Формирование универсальных учебных действий согласно ФГОС в проектировании

Разделы: Общепедагогические технологии


На том, к кому приходит подросток и вопрошает; – Кто я? Кем буду? – лежит огромная ответственность. Каждое его слово может оказать такое же влияние, как прикосновение руки
скульптора к комку глины, из которого может возникнуть шедевр, а может получиться уродец, место которому на свалке.

Лью Уиллис.

И от того, как будет организован этот процесс в дальнейшем, будет зависеть результат обученности и воспитанности молодого человека.

Главная задача современной школы – раскрыть способности каждого ученика, воспитать личность, живущую в конкурентном мире и способную ставить перед собой цели и достигать их.

Для достижения этих целей начинать надо с самого начала – с воспитания новой личности уже в школе. Школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации.

Одна из главных задач образования – научить каждого разносторонне воспринимать передаваемый от поколения к поколению жизненный опыт.

В процессе воспитания огромная роль принадлежит исследовательской деятельности учащихся и одна из ее форм – учебное проектирование.

Проектирование представляет собой коллективную форму деятельности, в ходе которой ребята учатся слушать друг друга, принимать совместные, правильные решения, но возможен вариант и индивидуальной работы над темой. Учитель выступает в роли партнера, который предлагает, советует как сделать лучше, при этом подчеркивая роль каждого участника проекта.

Занимаясь проектной деятельностью, учащиеся школы подготовили и защитили с 2006 по 2013 годы различные проекты разной направленности. Например: проекты, в которых прослеживается интеграция биологии, экологии, математики, МХК и природоохранной деятельности: «Гормоны роста растений», «Школа будущего и сохранение здоровье учащихся в ней», «Влияние стрессов на системы органов дыхания и кровообращения», «Влияние видео загрязнения, светового загрязнения, а также цветовой гаммы кабинета на работоспособность и здоровье ученика», «Сохраним заказник «Петровско-Разумовское», «Защитим и сохраним Амурского тигра», «Влияние музыки на живую и неживую природу», «Генетическое заболевание – мигрени» «Математика в профессии моих родителей», « Шифры и математика», «Статистические исследования в нашей школе», «Праздник, приносящий детям радость», « Рациональное питание. Советы папам и мамам», «Школьная перепись населения», « Наша новая школа», «Математика в жизни», «Элементы античной архитектуры в современном градостроительстве», «Линейная функция», «Найти себя» («Статистические исследования в школе»), «График линейной функции», «Стиль Барокко в современном интерьере», «Великие наши современники и их отношение к искусству», «Одаренные дети. Статистические исследования наличия способностей у учащихся 8 классов »; и многие другие.

Совместно были проведены социологический опрос, конкурсы рисунков, сказок, уроки в которых принимали активное участие учащиеся разных возрастных групп. Созданы презентации для начальной школы и средней школы, которые могут быть использована на уроках; организована выставка с рисунками детей.

В основе проектирования, как особого способа познания и преобразования действительности, лежит ряд идей: идеи опережения, «разности потенциалов», пошаговости, совместимости, кооперации.

Движение в рамках учебного проектирования начинается с того, что учитель помогает определить тему, поставить цели и задачи каждой группе.

Наибольший воспитательный эффект обеспечивает принцип практического применения полученных знаний.

Необходимо определить посильную задачу каждому участнику проекта.

Педагог должен критически оценить сложившиеся противоречия, свои личные возможности и четко представлять себе конечную цель.

Цель проектов – повышение уровня знаний в различных областях науки и искусства, привлечь внимание детей и их родителей к проблемам жизни учащихся в школе, городе, стране и воспитание активной жизненной позиции.

Остановимся подробнее на основных этапах работы над проектом:

  • Обсуждение с учащимися проектной деятельности по музыке, математике, биологии и МХК.
  • Определение состава проектных групп, консультантов, с которыми будем сотрудничать.
  • Помощь в выборе тем проектов.
  • Определение целей и задач каждого проекта.
  • Разработка плана работы по каждому проекту.
  • Обсуждение с учащимися литературы по проекту и анализ литературных источников
  • Разработка вопросов для анкетирования.
  • Опрос, анализ и обработка полученных данных.
  • Поиск информации в Интернете.
  • Составление таблиц, графиков фотографирование результатов работы на определенных этапах, анализ данных и обобщение полученных результатов, а также самоанализ проектной деятельности.
  • Составление мультимедийной презентации.
  • Подготовка учащихся к выступлению на школьной и окружной конференциях по биологии и экологии.
  • Выступление, защита проектов.
  • Составление аннотации по проектам, подготовка статей по проектной деятельности к публикации.
  • Обсуждение с ребятами результатов работы и сферы применения результатов: экологическая, краеведческая, экономическая.

Организация работы над проектом «Влияние музыки на живую и неживую природу»

Рассмотрим проект по теме «Влияние музыки на живую и неживую природу. Статистические исследования».

Задачи, которые ставились:

  • исследовать, что знают учащиеся о направлениях в музыке, классической и современной, использовании технических средств при прослушивании и просмотре, о роли музыки в кино, телевидение, радио, влиянии музыки на состояние и самочувствие человека;
  • по результатам опроса, на основе полученных данных, провести разъяснительную работу среди учащихся школы о влиянии музыки на живую и неживую природу;
  • провести беседы по данной теме среди учащихся школы на классных часах; г) Обратить внимание учащихся, слушающих музыку (наушники, колонки…), на сохранение здоровья своего и окружающих людей;
  • воспитывать бережное отношение к себе и природе.

Этап 1-й: поиск или формулирование проблемы, которую необходимо решить

Основная задача педагога на этом этапе – вывести на осознание проблемы, создать мотивацию к ее решению и получению конкретного результата – продукта учебного проектирования.

Гипотеза: Музыка влияет на живые организмы?

Цель работы:

Выяснить какое влияние оказывает музыка на живую и неживую природу, исследовав ее воздействие на белок куриного яйца, воду и хомяка, узнать мнения учеников 5-7-х классов о воздействии музыки на человека.

Задачи:

  • Изучить теоретический материал на сайтах в Интернете о влиянии музыки на живую и неживую природу.
  • Составить вопросы анкеты «Музыка частица нашей жизни».
  • Провести анкетирование в 5-7 классах.
  • Опытным путем подтвердить влияние музыки на воду и живые организмы.
  • Обработать материалы анкет и оформить результаты в виде диаграмм.
  • Оформить фото-отчет по результатам опытов.
  • На основе результатов сравнения сделать выводы и дать свои рекомендации.

Этап 2-й: организация творческих групп для работы над проектом

1 группа – анализирует литературные источники, осуществляет поиск информации в Интернете.
2 группа – разрабатывает вопросы для социологического опроса и проводит его;
3 группа – создает мультимедийную презентацию и представляет ее на уроке

Этап 3-й: планирование работы над проектом.

Поэтапный план работы:

а) Обсуждение с учащимися темы проекта «Влияние музыки на живую и неживую природу », литературы по теме. Провести анализ литературных источников, поиск информации в Интернете.
б) Разработка вопросов для анкетирования и социальный опрос «Что ты знаешь о музыке как раздражителе и ее влиянии на самочувствии человека» в средней и старшей школах, с целью привлечения внимания учащихся к этой проблеме.
в) Опрос, анализ и обработка полученных данных.
г) Составление таблиц, графиков, анализ данных и обобщение полученных результатов.
д) Провести беседы на классных часах на тему «Влияние музыки на человека».
е) Составление мультимедийной презентации.
ж) Распределение обязанностей среди участников каждой творческой группы.

Этап 4-й: анализ информации

Осуществляется совместное обсуждение полученных исходных материалов, разработка проекта.

1) Опрос, анализ и обработка полученных данных.
2) Составление таблиц, графиков, анализ данных и обобщение полученных результатов
3) Подготовка учащихся к выступлению на школьной и окружной конференциях

Этап 5-й: оформление и представление проекта

1) Создание презентации «Влияние музыки».
2) Выступление перед другими учащимися, защита проекта.
4) Составление аннотации проекта.

Этап 6-й: анализ и оценка результатов работы над проектом

Результаты: Результатом работы стало детальное изучение проблемы влияния музыки на живую и неживую природу, исследовав ее воздействие на белок куриного яйца, воду и хомяка.

Созданы презентации, которые могут быть использованы на уроках.

Групповая рефлексия авторов проекта, самоанализ процесса и результата своей деятельности:

1) Понравилась ли вам работать над проектом?
2) Какие затруднения встречались в ходе работы?
3) Всегда ли вы могли между собой договориться при выполнении заданий проекта?

Этап 7-й:анализ и оценка качества проекта другими обучающимся, экспертами, преподавателем

Обсуждение с ребятами результатов работы и сферы применения результатов.
Результаты их работы были по достоинству оценены (дипломы, грамоты…). Работа опубликована в сборниках материалов конференций исследовательских и проектных работ детей и юношества. МИОО-кафедра работы с одаренными детьми использовала материалы проектной работы как методические рекомендации для руководителей проектно-исследовательских работ.

Литература:

  1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Д. Медведев. 04 февраля 2010 г. Пр-271
  2. Организационно-методологическая основа экспериментальной деятельности в области экологического образования А.В. Цветков, А.В. Леонтович, Г.В.Красновас.16-60 Сборник материалов Городской экспериментальной площадки «Разработка модели межведомственных взаимодействий для практической реализации образовательных и воспитательных аспектов современного экологического образования» МГДДЮТ 2010
  3. Система организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в рамках развивающего обучения. Л.А. Кулажская с .114-120 Сборник материалов Городской экспериментальной площадки «Разработка модели межведомственных взаимодействий для практической реализации образовательных и воспитательных аспектов современного экологического образования» МГДДЮТ 2010
  4. Методика организации проектной и исследовательской деятельности учащихся по экологии С.И. Королева с.110-114 Сборник материалов Городской экспериментальной площадки «Разработка модели межведомственных взаимодействий для практической реализации образовательных и воспитательных аспектов современного экологического образования» МГДДЮТ 2010
  5. http://solodkova.ucoz.ru/load/seminar_quot_formirovanie_uud_v_ramkakh_realizacii_fgos_ooo_quot/1-1-0-1
  6. http://www.irklyc3.ru/index.php/2012-10-13-00-35-08
  7. http://www.metod-kopilka.ru/page-udd-1.html
  8. http://polevoe-school.ucoz.ru/publ/seminary/formirovanie_uud_kak_trebovanie_fgos/5-1-0-19
  9. https://edu.tatar.ru/n_chelny/sch32/page514039.htm