Переход от решения учебной задачи к проекту в начальной школе

Разделы: Начальная школа


В настоящее время мы наблюдаем постоянное изменение и совершенствование содержания, форм, методов, средств, технологий образования. При этом в начальном образовании всё внимание уделяется следующим ценностным ориентирам:

  • формирование психологических условий развития общения, кооперации, сотрудничества на основе доброжелательности, доверия и внимательности к людям;
  • формирование готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
  • формирование уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
  • развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
  • формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке);
  • развитие самостоятельности, инициативы;
  • формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать.

Для создания и реализации столь значимой в жизни каждого человека системы принципов, норм и качеств необходим поиск эффективных способов и форм организации образовательного процесса, способствующих достижению новых образовательных результатов.

Анализ научной литературы, обобщение эффективного педагогического опыта, собственная деятельность в качестве учителя показывают возможность включения в учебную жизнь школьника таких ситуаций, которые позволили бы детям собрать воедино свои познания и достижения в разных предметных линиях, ощутить новые возможности, применить опыт полученных знаний.

Современный Федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед образовательным процессом в качестве основной цели.

“Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий”, которые, в свою очередь, актуализируются при решении системы учебных задач.

Учебная задача – всегда новая задача. До нее подобных задач дети не решали, и поэтому с ходу она не может быть решена учащимися. Это поисковая задача. Именно в результате поиска через определенное время дети смогут решить эту задачу.

Учебная задача может иметь конкретно-практическую направленность, т. е. направлена на применение уже освоенных способов действий (знаний, умений) в известной школьникам ситуации, как правило, внутри конкретного учебного предмета. Итогом решения такого типа задач является правильное использование знаний, умений и навыков учащихся (получение правильного ответа). В качестве примера можно рассмотреть задачу для ученика 2 класса на уроке русского языка: “В каждой группе слов найди одно лишнее. Объясни, почему ты его выбрал”: 
1) Пётр, Катя, Серёжа, Егоров.
2) мяч, кукла, скакалка, шахматы, играет.
3) вода, водичка, подводный, водитель, водолаз.
4) летает, смешит, убежал, прыгал, бегал.
5) жираф, ножик, шишки, коршун, кожица.

Учебная задача может быть творческой, т. е. не иметь готового способа решения. Ученик за счет своих способностей пытается сам найти способ решения. Как правило, эти задачи олимпиадного уровня и решаются немногими учащимися. В качестве примера возьмём также 2 класс, предмет “русский язык”: “Прочитайте предложение в транскрипции и запишите его по правилам орфографии”:

[пашо′л й’а′ в-л’э′с / на-й’о′лку вл’э′с / с’ижу′ на-й’э′л’и / штоб во′лк’и н’и-сйэ′л’и //].

Что не могут сделать в обучении перечисленные типы задач? Они не позволяют:

  • научить самостоятельному выбору способа решения задачи, когда он не виден явно; как правило, способ решения либо лежит на поверхности, либо задается автором или учителем;
  • стимулировать получение принципиально нового способа решения;
  • содержательно мотивировать поиск решения задачи в малой группе; как правило, задачи на уроке искусственно связываются с групповыми формами обучения, формами учебного сотрудничества;
  • оценить возможности детей действовать в нестандартной ситуации.

Для устранения этих недочетов необходимо введение еще одного типа задач — проектных задач. Под проектной задачей А. Б. Воронцов понимает задачу, в которой через систему или набор заданий, целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата (“продукта”), и входе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер.

Проектная задача может быть:

  • предметной или межпредметной (построенной на материале разных учебных предметов);
  • может быть разновозрастной (в одной группе работают ребята из разных классов и одновозрастной (в рамках класса).

Отличие проектной задачи от других типов задач в том, что она:

  • Дает реальную возможность организации взаимодействия (сотрудничества) детей между собой при решении поставленной ими самими задачи. Определяет место и время для наблюдения и экспертных оценок за деятельностью учащихся в группе.
  • Учит (без явного указания на это) способу проектирования через специально разработанные задания.
  • Дает возможность посмотреть, как осуществляет группа детей “перенос” известных им предметных способов действий модельную ситуацию, где

Непременным условием разработки и внедрения проектных задач является то, что они должны представлять собой четкую систему, а не решение их от случая к случаю. С этой целью необходимо индивидуально подходить к каждому учащемуся, дифференцируя его учебную работу.

При правильном использовании проектных задач в образовательной деятельности у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);
  • целеполагать (ставить и удерживать цели); планировать (составлять план своей деятельности);
  • моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя все существенное и главное);
  • проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или отклонять точки зрения других).

Для решения проектной задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора или системы заданий и требуемых для их выполнения данных.

Пример проектной задачи в 1–2 классе на уроке математики: “На уроке технологии мы делали аппликацию из цветной бумаги. При этом у каждого осталось много обрезков, ненужных кусочков бумаги. Можно ли эти кусочки использовать на уроке математики? Попробуйте в группах найти своим бумажным обрезкам новое применение.”

Работа над проектными задачами занимает особое место в системе образования, позволяя учащимся приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения. Возможным это становится потому, что ученики, сделав свой выбор самостоятельно, действуют более активно, чем в тех случаях, когда инициатива исходит от взрослых.

Проектная задача – это прообраз проектной деятельности в начальной школе. Под проектной деятельностью младших школьников подразумевается совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

В отличие от проектной задачи проект не содержит систему или набор заданий и требуемых для их выполнения данных. Проект – это форма реализации таких образовательных ситуаций, которые:

  • сталкивают младших школьников с явлениями, которые входят в противоречие с имеющимися у них представлениями;
  • побуждают учащихся высказывать свои предположения, догадки;
  • предоставляют возможность исследовать эти предположения;
  • предоставляют учащимся возможность представить результаты своего исследования одноклассникам, учителям, родителям, чтобы они оценили значимость полученных данных.

Современные исследователи метода проектов считают, что проектная деятельность способствует комплексному решению следующих задач:

1) образовательных: получение знаний по предметам;
2) развивающих: умение ставить проблему, планировать свою деятельность, представлять ее продукт и т. д.;
3) воспитательных: умение работать сообща, принимать мнение товарища и др.

Поэтому, вводя проектную деятельность в систему уроков, учитель должен руководствоваться следующими целями:

  • Направленность на формирование умений действенно– практического характера, требующих практического применения знаний и умений, полученных на уроках, а также создание условий, способствующих освоению новых для ребенка знаний и выработке собственных надпредметных действий по организации деятельности.
  • Овладение учащимися общими алгоритмами решения теоретико– практических задач.
  • Поддержка и развитие индивидуальных склонностей, способностей, интересов, самостоятельности и инициативы учащихся.
  • Создание условий для ситуации успеха ребенка.

Большинство педагогов задаются вопросом о том, какие типы проектов целесообразно использовать в начальной школе? Справятся или с ними младшие школьники? Наиболее распространена в современной педагогической литературе типология проектов, предложенная в пособии “Новые педагогические и информационные технологии в системе образования” под редакцией Е.С. Полат:

1) Доминирующая в проекте деятельность:

– исследовательская и поисковая. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближённую или полностью совпадающую с научным исследованием;
– творческая. При этом оформление проекта может быть сделано в произвольной форме, однако результаты проектной деятельности должны быть чётко структурированы в виде (например): сценария видеофильма, программы праздника или концерта, плана статьи или повести и т.п.;
– ролевая и игровая. В этом случаи участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные, исторические или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения;
– прикладная (практико-ориентированная). В данном варианте деятельность участников ориентирована на поддержку социальных запросов окружающих людей или собственных интересов;
– ознакомительно-ориентировочная (информационная). При этом предполагается сбор информации, её анализ и обобщение (“моя родословная”, экспозиция школьного музея и т.п.).

Соответственно различают: исследовательские, творческие, ролевые и игровые, практико-ориентированные, информационные проекты;

2) Предметно-содержательная область. Различают: монопроекты – в рамках одной области знаний, межпредметные проекты – в рамках двух и более областей знания: история, литература и музыка; история и живопись; биология и география и т.п.;

3) Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира);

4) Количество участников проекта (индивидуальные, парные, групповые);

5) Продолжительность проекта: краткосрочные (один или несколько уроков), средней продолжительности (от недели до месяца), долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

Грамотный подход учителя к проектной деятельности поможет учащимся достигать заметных результатов в развитии творческого потенциала. Именно поэтому учителю необходимо достаточно серьезно изучить все особенности проектного метода в начальной школе:

  • При организации проектной деятельности необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.
  • Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно-значимая и социально-значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Понятно, что круг социально значимых проблем, с которыми могли встретиться ученики начальной школы, узок.
  • Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.
  • Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной – двумя неделями в режиме урочно-внеурочных занятий.
  • Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не “навязать” ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск, например: “Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (Интернет, справочники, художественная литература, учебники)?”
  • Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учащимися отдельных лиц, для которых предназначен детский проект.
  • Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта. Для этого нужно помочь ученикам произвести самооценку проекта, затем нужно помочь учащимся оценить процесс проектирования с помощью вопросов. Также нужно помочь ученикам подготовить проект к презентации. Презентация (защита) проекта – завершающий этап его выполнения, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе.
  • Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект “победил” в “какой-либо” номинации. Например, могут быть следующие номинации: “Познавательный проект”, “Нужный проект”, “Памятный проект”, “Красочный проект”, “Веселый проект” и т.д. Помимо личных призов можно приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проектов. Это может быть поход в лес, на выставку, в музей, на экскурсию и т.п.

Нельзя не отметить и те трудности, с которыми приходится сталкиваться в реализации проекта. Не всегда учащиеся готовы или способны осуществить проектную деятельность на уроках: вести дискуссию, обсуждать организационные вопросы, излагать ход мыслей и т.д. Всегда очень трудно начинать. Неизбежны ошибки, так как часть дополнительной информации им незнакома и вызывает определенные сложности. Поэтому проекты целесообразно проводить на заключительном этапе работы над темой, когда уже созданы условия для свободной импровизации в работе с учебным материалом. В опыте использования учебной проектной деятельности в последние годы обозначились некоторые отклонения:

  • Происходит обособление “проекта” в учебном процессе, выделение его в самостоятельный дополнительный вид деятельности. Школьники выполняют проектное задание отдельно от основного содержания учебной работы, а зачастую даже за рамками учебного времени. Это может привести к перегрузкам учащихся.
  • В школьные проекты механически переносятся все этапы и структурные компоненты “настоящих” проектов и требования к ним: от аргументированности выбора темы до стандартизированного описания проекта (включающего рубрикацию и структурирование текста, представление полной библиографии) и рецензий на него.
  • Характерной чертой школьных проектов становится тяготение к грандиозности, масштабности тематики.
  • Проекты, которые предлагаются школьникам, включают в себя всевозможные алгоритмы, что в принципе противоречит сути и смыслу творческой деятельности (каковой является выполнение проекта). Согласно алгоритму, ученик следует от одного этапа к другому, исключая творчество.
  • Отсутствие настоящих творческих задач в рамках выполнения проектов обычно компенсируется привлечением всевозможных внешних эффектов (которые к проектной деятельности не имеют отношения): элементов театрализации, “защиты проекта” в виде шоу, фильма и т. д.

Чтобы избежать этих ошибок, нужно всегда помнить о том, что метод проектов – это, прежде всего, сотрудничество и творчество всех участников проекта, а не выполнение пунктов заданного плана.

Главным показателем успешности проектной деятельности является заинтересованность участников проекта при работе над ним. Участники проекта заинтересованы в достижении результата, если:

  • Проект разрабатывается по инициативе учащихся. Тема проекта для всего класса может быть одна, а пути его реализации в каждой группе – разные. Возможно одновременное выполнение учащимися разных проектов.
  • Проект является значимым для ближайшего и опосредованного окружения учащихся – одноклассников, родителей, знакомых.
  • Работа по проекту является исследовательской, творческой.
  • Проект педагогически значим, то есть учащиеся приобретают знания, строят отношения. Овладевают необходимыми способами мышления и действий.
  • Проект спланирован, сконструирован, но всегда допускает гибкость и изменения в ходе его выполнения.
  • Проект ориентирован на решение конкретной проблемы, его результат имеет потребителя. Цели проекта сужены до решаемой задачи.
  • Проект реалистичен, ориентирован на имеющиеся в распоряжении его создателей ресурсы.

Естественно, что в начальной школе ученик только учится работе над проектом, и шаги по освоению проектной деятельностью должны быть постепенными:

1-й шаг: учитель ставит проблему и намечает стратегию и тактику её решения, само решение предстоит самостоятельно найти учащемуся.

2-й шаг: учитель ставит проблему, но уже метод её решения ученик ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск).

3-й шаг: постановка проблемы, поиск методов исследования и разработки решения осуществляется учащимися самостоятельно.

1-й шаг является подготовительным этапом, он достаточно продолжителен и трудоемок. Учитель начальной школы должен продумать замысел и разработать структуру проекта; создать организационные, дидактические и методические материалы; оформить грамоты и благодарственные письма.

На подготовительном этапе очень эффективными являются обучающие игры – исследования на различные темы, интересующие детей, в которых они знакомятся с основами проектно-исследовательской работы, получают все необходимые рекомендации по построению своей первой научной работы.

2-й шаг является этапом действия – поиска путей решения проблемы начинающими исследователями. Результаты этого этапа во многом зависят от выбранной темы. Правила выбора темы проекта:

  1. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Тема, навязанная ученику, какой бы важной она ни казалась взрослым, не даст должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска школьник будет чувствовать себя вовлеченным в очередное скучное мероприятие.
  2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Надо подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим решением.
  3. Учитывая интересы детей, учитель должен сам хорошо ориентироваться в выбранной теме. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.
  4. Тема должна быть оригинальной с элементами неожиданности, необычности (умение нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления).
  5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
  6. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей.
  7. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог должен учесть наличие требуемых средств и материалов – исследовательской базы.

С выбором темы не стоит затягивать. Большинство учащихся начальной школы не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Поэтому, выбирая тему, действовать следует быстро, пока интерес не угас.

Исследования могут быть:

  • “фантастические” – о несуществующих фантастических объектах и явлениях;
  • “экспериментальные” – предлагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
  • “теоретические” – предусматривают изучение и обобщение сведений, фактов материалов, содержащихся в различных источниках (книгах, фильмах и т.д.)

На этом этапе ученик уже понимает, что определить цель исследования – значит ответить на вопрос о том, зачем оно проводится. Участники проекта должны понять способы деятельности для достижения цели, выбрать для себя наиболее ценные, значимые. Способами деятельности могут стать: устное обсуждение, письменное анкетирование, графическое изображение происходящих изменений на протяжении этапа проекта. Главное – найти пути решения проблемы самостоятельно. Учащимся можно предложить список допустимых методов исследования:

– подумать самостоятельно;
– прочитать книги о том, что используешь;
– познакомиться с фильмами по этой проблеме;
– найти информацию в сети Интернет;
– спросить у других людей;
– понаблюдать;
– провести эксперимент.

3-й шаг считается высшим уровнем овладения проектной деятельностью:
проблемы выдвигаются учащимися, учитель лишь помогает им, задавая наводящие вопросы или предлагая ситуации, способствующие выявлению проблем. Ученики самостоятельно выбирают предмет деятельности, обсуждают подходящие методы решения проблемы, составляют план работы над проектом и определяют “конечный результат”. Наиболее благоприятная для этого работа в группах. Учащиеся обсуждают возможные методы исследования, поиска информации, принимают творческие решения.

На любом этапе овладения проектной деятельностью нельзя забывать о результате проделанной работы. Им является не только индивидуальное признание завершённости работы учителем, но и публичное представление результатов деятельности и их коллективное обсуждение. Самой распространенной формой подведения итогов работы участников проекта стала презентация. Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Этап презентации как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения ученика, и сточки зрения учителя бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Мультимедийная презентация обеспечивает наглядное представление результатов исследовательской работы (видеозаписи опытов, снимки полевых изысканий, календарные графики замеров температуры и др.), формирует у младших школьников навыки публичного выступления. Презентация может быть и нестандартной, например:

  • альбом собранных материалов;
  • воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа);
  1. деловая игра;
  2. демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий;
  3. диалог литературных персонажей;
  4. игра с залом;
  5. инсценировка, театральная постановка;
  6. отчет исследовательской экспедиции;
  7. путешествие;
  8. реклама;
  9. ролевая игра;
  10. соревнование;
  11. экскурсия.

Подводя итог значимости метода проектов для развития творческого потенциала учащихся начальной школы, можно выделить систему универсальных учебных действий, которые формирует данная технология:

1. Проектировочные: осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование ее последствий.

2. Исследовательские: умение самостоятельно искать способ действия, привлекая знания из различных областей, самостоятельно найти недостающую информацию, умение находить несколько вариантов решения проблемы, умение выдвигать гипотезы, установление причинно– следственных связей, поиск вариантов решения проблемы.

3. Информационные: самостоятельный поиск необходимой информации, структурирование информации, выделение главного.

4. Кооперативные: взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения.

5. Коммуникативные: умения слушать и поминать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя.

6. Экспериментальные: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и изготовление материалов, проведение собственного эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента, осмысление полученных результатов.

7. Рефлексивные: умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний, умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи, осмысление собственной деятельности, осуществление самооценки.

8. Презентационные: построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении, навыки монологической речи, ответы на незапланированные вопросы.

В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения”.

В любом случае нельзя забывать о том, что современному учителю не обойтись без таких технологий, форм и методов обучения, которые:

  • формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
  • развивают исследовательские, рефлексивные, самооценочные умения и навыки;
  • формируют компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
  • приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
  • реализуют принцип связи обучения с жизнью.