Тема урока: "Почему идет дождь и дует ветер?" 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель: расширять знания о дожде и ветре и значении этих явлений для жизни растений, животных и человека

Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять причины возникновения ветра и дождя

Оборудование: 

для учителя: проектор, компьютер, презентация, CD-диск, Smard Board – доска, учебник А. А. Плешакова «Окружающий мир» ч.2, рабочая тетрадь  ч.2, MacВook, фен.

для учащихся: учебник А. А. Плешакова «Окружающий мир» ч.2, рабочая тетрадь  ч.2., цветные карандаши, MacВook.

Ход урока

1. Орг. момент

2. Самоопределение к деятельности

Вы любите разгадывать загадки? А  тайны?

Сегодня мы с вами будем раскрывать тайны, которые придумала сама природа.

Он пришёл, наполнил кадки,
Поливал усердно грядки,
С шумом окна промывал,
На крыльце потанцевал,
Побродил по крыше вволю
И ушел по лужам в поле.
(Дождь)

Кто не ведает границ?
Кто летит быстрее птиц?
Он то грозен, то мятежен,
То как пух весенний нежен.
Кто свободней всех на свете?
Догадались? Это...
(Ветер)

– Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?

– Желаю всем на сегодняшнем уроке преодолеть новые ступеньки в познании окружающего мира и узнать, почему идет дождь и дует ветер.

3. Актуализация знаний, постановка проблемы

– Но прежде вспомним, о чем говорили на прошлом уроке?

На прошлом уроке  мы с вами совершили  путешествие в космос, на Луну 

– Как вы думаете, может ли на Луне идти дождь?

– Почему вы так считаете?

4. Совместное открытие нового

– Ребята, а вы знаете, откуда берется дождь?

– И почему дождь идет на Земле? Какие у вас есть предположения?

– Каждый думает по-разному, но опыт поможет нам выбрать правильный ответ.

Эксперимент

– Проведем небольшой эксперимент

(проведение эксперимента с комментариями, дети активно помогают)

Брызнем на доску из пульверизатора капельки дождя 2 раза 

(2 лужи)

(одна высыхает сама по себе, а другую сушим феном)

– Куда делись капельки воды? 

– Мы видели, как испарялась вода?

– Какая лужа испарилась быстрее?

– Почему?    

– А что в природе  нагревает воду? 

5. Моделирование «ОБРАЗОВАНИЕ ДОЖДЯ»  (установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений)

Давайте посмотрим, как это происходит в природе…

(дети выходят к доске и находят нужные предметы)

На доске прикреплен водоем.

– Понаблюдаем за путешествием  КАПЕЛЬКИ:

Жила на свете Капелька, как все, кто жил в пруду,
Не слушалась родителей:
"Куда хочу – пойду!"
С подружками резвиться могла хоть целый день,
Смеяться и кружиться ей никогда не лень.
Могла поплыть налево, направо плыть могла,
Могла подпрыгнуть смело – подумаешь, дела!
Она подпрыгнула смелей, ей Солнце луч дало.
"Давай же, Капелька, смелей, смотри, как тут светло!"
И что же с Капелькой стряслось?
Лишь только пар взлетел.
Весь пар на облако присел, зашёл в прохладный зал,
И кто хотел, кто не хотел – водою снова стал.
Тут грозный Гром как зарычит на Солнца яркий луч,
И Ветер вдруг как засвистит:
"Я тоже, мол, могуч!"
И хлынул дождик проливной, всю землю окропил.
И вот поток уже речной все капли подхватил.
И наша Капля среди всех к пруду плывет скорей,
И слышен Капли звонкий смех среди лугов, полей.

6. РЕЛАКСАЦИОННАЯ ИГРА (физминутка) «Дождь в лесу» 

В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои листочки.

(руки поднимают вверх)

Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся. Пальчики – листочки танцуют под солнышком. Вдруг подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны.

(дети раскачивают руками в разные стороны)

Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются. Ветер принес дождевые тучки, и деревья почувствовали нежные капли дождя. (Дотронься своими пальцами до спины стоящего. Пусть движения будут легкими, как будто дождик стучит ласково.) Дождик стал стучать сильнее, а потом еще чуть сильнее. И деревья стали жалеть друг друга, гладить, защищать от сильных ударов дождя. Но вот опять появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с себя лишние капли дождя и оставили только необходимую влагу. Почувствовали свежесть, бодрость и уверенность.

– Почему растения  радуются дождику? Ответы детей…

7. Практическая работа MacBoоk

– Представьте, что вы художники. Вам нужно нарисовать дождь. Подумайте, как может выглядеть «весёлый» дождик? «грустный» дождик? Нарисуйте.

Как передать «настроение» дождика, вы решаете сами. Например, можно изобразить веселый дождик в виде округлых капель с веселыми личиками, а грустный – в виде вытянутых капель с грустными личиками.

Задание представляет собой логическую задачу: в первом сюжете прямой дождь указывает на отсутствие ветра, а деревце – на его наличие; в двух других сюжетах ветер одновременно дует в противоположные стороны, что невозможно; эти «ошибки» и должны обнаружить дети. Для наглядности они могут стрелками показать направление ветра в каждом случае.

– Так почему же идет дождь?

(высказывание детей)  

– Узнать, какие бывают дожди, нам поможет «волшебная» Smard Board –доска.

– Ребята, откуда появляется ветер? Почему он дует?

(свободные высказывания детей).

8. Практические действия 

– Помашите перед лицом рукой. Что вы чувствуете?

Ветерок.

А откуда он взялся?

– Мы заставили рукой двигаться воздух.

Верно, но движение воздуха вы можете не только почувствовать, но и увидеть.

Опыт

Если в помещении открыть одновременно и окно и дверь, то возникает сильное движение воздуха (сквозняк)

Ветер – это движущийся воздух. Почему же он движется? Земля в разных местах по-разному нагревается солнцем. От земли нагревается и воздух. Теплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх. А холодный воздух устремляется на его место. Вот и возникает ветер.

– Зачем нужен ветер на Земле?

 (высказывание детей)

– Как вы думаете, ветры все одинаковые? 

– Ветер бывает разный. Он способен двигать предметы, а лёгкие даже поднимать и переносить на некоторое расстояние, раздувать паруса, гнуть и ломать деревья и многое другое.

– Вы знаете, что ветер может быть не только другом человека. Но он может быть и врагом. Расскажите, какие несчастья приносит сильный ветер.

– Как вы думаете – ветер «мешает» или «помогает» людям?

– А может ли человек создать искусственный ветер? Подумайте? (вентилятор, сквозняк, веер)

Вывод:

– Что мы можем сказать о ветре? Какой мы можем сделать вывод?

 Ветер может быть и другом, и врагом человека. Это явление природы изучается, чтобы можно было использовать силу ветра для полезных дел и предупредить людей о приближающейся опасности.

9. Подведение итогов урока

10. Рефлексия

Кто считает, что поднялся на следующую ступеньку в познании окружающего мира, кому было интересно на уроке – прикрепите на небо солнышко, а кому не очень – тучку.

Все молодцы! Спасибо за урок.