Цель: расширять знания о дожде и ветре и значении этих явлений для жизни растений, животных и человека
Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять причины возникновения ветра и дождя
Оборудование:
для учителя: проектор, компьютер, презентация, CD-диск, Smard Board – доска, учебник А. А. Плешакова «Окружающий мир» ч.2, рабочая тетрадь ч.2, MacВook, фен.
для учащихся: учебник А. А. Плешакова «Окружающий мир» ч.2, рабочая тетрадь ч.2., цветные карандаши, MacВook.
Ход урока
1. Орг. момент
2. Самоопределение к деятельности
Вы любите разгадывать загадки? А тайны?
Сегодня мы с вами будем раскрывать тайны, которые придумала сама природа.
Он пришёл, наполнил кадки,
Поливал усердно грядки,
С шумом окна промывал,
На крыльце потанцевал,
Побродил по крыше вволю
И ушел по лужам в поле.
(Дождь)
Кто не ведает границ?
Кто летит быстрее птиц?
Он то грозен, то мятежен,
То как пух весенний нежен.
Кто свободней всех на свете?
Догадались? Это...
(Ветер)
– Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?
– Желаю всем на сегодняшнем уроке преодолеть новые ступеньки в познании окружающего мира и узнать, почему идет дождь и дует ветер.
3. Актуализация знаний, постановка проблемы
– Но прежде вспомним, о чем говорили на прошлом уроке?
На прошлом уроке мы с вами совершили путешествие в космос, на Луну
– Как вы думаете, может ли на Луне идти дождь?
– Почему вы так считаете?
4. Совместное открытие нового
– Ребята, а вы знаете, откуда берется дождь?
– И почему дождь идет на Земле? Какие у вас есть предположения?
– Каждый думает по-разному, но опыт поможет нам выбрать правильный ответ.
Эксперимент
– Проведем небольшой эксперимент
(проведение эксперимента с комментариями, дети активно помогают)
Брызнем на доску из пульверизатора капельки дождя 2 раза
(2 лужи)
(одна высыхает сама по себе, а другую сушим феном)
– Куда делись капельки воды?
– Мы видели, как испарялась вода?
– Какая лужа испарилась быстрее?
– Почему?
– А что в природе нагревает воду?
5. Моделирование «ОБРАЗОВАНИЕ ДОЖДЯ» (установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений)
Давайте посмотрим, как это происходит в природе…
(дети выходят к доске и находят нужные предметы)
На доске прикреплен водоем.
– Понаблюдаем за путешествием КАПЕЛЬКИ:
Жила на свете Капелька, как все, кто жил в пруду,
Не слушалась родителей:
"Куда хочу – пойду!"
С подружками резвиться могла хоть целый день,
Смеяться и кружиться ей никогда не лень.
Могла поплыть налево, направо плыть могла,
Могла подпрыгнуть смело – подумаешь, дела!
Она подпрыгнула смелей, ей Солнце луч дало.
"Давай же, Капелька, смелей, смотри, как тут светло!"
И что же с Капелькой стряслось?
Лишь только пар взлетел.
Весь пар на облако присел, зашёл в прохладный зал,
И кто хотел, кто не хотел – водою снова стал.
Тут грозный Гром как зарычит на Солнца яркий луч,
И Ветер вдруг как засвистит:
"Я тоже, мол, могуч!"
И хлынул дождик проливной, всю землю окропил.
И вот поток уже речной все капли подхватил.
И наша Капля среди всех к пруду плывет скорей,
И слышен Капли звонкий смех среди лугов, полей.
6. РЕЛАКСАЦИОННАЯ ИГРА (физминутка) «Дождь в лесу»
В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои листочки.
(руки поднимают вверх)
Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся. Пальчики – листочки танцуют под солнышком. Вдруг подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны.
(дети раскачивают руками в разные стороны)
Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются. Ветер принес дождевые тучки, и деревья почувствовали нежные капли дождя. (Дотронься своими пальцами до спины стоящего. Пусть движения будут легкими, как будто дождик стучит ласково.) Дождик стал стучать сильнее, а потом еще чуть сильнее. И деревья стали жалеть друг друга, гладить, защищать от сильных ударов дождя. Но вот опять появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с себя лишние капли дождя и оставили только необходимую влагу. Почувствовали свежесть, бодрость и уверенность.
– Почему растения радуются дождику? Ответы детей…
7. Практическая работа MacBoоk
– Представьте, что вы художники. Вам нужно нарисовать дождь. Подумайте, как может выглядеть «весёлый» дождик? «грустный» дождик? Нарисуйте.
Как передать «настроение» дождика, вы решаете сами. Например, можно изобразить веселый дождик в виде округлых капель с веселыми личиками, а грустный – в виде вытянутых капель с грустными личиками.
Задание представляет собой логическую задачу: в первом сюжете прямой дождь указывает на отсутствие ветра, а деревце – на его наличие; в двух других сюжетах ветер одновременно дует в противоположные стороны, что невозможно; эти «ошибки» и должны обнаружить дети. Для наглядности они могут стрелками показать направление ветра в каждом случае.
– Так почему же идет дождь?
(высказывание детей)
– Узнать, какие бывают дожди, нам поможет «волшебная» Smard Board –доска.
– Ребята, откуда появляется ветер? Почему он дует?
(свободные высказывания детей).
8. Практические действия
– Помашите перед лицом рукой. Что вы чувствуете?
Ветерок.
А откуда он взялся?
– Мы заставили рукой двигаться воздух.
Верно, но движение воздуха вы можете не только почувствовать, но и увидеть.
Опыт
Если в помещении открыть одновременно и окно и дверь, то возникает сильное движение воздуха (сквозняк)
Ветер – это движущийся воздух. Почему же он движется? Земля в разных местах по-разному нагревается солнцем. От земли нагревается и воздух. Теплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх. А холодный воздух устремляется на его место. Вот и возникает ветер.
– Зачем нужен ветер на Земле?
(высказывание детей)
– Как вы думаете, ветры все одинаковые?
– Ветер бывает разный. Он способен двигать предметы, а лёгкие даже поднимать и переносить на некоторое расстояние, раздувать паруса, гнуть и ломать деревья и многое другое.
– Вы знаете, что ветер может быть не только другом человека. Но он может быть и врагом. Расскажите, какие несчастья приносит сильный ветер.
– Как вы думаете – ветер «мешает» или «помогает» людям?
– А может ли человек создать искусственный ветер? Подумайте? (вентилятор, сквозняк, веер)
Вывод:
– Что мы можем сказать о ветре? Какой мы можем сделать вывод?
Ветер может быть и другом, и врагом человека. Это явление природы изучается, чтобы можно было использовать силу ветра для полезных дел и предупредить людей о приближающейся опасности.
9. Подведение итогов урока
10. Рефлексия
– Кто считает, что поднялся на следующую ступеньку в познании окружающего мира, кому было интересно на уроке – прикрепите на небо солнышко, а кому не очень – тучку.
Все молодцы! Спасибо за урок.