Логопедическое подгрупповое занятие по теме «Звук [ж]. Буквы "Ж, ж"». 1–2-е классы

Разделы: Логопедия


Возраст детей: 7-8 лет

Программа: специальная  (коррекционная)  общеобразовательная  программа школ VIII вида

Кол-во детей на занятии: 6 чел.

Оборудование: индивидуальные зеркала, эл. доска (материалы к упр-ям «картинки», «работа с деформированным предложением» (Приложение 1)), презентация, картинки. Индивидуально каждому ребенку: клей карандаш, листы, детали буквы Ж, рабочие тетради, ручки.

Цель: Уточнение представлений об артикуляции, звучании, характеристике звука [ж], закрепление графического образа букв Ж, ж.

Задачи образовательные:

  • Закрепление навыка соотнесения звука с буквой.
  • Продолжить формировать навык чтения слов и предложений с буквой Ж.

Задачи коррекционные:

  • Учить детей выделять звук «Ж» в начале и в середине слов.
  • Развивать слуховое внимание.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Учить анализу и синтезу.
  • Развивать двигательную активность детей.

Задачи воспитательные:

  • Воспитание бережного отношения к насекомым

Ход урока

I. Орг. момент.

Звенит звонок. Дети встают около своих парт.

На эл. доске  картинки: жираф, жук, зажигалка, лужа, ежи, желудь. В стороне вразброс есть подписи к картинкам <Рисунок 1>.

рис.1

Рисунок 1

Л: Дети вам нужно по очереди назвать по одной картинке и сесть (дети называют каждый по одной картинке и садятся).

II. Сообщение темы урока.

Далее учитель предлагает одному из учеников соотнести картинки с надписями. Ученик выполняет задание, а логопед совместно с другими детьми проверяет правильность выполнения задания.

Л: Ребята давайте   вместе прочитаем эти слова (чтение слов хором вместе с учителем) А теперь ребята, кто же у меня самый внимательный? Что общего во всех этих словах.

Д: Во всех словах есть буква Ж.

Л: Правильно. И тема нашего урока сегодня звук  и буква [ж], буквы Ж ж

III. Актуализация знаний.

1) Уточнение представлений об артикуляции, звучании, характеристике звука [ж].

Логопед раздает детям индивидуальные зеркала.

Л: ребята давайте сначала посмотрим как мы произносим звук [ж]. В каком положении губы?

Д: Губы округлены и слегка выдвинуты вперед.

Л: В каком положении зубы?

Д: Зубы сближены?

Л: В каком положении язык?

Д: Приподнят к альвеолам, боковые края прижаты к боковым зубам. (возможно понадобится помощь логопеда при характеристике полож-я языка)

Л: А теперь скажите мне звук [ж] Согласный или гласный? (если дети не могут сразу ответить. Задаются наводящие вопросы: Чем отличаются гласные зв. от согласных? Есть ли преграда при прохождении водуха?)

Д: Согласный.

Л: А вы знаете ребята, что звук  [ж] особенный (если дети не отв. на вопрос сразу, логопед задает след-е вопросы). Попробуйте подобрать слова с мягким звуком [ж]. Получилось?

Д: Нет.

Л:  Правильно. Ведь звук Ж всегда твердый. Поэтому на схеме мы его каким значком обозначим?

Д: Синим квадратом.

Л: А теперь давайте проверим какой звук [ж]: звонкий или глухой? Приложите руку к шее и почувствуйте вибрируют голосовые складки или нет (дети прикладывают руку к шее и вместе с учителем и делают вывод о том, что звук звонкий. Учитель вешает на доску колокольчик.

2) Соотнесение звука с буквой.

Л: А теперь давайте вспомним какой буквой обозначается звук [ж]?

Д: Буквой Же.

Логопед вывешивает плакат с прописными и печатными буквами.

Л: Ребята какие здесь буквы?

Д: Прописные и печатные?

Л: В каком случае мы пользуемся печатными буквами, а в каком прописными? (учитель выслушивает ответы детей и предлагает самим в тетради записать прописные буквы Ж. В зависимости от уровня детей у некоторых есть образе в тетради, у других стоят только точки. Дети выполняют задание. Логопед оценивает аккуратность выполнения.

IV. Основной этап

1) Упражнение «Собери букву».

Л:. Ой что это жжужит? Кто это? (Учитель достает аккуратно игрушечного жука)

Д: Жук.

Л: Давайте узнаем зачем он к нам прилетел? (логопед подносит жука к уху и делает вид будто слушает его). Ребята у жука случилось несчастье. Он не может написать свое имя т.к. первая буква в его имени сломалась. А зовут его Жорик. Давайте поможем ему починить эту букву? Какую букву нам нужно будет собрать?

Д: Букву Ж (если дети не сказали, что заглавную. Логопед напоминает о правиле написания имен собственных).

Логопед дает детям детали, листы и клей карандаш. Дети собирают буквы и наклеивают их.

Л: Ну вот наш жук очень рад, что вы ему помогли и просто весело летает от счастья. И мы с вами засиделись.

Л: А мы пока встанем и проведем физкультминутку.

2) Физминутка.

В группу к нам жук влетел                    стоя, руки в стороны
Зажужжал и запел «ж-ж-ж»                   вниз жужжат
Вот направо полетел,
Каждый вправо посмотрел.                  поворот туловища
Вот налево полетел,
Каждый влево посмотрел.
Жук на нос хочет сесть,                         показывать
Не дадим ему присесть,                         отмахнуть ладошкой
Жук наш приземлился,                          сели-встали
Зажужжал и закружился
Ж-ж-ж.
Жук – вот красивая ладошка                 кружится
Посиди на ней немножко.
Жук наверх полетел                               руки вверх
И на потолок присел
На носочки мы привстали,                   на носочках
Но жука мы не достали,
Хлопнем дружно
Хлоп-хлоп-хлоп                                     хлопают в ладоши
Чтобы улететь он смог.
Ж-ж-ж.

3) Упр-е «Графический диктант

Л: А теперь ребята жук хочет посмотреть какие вы внимательные? Он принес для вас еще одно задание. Я сейчас буду называть разные слова если в них есть звук [ж] вы будете писать букву «ж», а если нет будете ставить « - » (первые два слова учитель разбирает с детьми). Диктует слова: жир, Даша, кожа, лопата, шарф, сажа, лужа, кот, жаба, небо, груша, гаражи. После выполнения задания учитель показывает запись которая должна получится, дети выполняют взаимопроверку ж.

V. Этап обобщения и систематизации знаний

1) Упражнение «Найди картинки»

Л: Пока мы с вами писали жук спрятал в кабинете картинки, вам нужно найти и собрать их.

Дети ищут картинки. Затем учитель усаживает их на места и предлагает отдать жуку картинки в которых есть звук [ж], а учителю в которых нет.

2) Упражнение «Работа с деформированным предложением».

Л: Ну вот маленькие картинки мы с вами собрали. А вот посмотрите какая большая картинка есть у жука (на эл. доске картинка с убегающим мальчиком от Жука. Под картинкой слова: убежал. мальчик испугался Женя жука и <Рисунок 2>). Жорик придумал к ней предложение, но все слова перепутались. Давайте расставим их по местам. К доске выходит ученик, расставляет слова по порядку (учитель вместе с детьми помогает, вспоминает правила написания предложений). Затем дети записывают предложение себе в тетради и подчеркивают в нем букву Ж.

рис.2

Рисунок 2

Жук благодарит детей за помощь и улетает.

Л: Итак ребята о каком звуке мы сегодня с вами говорили? Дайте мне характеристику звука  [ж]?

VI. Подведение итогов занятия.

Л: Ребята что мы делали сегодня на уроке?

Л: Какие задания вам понравились больше всего?

Л: Что особенного в характеристике зв. [ж]?

Оценивание учителем работы детей на уроке.

Список используемой литературы:

  1. Жихарева-Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми: пособие для логопедов и родителей: в 9 вып.: вып.7. Звуки Ш, Ж — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005
  2. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников — М.: Владос, 1997