Цели:
- Сформировать знаний о специфической форме жизни – вирусах и их особой группе бактериофагах, об особенностях их строения и размножения, значении в природе и жизни человека.
- Развивать умения обучающихся выявлять особенности строения и жизнедеятельности вирусов в связи с паразитическим (облигатным) образом жизни.
Задачи:
- Продолжить знакомство обучающихся с неклеточными формами жизни – вирусами;
- Раскрыть особенности внутриклеточного паразитизма вирусов, их строение и жизнедеятельность внутри клетки
- Совершенствование способности самостоятельно добывать необходимые знания.
Презентация к уроку.
ХОД УРОКА
Учитель: В настоящее время большинство учёных считают, что весь мир живых организмов можно разделить на несколько царств. Назовите их. (Бактерии. Растения. Грибы. Животные.)
– Что является структурной и функциональной
единицей всех этих организмов? (Клетка)
– Все ли организмы на Земле имеют клеточное
строение? (Нет. Вирусы. Бактериофаги)
– Тогда правильно ли говорить, что все живые
организмы имеют клеточное строение?
– Необходимо выяснить, вирусы относятся к
живой или неживой материи, каково их строение и
свойства. (Слайд 1) Вот этим мы и
займемся на уроке.
Ученики записывают тему в тетрадь.
– Перечислите признаки живого (записать на доске)
(Слайд 4)
Задание. В графе «ДО» поставьте плюсы, если вы согласны с утверждением и минусы, если не согласны.
ДО |
УТВЕРЖДЕНИЯ |
ПОСЛЕ |
1. Вирусы не имеют клеточного строения, но обладают наследственностью и изменчивостью. | ||
2. Вирусы обязательные (облигатные) паразиты, вне клетки хозяина находятся в «неживом» состоянии. | ||
3. Вирусы растут и обладают обменом веществ. | ||
4. В свободном состоянии вирус находится в форме вириона. | ||
5. Бактериофаги паразитируют в клетках человека. | ||
6. Стратегия жизни вирусов – безудержное размножение | ||
7. Открыл вирусы И.И. Мечников | ||
8. Капсид – защитная, белковая оболочка вируса. | ||
9. Вирусы погибают при воздействии на них антибиотиков. | ||
10. Малярия и герпес – это одно и тоже заболевание и вызывается вирусами. |
Листочки с заданиями пока отложите, к ним мы вернёмся чуть позже
Открытие вирусов (выступление ученика с использованием слайдов).
(Слайды 5, 6)
1887 г. Студент Петербургского университета Д.
Ивановский занялся выявлением причин болезни
табака. Табачная плантация. Листья, почему-то
покрываются пятнами, желтеют, скручиваются и
сохнут. Видимо, не только люди и животные болеют,
но и растения способны болеть. Какие-нибудь
бактерии, палочки. До боли в глазах всматривался
он в препараты – никаких возбудителей, никаких
микроорганизмов. Не дает результатов
окрашивание, не растет возбудитель на самых
изысканных питательных средах, хотя сок
исправно заражает новые порции растений.
Ивановский решает пропустить сок из больного
растения через пористые фарфоровые фильтры. Они
задерживают любые бактерии, и фильтрат должен
быть стерильным. Но капля абсолютно
прозрачной жидкости также заражала новые
растения. Ивановский высказывает мысль: –
Значит, возбудитель мозаичной болезни меньше
любой известной бактерии! Фильтрующийся яд – и
заглянув в латынь произносит – ВИРУС!
Слово вирус и обозначает – яд. Так родился этот
термин. Студент Ивановский стал в дальнейшем
профессором, а темой его докторской диссертации
была « Мозаичная болезнь табака». С конца 19 века и
ведет свой отсчет наука – ВИРУСОЛОГИЯ.
Но термин не сразу вошел в науку, только через 7
лет, другой известный микробиолог М. Бейеринг,
ввел этот термин «ВИРУС» в научный обиход. А
вирус табачной мозаики (сокращенно ВТМ) – сейчас
один из самых изученных.– Теперь вирусы (их
описано более 500 видов) объединяют в отдельное
царство « VIRA».
Строение вирусной частицы
– Что вы знаете о строении вирусов? (Ответы обучающихся)
(Слайд 7)
Вирусы состоят из нуклеиновых кислот ДНК или
РНК. Эти кислоты несут наследственную
информацию. Следовательно вирусы обладают
наследственностью и изменчивостью.
ДНК или РНК окружены белковой оболочкой
капсидом, которая защищает наследственный
аппарат от ферментов и воздействия УФ излучения.
Такое строение вирус имеет в свободном
состоянии, то есть вне клетки. И эта форма
называется вирион (запишите в тетрадь)
Вне клетки вирус находится в форме вириона.
Внутрь клетки вирус не проникает, а проникает только наследственный аппарат (ДНК или РНК). Вот тогда то и проявляется способность к размножению. Почему такое простое строение у вирусов, с чем это связано?
Самостоятельная работа обучающихся с текстом §20 с. 79 «Размножение вирусов» (Слайд 8)
– Ребята, сидящие на первом варианте расскажите, что вы узнали из статьи «Размножение вирусов» соседу по парте (2 мин.)
Поинтересоваться, что рассказал сосед из любой пары.
Дополнение учителя по размножению вирусов (Слайд 9)
(Слайд 10) Свойства вирусов. Антибиотики
– Возвращаемся к листочкам и в графе «ПОСЛЕ»
ставим знаки плюс или минус.
Поменялось ли ваше мнение, какая информация
заставила вас поменять мнение?
Вирусные заболевания (Слайды 11-18)
Изучено более 500 видов вирусов.
Клетки животных не имеют плотной оболочки, как у
растений, и защищены одной мембраной. Поэтому
клетки животных более уязвимы для вирусов и в
первую очередь из – за собственной способности к
фагоцитозу. Если клетки соединены друг с другом,
как клетки нервной системы, вирус может
путешествовать по этим контактам, заражая одну
клетку за другой. (Бешенство)
Давайте поразмышляем!
– Как информация, которую вы получили сегодня на уроке, может пригодиться вам в жизни?
Домашняя работа: §20, ответить на вопросы , подготовить сообщения о вирусных заболеваниях