Введение
В современном мире имеется достаточно средств для общения. Люди получают информацию со всех сфер: телевидение, радио, газеты, журналы, интернет и др. Труднее входить в контакт детям младшего школьного возраста, когда в их жизни наступает новый этап – школа. Необходимо помочь ребенку справиться с возникшими трудностями. Именно это является в современном мире актуальной проблемой.
Что такое детская игра, знает любой человек, потому что игра для ребенка – это один из самых естественных способов общения с миром. Посредством игры происходит развитие, познание этого самого мира. А если игра еще и деловая, это всегда несет в себе большой обучающий потенциал!
Когда мы рассказываем про деловые игры для школьников, то объясняем, что деловая игра – это «деловая колбаса» среди всех остальных игр, говорим, что в этой игре все роли – это роли деловых людей – предпринимателей, сотрудников важных подразделений, юристов, страховых агентов и т.д. После этого дети легко перевоплощаются в роли и погружаются в игру. Поэтому, играя с нами в деловые игры, ребенок приобретает уникальные навыки, необходимые ему для реальной жизни, а сама атмосфера внутри деловой игры создает ощущение того, что все происходит «по-настоящему».
Итак, в деловой игре для школьников, как и в других играх, есть сюжет и система правил. Деловая игра имитирует тот или иной аспект деятельности людей разных профессий. Каждый участник получает роль, действует, исходя из нее достигая определенных результатов. В конце игры подводятся итоги, оцениваются результаты и обязательно делаются выводы о том, какие были приобретены новые знания и навыки.
1. История возникновения деловой игры
Истоки деловой игры восходят к магическим обрядам древнего человека, к ритуальным танцам охотников, воспроизводившим процесс охоты до ее начала и выполнявшим не только магические, но и учебные функции. Непосредственный предшественник деловой игры – военная игра, зародившаяся в XVII в. «Потешные полки» юного Петра I и их военные забавы – предтечи маневров, ставших деловыми учебными играми в армии.
Первая деловая игра, названная организационно-производственным испытанием, была разработана и проведена в 1932 г. в г. Ленинграде, но по ряду социально-исторических причин она была забыта в СССР и возродилась в 1957 г. в США с использованием ЭВМ. Сегодня деловые игры широко используются в учебном процессе за рубежом.
В советской педагогической науке проблема деловых игр стала активно разрабатываться, начиная с 60-х гг. В настоящее время деловые игры используются в учебном процессе институтов повышения квалификации, на научно-методических конференциях и в учебном процессе, как в высших, так и средних специальных учебных заведениях, технических и гуманитарных.
Широкое распространение попыток применения деловых игр имеет свои позитивные и негативные стороны и соответственно своих сторонников и противников. Появились две противоположные тенденции ее осмысления. Позитивная подтверждает возможности деловых игр как инструмента формирования личности специалиста и активизации учебного процесса. Негативная связана с недостаточно глубоким пониманием сущности деловой игры, прежде всего как педагогического явления, главное в котором не внешняя форма, а сложные психолого-педагогические факторы, действующие через нее и благодаря ей. Следует также отметить, что как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе отсутствует общепринятая концепция деловой игры.
2. Классификация деловых игр
На сегодняшний день в литературе существует большое разнообразие типологий и классификаций деловых игр. Приведем примеры некоторых из них. «В зависимости от того, какой тип человеческой практики воссоздается в игре и каковы цели участников, различают деловые игры учебные, исследовательские, управленческие, аттестационные».
Помимо указанной типологии, в основу которой положены критерии типа практики и целей, исследователи выделяют и такие критерии как: время проведения, результат, методология и т.п. Например, классификация деловых игр Л.В. Ежовой:
1. «По времени проведения:
– без ограничения времени;
– с ограничением времени;
– игры, проходящие в реальное время;
– игры, где время сжато.
2. По оценке деятельности:
– балльная или иная оценка деятельности игрока
или команды;
– оценка того кто как работал, отсутствует.
3. По конечному результату:
– жесткие игры – заранее известен ответ
(например, сетевой график), существуют жесткие
правила;
– свободные, открытые игры – заранее известного
ответа нет, правила изобретаются для каждой игры
свои, участники работают над решением
неструктурированной задачи.
4. По конечной цели:
– обучающие – направлены на появление новых
знаний и закрепление навыков участников;
– констатирующие – конкурсы профессионально
мастерства;
– поисковые – направлены на выявление проблем и
поиск путей их решения
5. По методологии проведения:
– луночные игры – любая салонная игра (шахматы,
«Озеро», «Монополия») –
– игра проходит на специально организованном
поле, с жесткими правилами, результаты заносятся
на бланки;
– ролевые игры – каждый участник имеет или
определенное задание, или определенную роль,
которую он должен исполнить в соответствии с
заданием;
– групповые дискуссии – связаны с отработкой
проведения совещаний или приобретением навыков
групповой работы. Участники имеют
индивидуальные задания, существуют правила
ведения дискуссии;
– имитационные – имеют цель создать у
участников представление, как следовало бы
действовать в определенных условиях;
– организационно-деятельностные игры (Г.П.
Щедровицкий) — не имеют жестких правил, у
участников нет ролей, игры направлены на решение
междисциплинарных проблем. Активизация работы
участников происходит за счет жесткого давления
на личность;
– инновационные игры (В.С. Дудченко) — формируют
инновационное мышление участников, выдвигают
инновационные идеи в традиционной системе
действий, отрабатывают модели реальной,
желаемой, идеальной ситуаций, включают тренинги
по самоорганизации;
– ансамблевые игры (Ю.Д. Красовский) — формируют
управленческое мышление у участников,
направлены на решение конкретных проблем
предприятия методом организации делового
партнерского сотрудничества команд, состоящих
из руководителей служб».
К сожалению, указанная выше типология, с одной стороны, пытается задать многокритериальную сетку для анализа, но, с другой стороны, ей не удается избежать некоторых неточностей (например, пункт 5, согласно которому салонная игра, ролевая игра это виды деловых игр). Эти погрешности являются достаточно типичными и встречаются и в других типологиях.
В качестве оснований классификаций деловых учебных игр используют и такие признаки как:
– степень формализации процедуры («жесткие» и
«свободные» игры);
– наличие или отсутствие конфликта в сценарии
(деловые игры в кооперативных ситуациях,
конфликтных ситуациях с нестрогим
соперничеством, в конфликтных ситуациях со
строгим соперничеством);
– уровень проблемности («первый уровень
предполагает обнаружение и постановку проблем,
требующих разрешения при анализе конкретной
игровой ситуации»; второй уровень
«характеризуется вовлечением студентов в
соразмышление, в активный поиск путей и средств
решения поставленных вопросов»;
– степень участия студентов в подготовке
деловых игр (игры с и без домашней подготовки);
– длительность процедуры игры (мини-игры,
длящиеся несколько минут, игры длящиеся
несколько дней) и т.п.;
– характер моделируемых ситуаций (игра с
соперником, с природой, игра-тренаж);
– характер игрового процесса: игры с
взаимодействием участников и без
взаимодействия;
– способ передачи и обработки информации (с
применением текстов, ЭВМ ); – динамика
моделируемых процессов (игры с ограниченным
числом ходов, с неограниченным,
саморазвивающиеся);
– тематическая направленность и характер
решаемых проблем («игры тематические,
ориентированные на принятие решений по узким
проблемам»; «игры функциональные, в которых
имитируется реализация отдельных функций или
процедур управления»; «игры комплексные,
моделирующие управление определенным объектом
или процессом в целом».
3. Структура деловой игры
Основой разработки деловой игры является
создание имитационной и игровой моделей, которые
должны органически накладываться друг на друга,
что и определяет структуру.
Имитационная модель отражает выбранный фрагмент
реальной действительности, который можно
назвать прототипом модели или объектом имитации,
задавая предметный контекст профессиональной
деятельности специалиста в учебном процессе.
Игровая модель является фактически способом
описания работы участников – имитационной
моделью, что задает социальный контекст
профессиональной деятельности специалистов.
Предмет игры – это предмет деятельности
участников игры, в специфической форме
замещающей предмет реальной профессиональной
деятельности.
Сценарий – это базовый элемент игровой
процедуры, в нем находят отражение принципы
проблемности, двуплановости, совместной
деятельности. В сценарии отображается общая
последовательность игры, разбитая на основные
этапы, операции и шаги, и представленная в виде
блок-схемы.
Роли и функции игроков должны адекватно отражать
«должностную картину» того фрагмента
профессиональной деятельности, который
моделируется в игре.
Правила игры – отражают характеристики
реальных процессов и явлений, имеющих место в
прототипах моделируемой действительности. При
этом, в правилах игры должно найти отражение
того, что как создаваемые в игре модели, так и
сама игра являются упрощением действительности.
Система оценивания должна обеспечивать, с одной
стороны, контроль качества принимаемых решений с
позиций норм и требований, а с другой –
способствовать развертыванию игрового плана
учебной деятельности.
4. Педагогические цели деловой игры
дидактические:
– закрепление системы знаний в области
конструирования деловой игры;
– выработка системных умений по
конструированию и методическому описанию игры;
– обмен опытом создания деловой игры;
– совершенствование навыков принятия
коллективных решений;
– развитие коммуникативных умений разного
рода.
воспитательные:
– порождение творческого мышления;
– выработка установки на практическое
использование деловой игры:
– воспитание индивидуального стиля
поведения в процессе взаимодействия с людьми;
– преодоление психологического барьера по
отношению к формам и методам активного
обучения.
Игровые цели деловой игры
– разработка вариантов проекта деловой
игры;
– демонстрация разработчикам приемов
создания игрового контекста.
5. Какая польза для детей от участия в деловых играх?
Во-первых, ребенок начинает ориентироваться в
профессиях. Участвуя в различных играх, школьник
начинает ориентироваться в большом количестве
профессий современности, и может сделать
осознанный выбор будущей профессии.
Во-вторых, дети учатся оценивать себя и свои
способности. Существует очень много различных
деловых игр направленных на оценивание своих
компетенции, на умение работать в команде, на
развитие у детей качества предпринимателей,
креативного мышления и много других
способностей. Такая оценка происходит
непринуждённо во время игры, без стрессов для
детей, так как стресс сопровождается любой
оценкой качеств. Дети будут знать свои сильные и
слабые стороны, пробелы в знаниях и при
возможности смогут их развивать. Деловая игра
учеников старших классов может подтолкнуть к
выбору профессии, а для младших школьников
поможет в выборе профильного класса.
Какие знания можно получить в процессе деловой игры:
– правильному сотрудничеству и конкуренции;
– правильному ведению переговоров;
– управлять конфликтами;
– управлять эмоциями в конфликтах;
– работать в команде.
6. Роль деловой игры в образовании
Деловая игра способствует возникновению интереса, сосредоточению внимания слушателей на учебном материале. Она в единстве реализует образовательную, воспитательную, развивающую, коммуникативную, диагностическую, релаксационную функции. Игровая форма обучения в обычном своём проявлении является преимущественно групповой формой организации обучения.
В дидактике средней и высшей школы разрабатываются различные концепции игровых форм обучения, согласно которым в качестве эффективного средства активизации познавательной деятельности обучающихся признана имитационно-символическая игра истинно человеческая деятельность. Применение игровой формы обучения в общеобразовательной и профессиональной подготовке выросло сейчас из предмета научных дискуссий в наиболее перспективное направление реальной активизации учебного процесса в XXI веке.
Заключение
В дидактике в последние годы требование активного усвоения знаний учащимися, выдвинутое еще прогрессивными дидактами прошлого, получило научное обоснование, приобретя характер закона развития активности и самостоятельности учащихся в познавательной деятельности. Реализация этого закона требует разработки и новых активных методов обучения.
Одной из наиболее эффективных форм обучения становятся деловые игры и уроки с конкретными деловыми ситуациями. Игра известна еще с древнейших времен как способ проверки знаний и умений применять их на практике.
Игры дают возможность моделировать типичные ситуации, в ходе которых ее участники ведут напряженную умственную работу, коллективно ищут оптимальные решения, используя теоретические знания и собственный практический опыт.
Образовательная функция деловой игры очень значима, поскольку деловая игра позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты будущей деятельности и тем самым смоделировать более адекватное по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности обучающегося.
Вместе с тем следует отметить, что современные деловые игры дают обучающий эффект благодаря присутствию почти во всех играх момента дискуссии, обсуждения и анализа участниками своих действий между собой и с координатором игры. Именно в этом моменте они действительно рефлексивно и исследовательски относятся к собственной деятельности и ее соорганизации. То, насколько организованна будет эта сторона игрового процесса, и определит меру эффективности формирования рефлексивно-мыслительного и исследовательского отношения к деятельности.
Список литературы:
1. Айламазьян А.М. Актуальные методы
воспитания и обучения: деловая игра [Текст]: учеб,
пособие/ А.М. Айламазьян.– МГУ– 2009.
2. Вербитский А.А. Методологические
рекомендации по проведению деловых игр [Текст]:
учеб, пособие/ А.А.Вербитский, Н.В. Борисова. –
М.:Просвещение, 2009.
3. Гинзбург Я.С. Социально-психологическое
сопровождение деловых игр [Текст]/ Я.С.Гинзбург,
Н.М. Коряк Игровое моделирование: Методология
и практика.— Новосибирск: Наука, 2007. — С. 61-77.
4. Жук А.И. Деятельностный подход в повышении
квалификации: активные методы обучения [Текст]:
учеб, пособие/ А.И.Жук, Н.Н. Кашель. – Мн.:
Институт повышения квалификации и
переподготовки руководящих работников и
специалистов образования, 2004.— 96 с.
5. Смолкин А.М. Методы активного обучения
[Текст]: науч.-метод. пособие/ А.М. Смолкин. – М.:
Высш. шк., 2001.—176 с.