Летняя профильная смена ГБОУ СОШ № 1344 с углубленным изучением биологии и химии

Разделы: Внеклассная работа, Социальная педагогика


Позади уроки, домашние задания, экзамены… Долгожданные каникулы, лето! И оно может быть разным. Может быть лето путешествий, лето открытий, лето исследований. И для себя мы выбрали именно такое лето.

При подготовке и проведения летней профильной смены, как правило, возникает много проблем, связанных с организационными и методическими вопросами, с последними особенно.  Полагая, что подобные вопросы являются общими для большинства организаторов летней смены, мы обобщили свой опыт и хотели бы поделиться им с другими. 

Второй год подряд старшеклассники ГБОУ СОШ с углубленным изучением биологии и химии № 1344 проводят одну летнюю смену в ДОЛ «Бригантина» (пос. Песчаное, АР Крым, Украина). Мы называем эту смену профильной. Это возможность для ребят собрать материал для будущих проектов, познакомиться с историей, краеведением, флорой; на практике применить знания, полученные за школьной партой. Профиль лета 2013 – биолого-географический.

По мнению целого ряда исследователей, летний лагерь, как значимый элемент системы образования детей, обладает особым воспитательным потенциалом для социализации и личностного развития детей. Обучающимся создаются реальные условия для динамичного и интенсивного взаимодействия, общения со сверстниками, предоставляются широкие возможности для реализации своей творческой активности, что в результате позволяет им изменять свои представления, стереотипы, закладывать основу для формирования новых форм отношений, принципов поведения и ценностных ориентаций.

Профильная смена имеет свою специфику, усиливающую социально-воспитательный и практико-ориентированный эффект. Это богатая содержательная насыщенность организуемой образовательной деятельности. Министерство образования определяет профильного смену как форму образовательной и оздоровительной деятельности с творчески одарёнными или социально активными детьми (приказ Министерства образования России от 13.07.2001г. № 2688 «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха» [1]). Это же определение повторяет Письмо Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2011г. № 06-614, содержащее «Рекомендации по порядку проведения смен в учреждениях отдыха и оздоровления детей и подростков» [2]. В каждой такой смене существует приоритетное направление деятельности, которому подчинена вся образовательная работа.  Исходя из этого, можно конкретизировать определение профильной смены, как не только форму деятельности, но и общность детей и педагогов, совместно реализующих одну или несколько образовательных программ.

Профильная смена, как временное детское объединение, обладает целым рядом специфических особенностей, обеспечивающих уникальную ситуацию для активной социализации и развития ребенка:

  • автономность существования;
  • насыщенность и многообразие общения, отношений и деятельности;
  • интенсивность процессов развивающего общения, многообразие и вариативность взаимодействия подростков со сверстниками и взрослыми в разнообразных видах деятельности;
  • принятие членами временного детского объединения ценностно-ориентированных форм и норм поведения, отношений и деятельности в контексте профильности смены;
  • высокая эмоциональность и богатая окрашенность жизнедеятельности временного детского объединения.

Все это создает определенную социально-воспитывающую и практико-ориентированную среду – совокупность окружающих ребенка обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру.

Работая с обучающимися, мы понимаем важность привития бережного и уважительного отношения к окружающему их миру, а для этого необходимо глубокое понимание характера общественных отношений, знания и конкретные представления о задачах и путях формирования нравственных, действенно-гуманистических и эстетических оценок природных  объектов, разновидностях человеческой деятельности в природе. Природа должна быть раскрыта не только как материальная среда человеческого существования, но и как духовная, входящая в объекты научного и художественного познания.

Подготовка к профильной смене начинается задолго до ее начала. Но начинается все с понимания  – а зачем нам нужна профильная смена? На наш взгляд, участие в профильной смене усиливает природный аспект школьного образования, его характерные черты: общественно-полезная направленность работы учащихся по охране природы, обусловленность в содержании деятельности местными природными условиями и социально-экономическими потребностями (краеведческий принцип), взаимосвязь практической работы с накоплением и расширением знаний о природе;  многообразие видов деятельности и форм её организации; развитие творческой активности и самостоятельности ребят при выполнении географических, экологических и биологических задач, осознание их значимости, взаимосвязи с формами эстетического, трудового и других воспитаний.

Каждая профильная смена имеет свои образовательные задачи и является продолжением занятий в течение учебного года. Но очень важно, что все-таки одним из самых важных моментов является задача обеспечения развития социального и жизненного опыта ребенка, его мотивационной сферы, социально-коммуникативных навыков и умений. Каждый педагог при планировании работы профильной смены ставит перед собой задачу – приобщение участников к разнообразному опыту социальной жизни. Нахождение вне мегаполиса, необходимость проявить самостоятельность и навыки самообслуживания в быту (а этого так часто не хватает сегодняшним излишне опекаемым обучающимся), участие в производительном труде, необходимость выстраивать собственную траекторию взаимоотношений в разновозрастном коллективе служат потрясающим катализатором социального становления ребенка. Созидательные и преобразующие силы, скрытые в ребенке, получают выход в жизнь.

Именно стимулирование процессов социализации ребенка и является главным педагогическим эффектом профильных смен. В современном обществе, когда ребёнку, жизнь которого регламентирована школой и семьей до мельчайших подробностей, практически негде проявить свое самостоятельное «Я», участие в профильной смене фактически является «школой жизни». Остановимся поподробнее на составляющих.

Опыт самостоятельного освоения жизненного пространства, навыки безопасного поведения в различных средах, усвоение норм и правил техники безопасности, формирование опыта преодоления кризисных ситуаций – все это дает организация деятельности, труда и отдыха. Ребенок на практике применяет известные ему правила безопасного поведения, усваивает новые нормы, формирует в себе психологическую устойчивость в нестандартных ситуациях, и даже приобретает навыки оказания первой доврачебной помощи в полевых условиях.

Опыт самообслуживания в быту, приобретение элементарных знаний и умений по обеспечению собственной жизнедеятельности и жизнедеятельности коллектива.

В течение профильной смены школьники занимаются самообразованием, принимают участие в социально-значимых действиях: сохранение природы, создание музейных коллекций, экологические акции. Это сразу изменяет социальный статус подростка, превращая его во взрослого гражданина, со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Таким образом,  мы выходим на эффект развития социальной ответственности как возможности отвечать за себя на уровне взрослого, к актуализации собственных ресурсов, формированию сознательного отношения к людям и потребности найти свое место в современном обществе.

В школе создана обширная учебно-методическая библиотека по организации со школьниками наблюдений в природе, проведение экскурсий, постановки опытов на открытом воздухе в уголках живой природы, выезды в лагеря на профильные смены. Сюда вошли отчеты учителей, имевших опыт работы по организации и проведению профильных смен, выездов в биологические лагеря и полевые практики. Библиотека постоянно пополняется.

Подготовка к организации профильной смены началась с разработки структурной модели профильной смены-2013.

Структура модели профильной смены-2013.

Структурная модель смены – это представление о содержании дней и этапов смены в соответствии с целым рядом факторов: логикой развития лагерной смены, логикой эмоционального развития, соотношения отрядных и общелагерных дел в разные периоды смены, особенностями воспитательной системы школы, особенностями контингента воспитанников.

Для себя мы решили, что наша смена биолого-географической специфики будет иметь 5 периодов: подготовительный, организационный, основной, итоговый, рефлексионный.

Подготовительный период неограничен во времени. Как правило, начинается подготовительный период в день окончания предыдущей смены. Это период подготовки к проведению смены, формированию как организационных, так и методических основ проведения смены. Это чтение литературы, составление первоначальных проектов планов работы, наброски будущей смены. Это важный период подготовки смены: от того, насколько продуманным будет этот период, настолько успешно пройдет сама смена, помогая каждому раскрыться в полной мере.

Это период, в котором мотивируется участие каждого в профильной смене.

Организационный период – первые 3 дня (смена 21 день). Организационным он является, так как происходит адаптация к новым условиям быта, окружению, особенностям питания, санитарно-гигиеническим условиям и т.п.

Главное условие успешной адаптации – это формирование доброжелательных отношений внутри коллектива. Важно создать условия для самораскрытия каждого, реализации его потребностей и интересов.

Это период установления правил, законов, традиций, внутри коллектива и в лагере в целом. Мы понимаем, как важно педагогам, участвующим в профильной смене, сделать так, чтобы правила были не навязаны сверху, а разработаны и приняты самим детским коллективом. В первый день проводится общий сбор, на которой обсуждаются и сообща принимаются законы жизни на время профильной смены. Возможно, что первый закон, который надо принять,  – это закон «0:0»: приходим к точно заданному времени, не заставляя ждать других. Каждый закон подробно обсуждается и только потом принимается большинством голосов. Причем, приняв раз правила, изменить или отменить их уже будет нельзя, и распространяются они на всех: как на учащихся, так и на педагогов. Каждый следующий закон-правило рождается из опыта ребят. Как правило, второй и последующий законы предлагают уже сами учащиеся. Не нужно, чтобы законов было много. Пусть их будет 4-5, но действовать они должны на протяжении всей смены.    

Основной период смены – это период реализации целей и задач смены, личностной самореализации, развития и социализации детей.

Как показывает опыт работы, приобретенный при выездах и полевых практиках в школе, он делится на два самостоятельных и взаимопроникающих этапа:

  • учебно-демонстрационный;
  • демонстрационно-закрепляющий.

На первом этапе происходит:

  • овладение ребенком знаниями и умениями в соответствии с профилем смены; правилами, позициями, ролями, отвечающими ожиданиям и интересам подростков;
  • организация деятельности воспитанников, закрепляющей приобретенные навыки и мотивирующей на дальнейшее овладение разработанной программой смены.
  • корректировка ценностно-ориентационной сферы подростка.

На втором этапе происходит:

  • организация разнообразной творческой деятельности при активном включении детей в ее подготовку и проведение;
  • демонстрация полученных знаний, умений и навыков на уровне самодеятельности и самоорганизации;
  • корректировка межличностной сферы взаимоотношений;
  • анализ поведения и деятельности воспитанников.

Заключительный период – время подведения итогов, определения степени результативности проведенной программы. Итоговый период в большей степени настроен не на прощание, а на ожидание дальнейшей реализации программы, новой радостной перспективы.

Для нас это подготовка к различным конкурсам, научно-практическим конференциям, фестивалям, на которых мы демонстрируем тот материал, который был собран и обработан в течение профильной смены. Это школьная конференция «Итоги лета», которая проводится в школе ежегодно, городской фестиваль-конференция защиты детских проектов «Из дальних странствий возвратясь…», Карамзинские чтения и многое другое. Материал, собранный учащимся, лежит в основе многих проектов, подготовленных и защищённых с высокой оценкой нашими учениками.

Рефлексионный период – это период реализации задуманного в течение смены и подготовка следующей смены.

Эмоциональные ритмы лагерной смены.

Разработка структурной модели смены осуществляется с учетом закономерностей эмоционального развития временного коллектива, определенных в работах А.Н. Лутошкина [3]. В эмоциональном развитии коллектива существует выраженная пульсация эмоциональных состояний. Это явление получило название “маятникового эффекта”.

Раскачивание эмоционального маятника происходит с определенной периодичностью, создавая эмоциональный ритм жизни коллектива.

Эмоциональные подъемы большой силы не задерживаются долго в крайней точке, за ними следует спад настроения. Попытки удержать состояние подъема за счет эмоционально насыщенных дел приводят к самопроизвольному включению механизма “маятника”. В свою очередь задержка эмоциональных состояний в положении “спад” вызывает симптомы “эмоционального голода”.

В течение смены имеет место общий эмоциональный ритм, который характеризуется единым циклом с четко просматриваемыми тремя фазами (подъем – спад – подъем). Первая и третья фазы характеризуются высокой тональностью и большой динамичностью эмоциональных состояний; вторая фаза характеризуется снижением частоты эмоциональных состояний.

Преобладает уравновешенный спокойный тон настроения.

Фазы эмоционального цикла

Смена 21 день

1 фаза

1-6

2 фаза

7-16

3 фаза

17-21

Учет закономерностей эмоционального развития дает возможность сознательно конструировать эмоциональный ритм жизни коллектива, располагая в плане работы дела в зависимости от их “эмоциогенности”.

При составлении планов работы на день учитывается чувствительность подростков к определенным видам деятельности в разное время дня.

Время дня

Вид деятельности

Утро

Познавательная

День

Физическая

Вечер

Ценностно-ориентационная

При разработке содержания важно учитывать соотношение общелагерной и отрядной деятельности в разные периоды смены.

Периоды смены

Общелагерные дела

Отрядные дела

Орг. период

30%

70%

Основной период

50%

50%

Итоговый период

30%

70%

Выбрав структуру, мы перешли к выбору профиля смены. Это стала биолого-географическая смена.

В рамках организации и проведения биолого-географической смены нами была предложена следующая структура: практико-ориентированная смена способствует повышению социальной мотивации у подростков для обучения в биолого-химической школе, при котором важны знания, как основной элемент формирующего биологического, географического и экологического сознания, и положительный опыт общения детей с природой. Поэтому наша программа должна решать следующие задачи:

  1. формировать, углублять у ребят биологические, географические и экологические представления и понятия;
  2. способствовать пониманию важности и необходимости охраны окружающей природы;
  3. воспитать целесообразное и осознанное отношение к природе, выражающееся в заботливом отношении к живым существам, в осознанном выполнении определенных норм и правил поведения в природе;
  4. организовать экологически ориентированную деятельность детей в природе – создание экологической тропы для младших школьников на территории ДОЛ «Бригантина».

Знать:

  1. Биологические, географические и экологические понятия и законы.
  2. Основные виды природных сообществ вокруг лагеря и взаимосвязи в них, экотоп лагеря.
  3. Основные виды растений, находящихся на  территории ДОЛ «Бригантина», представителей природной и искусственной экосистемы. Основные виды охраняемых растений.
  4. Эндемики как полуострова Крым, так и ДОЛ «Бригантина»
  5. Влияние деятельности человека (положительное и отрицательное) на природные сообщества. Способы устранения отрицательных воздействий на природные сообщества.
  6. Правила поведения в природе.

Уметь:

  1. Оценивать экологическое состояние природы вокруг и на территории лагеря по экологическим маркерам.
  2. Выказывать свое отношение к экологической обстановке.
  3. Выразить свое отношение к красоте природы (фотоальбом «Растения Крыма»).
  4. Иметь навыки организации и проведения мероприятий  социального и экологического характера.
  5. Заниматься пропагандой экологических знаний (составить призыв, листовку, плакат. Разработать и провести практикум «Экологическая тропа Бригантины»).
  6. Обучать младших школьников России  и  Украины правилам поведения в природе.

Одним из важных аспектов выезда  2013 года стало самостоятельная разработка, организация и проведение Экологической тропы для младших школьников (8-12 лет) ДОЛ «Бригантина». Для этого потребовалось достаточно много знаний по биологии, географии и экологии. Тропу разрабатывали все: кто-то собирал биологический и экологический материал, кто-то продумывал маршрут тропы, задания для станций и их названия, выполнялась техническая и организационная часть.

С одной стороны, задачей тропы  является  своеобразный «природоведческий ликбез», т. е. расширение у экскурсантов элементарных сведений об  объектах, процессах  и  явлениях  окружающей  природы.  С   другой   стороны,   задача «проводников» – научить  видеть,  замечать различные проявления антропогенного фактора, которые можно наблюдать в  зоне маршрута тропы, и уметь  комплексно  оценивать  эти  результаты  воздействия человека на окружающую  среду.  Третья,  в  конечном  итоге  главная  задача  учебных троп, – способствовать воспитанию экологической  культуры  поведения человека, как части общей культуры взаимоотношений людей друг  с  другом  и отношения человека к  природе.

Особенность процесса  экологического  обучения  и  воспитания  на  тропах природы состоит в  том,  что  он  строится  на  основе  непринужденного усвоения информации, ценностных ориентации  и  идеалов,  норм  поведения  в природном окружении. Достигается это путем органического сочетания отдыха и познания во время движения по маршруту тропы.

Мы считаем, что создание учебной Экологической тропы способствует повышению  научного, практико-ориентированного  уровня школьного образования. Знания, которые учащиеся  получают  на  тропе и передают другим,  тесно связаны  с  программным  материалом;  они  помогают  расширять  и  углублять знания, полученные на уроках. Главное же состоит в том, что ребята  овладевают умениями применять на практике  знания  из  разных  предметов  в  комплексе, постигая неразрывное единство природной среды и человека.  На Экологической тропе  обучение  и  воспитание  сливаются  в  единый  процесс. Работа на тропе помогает реализовать связь обучения с  жизнью,  воспитывает у школьников трудолюбие и уважение к труду.  Школьники  не только расширяют свои  естественнонаучные  знания,  но  постигают  отношения человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они  учатся  комплексно оценивать   результаты   труда,   прогнозировать   экологические   следствия деятельности  человека,  в  том  числе  своей   и  своих  товарищей.  Высшим проявлением  связи  обучения  с  жизнью  становится  участие  школьников   в улучшении общего состояния природы в зоне экологической тропы.

Создание учебных экологических троп помогает гуманизировать  образование. Все знания, навыки, умения, чувства, убеждения, которые формируются  в  ходе занятий на тропе, направлены  на  решение  одной  из  самых  гуманных  задач нашего времени — оптимизации отношений человека с  природной  средой.  Этому подчинены содержание,  методы  и  формы  организации  учебно-воспитательного процесса  на  тропе.  Экологическая  тропа  —  это перспективная   учебная территория,  где  школьники  выступают  в  роли  учителей,   пропагандистов, тружеников, где формируются  их  гражданские  качества,  активная  жизненная позиция.

Проведение этого мероприятия получило высокую оценку администрации лагеря: благодарственное письмо в адрес школы, благодарности наиболее активным участникам, благодарность руководителям проекта, в рамках которого проводилась Экологическая тропа, учителям  ГБОУ СОШ № 1344 Марченко Е.А. и Мустафиной Ю.Д.

Знакомство с флорой ДОЛ «Бригантина» подтолкнуло ребят к составлению «Атласа растений  ДОЛ «Бригантина». Атлас содержит авторские фотографии, краткое описание растений, которые произрастают на территории лагеря. Отдельно указаны эндемики крымского полуострова.

Но на протяжении всей смены ребята занимались поиском материала к подготовке общего проекта «Путешествие в полуденную страну», руководители проекта Мустафина Ю.Д., Марченко Е.А., который включал в себя многие вопросы по географии, биологии, краеведению и топонимики. Большую помощь при сборе материала и подготовке проекта оказали Волосина Л.В., экскурсовод лагеря, садовник лагеря Дубина А.И.. начальник лагеря Стадовский В.И. Название проекта взято не случайно. Из истории Крыма нам стало известно, что историческая поездка Екатерины в Крым называлось в записках и архивах «Путешествие в полуденные страны».

Мы считаем, что участие в профильной смене приносит огромную пользу, как школьникам, так и учителям. Ребята,  побывавшие в лагере, сплачиваются в единый дружный коллектив, что помогает как в лагере, так и потом в школе. Это тот самый актив, на который можно положиться. Кроме этого, многие из них получают огромную фору в подготовке проектов и участия с ними в различных конкурсах. Материал, собранный за эту смену, интересен и огромен, масса впечатлений, открытий.

Ну и конечно, не надо забывать, что лето – это море, солнце и прекрасное настроение!

Литература:

  1. Приказ Министерства образования России от 13.07.2001г. № 2688 «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха».
  2. Письмо Минобрнауки РФ от 31.03.2011 N 06-614 «О направлении рекомендаций» (вместе с «Рекомендациями по порядку проведения смен в учреждениях отдыха и оздоровления детей и подростков»)
  3. Лутошкин А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. – М., 1978.
  4. Колышкина Т.И. Организация профильных смен как средство социализации воспитанников учреждения дополнительного образования детей. – Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет / Кафедра педагогики. – http://pedagog.pspu.ru/conference/novoselova/.