Эпиграф урока:
«Я верю в Россию. Если бы я не имел этой веры, я бы не в состоянии был ничего делать».
П.А. Столыпин
Цели:
- Обеспечить усвоение учащимися целей, содержания и значения реформ П.А. Столыпина.
- Подвести учащихся к пониманию причин, по которым реформы П.А. Столыпина не нашли широкой социальной поддержки в стране.
- Продолжить формирование умений участвовать в обсуждении, аргументировано высказывать свое мнение, работать с историческими документами, картой, самостоятельно делать выводы.
Учебное оборудование: ПК, мультимедиапроектор, экран, карта «Российская империя в 1907-1914 гг. Аграрная реформа П.А. Столыпина», презентация, раздаточный материал.
Оформление доски: новые слова (отруб, хутор, кооперация, артель), дата начала проведения реформ П.А. Столыпиным.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся (Приложение 1)
Проверка теста (Приложение 2, слайды 1-8)
III. Изучение новой темы.
Тема: Экономические реформы П.А. Столыпина (слайд 9)
Постановка цели: (слайд 10)
1. Познакомиться с исторической личностью –
Столыпин Петр Аркадьевич
2. Усвоить цели, содержание и значение реформ
П.А. Столыпина
3. Понимать причины, по которым реформы П.А.
Столыпина не нашли широкой социальной поддержки
в стране.
План: (слайд 11)
- Аграрная реформа: ее цели, сущность, направления.
- Методы проведения реформы и ее итоги.
- Другие реформы и планы Столыпина.
Биографическая справка.
24 августа 1906 г. была опубликована
правительственная программа. Она состояла из двух
частей: сначала – успокоение,
потом – реформа. Успокоение страны
проходило при помощи использования чрезвычайных
мер и объявления в некоторых районах империи
военного положения с введением там
военно-полевых судов (ок. 4 тыс. чел. казнены, 26 тыс.
– направлены на каторгу). Во второй части
программы предлагалось немедленно начать
аграрную реформу. (Как вы думаете, почему
именно с переустройства жизни деревни решил
начать реформы П.А. Столыпин? Россия
преимущественно аграрная страна,
крестьянство – это самое многочисленное
сословие. Потому что после отмены крепостного
права в 1861 г. земля находилась в собственности
помещиков и монастырей (42%) и в распоряжении общин
(58%). У 10,5 млн. крестьянских дворов было земли
столько же, сколько у 30 тыс. помещиков, т.е.
проблема крестьянского малоземелья не была
решена. Рост капиталистических отношений в
деревне сдерживался помещичьим землевладением,
общинным характером землепользования и
относительной бедностью крестьян (прослойка
крепких (кулацких) хозяйств малочисленна (10%)).
Аграрный вопрос – одна из причин революции 1905-1907
гг. Решен ли был аграрный вопрос в ходе Первой
российской революции? Нет. Таким образом,
государству предстояло решить эту проблему
путем реформирования.)
Мероприятия, которые планировалось проводить в
ходе реформы, были изложены в указе от 9 ноября
1906 г. о порядке выхода крестьян из общины.
Работа учащихся с историческим документом и
учебником. Прочитать пункт «Разрушение общины» и
ответить на вопросы: (слайд 12)
- Какое право каждому крестьянину давал этот указ?
- Почему указ особо оговаривал необходимость свести в один участок все наделы выходивших из общины крестьян? Что такое чересполосица?
- Какой порядок выхода из общины был предусмотрен указом?
- Каковы способы выхода из общины?
- Какова цель проведения правительством аграрной реформы?
Однако крестьяне не спешили выходить из общины. Выходили в основном зажиточные крестьяне и беднота. Как вы думаете почему? (Бедняки выходили из общины, чтобы продать землю и поправить свое материальное положение. А зажиточные крестьяне не нуждались в поддержке общины и могли стать еще богаче, прикупив земли.)
Работа с новыми понятиями – хутор и отруб. Задание для учащихся: откройте раздел «Расширяем словарный запас» в конце параграфа стр. 48, прочтите значения понятий и попробуйте изобразить в виде схемы или рисунка каждое из этих понятий. (слайд 13)
Получили ли крестьяне в ходе аграрной реформы помещичью землю? Нет. Помещичье землевладение осталось неприкосновенным. Тогда возможно ли решение проблемы крестьянского малоземелья в центральной России? Отчасти за счет продажи земли беднотой и пополнения ими класса рабочих. А как быть дальше? И вот отдельным направлением аграрной реформы была переселение крестьян из центральных губерний в Сибирь и Степной край. Устанавливались многочисленные льготы для желающих отправиться на новые места. Переселенцы на 5 лет освобождались от налогов, получали в собственность землю (15 га на главу семьи и 45 га на остальных членов семьи), денежную ссуду. Мужчин освобождали от воинской повинности. В первые годы реформ переселение развивалось быстрыми темпами. Затем этот процесс несколько замедлился. В целом число переселенцев составило 3134753 чел. Переселенческая политика имела положительное значение: а) увеличилось население Сибири; б) освоено более 30 млн. десятин пустующей земли; в) становление земельных отношений в переселенческих районах проходило по пути создания крепких единоличных хозяйств. Однако были и те, кто возвратился – 546607 ( 17,4%). (слайд 14) Как вы думаете почему? Плохая организация переселения, климатические условия.
Вывод:
Цели реформы:
- сохранить помещичье землевладение;
- увеличить слой зажиточного крестьянства за счет самих же крестьян (увеличить опору царизма в деревне – кулачество) (слайд 15)
Методы проведения реформы:
- Разрушение общины (указ от 09.11.1906 г.), (выход на отруба и хутора)
- Переселение крестьян за Урал (цель ослабить земельный голод в центральных губерниях России; отправить безземельных и бунтующих крестьян подальше от помещичьих имений) (слайд 16)
Работа учащихся с текстом учебника. Задание для учащихся: Самостоятельно сформулировать и записать итоги аграрной реформы в тетрадь. (слайд 17)
- Усилилось социальное расслоение крестьянства.
- Пополнение рабочего класса.
- Рост посевных площадей, увеличение экспорта хлеба, закупок сельхозмашин, удобрений.
- Освоение переселенцами пустующих земель в Сибири.
- Зарождение сельхозкооперации.
В полной ли мере были достигнуты цели
аграрной реформы? Нет.
Программа модернизации России (реформирования)
включала в себя помимо аграрной реформы еще ряд
преобразований. Большое значение Столыпин
придавал изменению деятельности местного
управления и суда. В готовящемся проекте данной
реформы во главу угла было поставлено уравнение
в правах крестьян с другими сословиями. Кроме
того, Столыпин готовил ряд законов, которые
должны были обеспечить неприкосновенность
личности, пересмотр статей уголовного права.
Правительство также планировало сделать
доступным, позже и обязательным начальное
образование. Но! Все начинания Столыпина
встретили непонимание в обществе.
Таким образом, несмотря на всю важность и
значимость предложенных Столыпиным реформ они
остались незавершенными.
IV. Рефлексия
Две противоположные точки зрения о значимости деятельности и политики П.А. Столыпина.
1. Деятельность Столыпина была сопряжена с
нарушением прав народа и направлена на
уничтожение или ограничение демократических
достижений революции 1905-1907гг.
2. Политика Столыпина была направлена на создание
стабильного правового государства в России и
сохранение основ политического режима,
установившегося с 1905 году.
Какая точка зрения кажется вам более предпочтительной?
Оформление ответа в виде творческой работы: составьте синквейн, в котором должна отразиться сущность политики П.А. Столыпина и ваше отношение. (слайд 18)
Первое существительное – слово: Столыпин
На экране правила написания синквейна: (слайд 19)
- 1 строка – существительное
- 2 строка – 2 прилагательных
- 3 строка – 3 глагола
- 4 строка – существительное, сочетающееся с первым
- 5 строка – краткий вывод
(Учащиеся читают свои стихи)
Вывод учителя: Начало XX века – сложное и противоречивое время в нашей истории. И нам с вами важно понимать весь груз ответственности, лежащий на людях, наделенных властью. Эти люди особенно ответственны за общество, которым управляют. Ответственны перед потомками и историей. Проблема незавершенности реформ, начатых П.А. Столыпиным, остается актуальной и в наши дни.
Слова Медведева Д.А. (слайд 20)
«В России необходимо завершить основные
положения столыпинских реформ» – заявил Дмитрий
Медведев.
Он отметил, что между временами Столыпина и
современностью присутствует «незримая связь,
которая сегодня объединяет нас и тех, кто начинал
реформы в начале XX века».
По мнению Д.А. Медведева «основные положения
реформ столетней давности ещё предстоит
воплотить в жизнь».
V. Оценка урока
VI. Домашнее задание: (слайд 21) прочитать параграф 6, подготовить устный развернутый ответ на вопрос: Каковы цели, содержание и значение аграрной реформы П.А. Столыпина.