Организовать переписку, общение в сети по проекту. Даже можно говорить о сетевой проектной деятельности, в которую могут быть вовлечены различные сообщества учащихся и педагогов. Сейчас у всех есть возможность доступа к Интернету, большое количество программ для коммуникации в сети.
В современном мире не только учащиеся, но и взрослые, превосходно владея различными средствами информационных технологий, испытывают трудности во время работы в команде, созданной для проекта. И проблемы эти связаны с трудностями в общении, построении отношений внутри команды, во взаимопонимании. Их можно решать, привлекая учащихся к проектной деятельности в международных командах.
Сегодня многие глобальные, международные компании, для участия различных проектах, приглашают специалистов из разных стран. И на первый уровень выходят не профессиональные умения и навыки, а умение работать в международной команде и возможность принимать во внимание культурные различия друг друга во время участия в проекте.
В этом году нашей школе (ГБОУ гимназия № 1536 г. Москва) предложили поучаствовать в проекте GTEC (Global Technology & Инженерный консорциум), цель которого – привлекать команды учащихся средних школ для разработки и использования международных инженерных, технологических и научных проектов. Обучение ребят творческим навыкам и инновациям, критическому мышлению и решению проблем, сотрудничеству, медиаграмотности, грамотности в области ИКТ, глобальной осведомленности.
В проекте участвуют команды из разных стран. Первая наша встреча со студентами из Dennis-Yarmouth Regional High School под руководством Юлии Сигаловской.
Из нашей школы участвуют десятиклассники, которые хорошо говорят на английском языке и знают информационные технологии.
В ходе проектной деятельность ученики должны познакомиться друг с другом, выбрать себе партнеров по проекту, выбрать тему и выполнить проект. Все результаты оформить в виде совместно созданной презентации, которая представляется на итоговой сессии, которая проходит как on-line конференция для всех команд участвующих в проекте. Таким образом, встает задача выбора средств информационных технологий для коммуникации и оформления итогов.
Для подготовки мы тестировали Skype, Google Hangouts. Все они отлично подходят для общения. Из-за большой разницы во времени решили воспользоваться такой функцией Skype как создание видео сообщений. Каждый участник создал сообщение с рассказом о себе и своих интересах для партнера по команде. То, что видео сообщение моно просматривать неоднократно дает возможность привыкнуть к речи и в дальнейшем лучше понимать друг друга во время on-line сессий. Для работы над проектом и оформления результатов удобно воспользоваться возможностями Google Docs для создания и совместной работы над документами и презентацией. Одно из обязательных требований, чтобы члены команды давали права для просмотра и редактирования учителям (руководителям проекта). Таким образом, руководитель может следить за ходом выполнения проекта и консультировать учащихся.
Проектная сессия этого семестра посвящена межпредметным проектам связанным с астрономией, и у нас была видео конференция с представителем GTEC NASA Space Exploration Program – Astronomy и исполнительным директором программы GTEC доктором Ларисой Шелкиной.
Приведу примеры названий предложенных нам проектов. Лунные Кратеры, гравитация, классификация галактик, пятна на солнце, приливы, вес на планете, день Юпитера, астрономическая шкала, скорость планет, вес Вселенной, звезда Бернарда.
Очень интересно то, что все проекты, несмотря на их, прежде всего астрономическую направленность, имеют межпредметный характер. Например, “Астрономическая шкала” ставит задачу найти информацию об известных исторических личностях из мира астрономии, а затем создать шкалу, чтобы показать, как их открытия собрались вместе, чтобы получить наше нынешнее понимание Вселенной, связывает астрономию с историей, математикой, физикой. Проект по измерению веса вселенной предполагает большую связь астрономии и математики, используя умения учащихся представлять числа в стандартном виде и делать вычисления. В процессе работы учащиеся могут использовать интерактивный тренажер для изучения того, как сила тяжести изменяется в зависимости от того, где вы находитесь в Солнечной Системе. Будут использовать изображения из Ливерпульского Телескопа и классификации галактик, которые они видят на них, другие тренажеры и симуляторы на сайте http://www.schoolsobservatory.org.uk.
Основным результатом и эффектом проектной деятельности на этом этапе является: получение учеником пространства самореализации; возможность преобразовать действительность и увидеть результат своего труда; предметное продвижение; определенная профессионализация;
Итогом каждого проекта является совместно созданная презентация в Google Docs. И представляется она участниками проекта во время заключительной сессии, которая проходит в on-line режиме и по традиции на нее приглашаются директора школ, работавших в проекте и школьники, которые в будущем хотят принимать участие в таком виде деятельности. Каждая команда представляет свой проект и отвечает на вопросы: почему она выбрала этот проект; как велась работа над проектом; что использовали для подготовки презентации. Ребята с нашей и с американской стороны договариваются, кто какой слайд будет представлять, и кто на какой вопрос будет отвечать на предыдущей сессии. Поэтому, подведение итогов выглядит как международная on-line конференция, на которой происходит презентация проектов, и каждый участник получает сертификат Global Technology & Инженерного консорциума.
Таким образом, такая проектная деятельность отлично учит ребят использовать современные средства информационных технологий для выполнения интересных метепредметных проектов, умению создавать международную команду и работать в ней, производить презентацию проекта. Готовит наших учеников к работе в будущих глобальных инженерных, технологических и научных проектах.
Применение ИКТ технологий на всех этапах проектной деятельности, не только помогает реализации проекта, но и развивает образовательную среду, личность учащегося, формируя у него компетенции, необходимые для дальнейшего образования и профессионализации.
С помощью проектной деятельности и современных ИКТ технологий можно осуществить переход от “школы знаний” к деятельностьно-компетентностной школе, школе работающей по новым ФГОС.