Деловая игра как форма активного обучения
Введение
В современном мире имеется достаточно средств для общения. Люди получают информацию со всех сфер: телевидение, радио, газеты, журналы, интернет и др. Труднее входить в контакт детям младшего школьного возраста, когда в их жизни наступает новый этап – школа. Необходимо помочь ребенку справиться с возникшими трудностями. Именно это является в современном мире актуальной проблемой.
Что такое детская игра, знает любой человек, потому что игра для ребенка – это один из самых естественных способов общения с миром. Посредством игры происходит развитие, познание этого самого мира. А если игра еще и деловая, это всегда несет в себе большой обучающий потенциал!
Когда мы рассказываем про деловые игры для школьников, то объясняем, что деловая игра – это «деловая колбаса» среди всех остальных игр, говорим, что в этой игре все роли – это роли деловых людей – предпринимателей, сотрудников важных подразделений, юристов, страховых агентов и т.д. После этого дети легко перевоплощаются в роли и погружаются в игру. Поэтому, играя с нами в деловые игры, ребенок приобретает уникальные навыки, необходимые ему для реальной жизни, а сама атмосфера внутри деловой игры создает ощущение того, что все происходит «по-настоящему».
Итак, в деловой игре для школьников, как и в других играх, есть сюжет и система правил. Деловая игра имитирует тот или иной аспект деятельности людей разных профессий. Каждый участник получает роль, действует, исходя из нее достигая определенных результатов. В конце игры подводятся итоги, оцениваются результаты и обязательно делаются выводы о том, какие были приобретены новые знания и навыки.
1. История возникновения деловой игры
Истоки деловой игры восходят к магическим обрядам древнего человека, к ритуальным танцам охотников, воспроизводившим процесс охоты до ее начала и выполнявшим не только магические, но и учебные функции. Непосредственный предшественник деловой игры – военная игра, зародившаяся в XVII в. «Потешные полки» юного Петра I и их военные забавы – предтечи маневров, ставших деловыми учебными играми в армии.
Первая деловая игра, названная организационно-производственным испытанием, была разработана и проведена в 1932 г. в г. Ленинграде, но по ряду социально-исторических причин она была забыта в СССР и возродилась в 1957 г. в США с использованием ЭВМ. Сегодня деловые игры широко используются в учебном процессе за рубежом.
В советской педагогической науке проблема деловых игр стала активно разрабатываться, начиная с 60-х гг. В настоящее время деловые игры используются в учебном процессе институтов повышения квалификации, на научно-методических конференциях и в учебном процессе, как в высших, так и средних специальных учебных заведениях, технических и гуманитарных.
Широкое распространение попыток применения деловых игр имеет свои позитивные и негативные стороны и соответственно своих сторонников и противников. Появились две противоположные тенденции ее осмысления. Позитивная подтверждает возможности деловых игр как инструмента формирования личности специалиста и активизации учебного процесса. Негативная связана с недостаточно глубоким пониманием сущности деловой игры, прежде всего как педагогического явления, главное в котором не внешняя форма, а сложные психолого-педагогические факторы, действующие через нее и благодаря ей. Следует также отметить, что как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе отсутствует общепринятая концепция деловой игры.
2. Классификация деловых игр
На сегодняшний день в литературе существует большое разнообразие типологий и классификаций деловых игр. Приведем примеры некоторых из них. «В зависимости от того, какой тип человеческой практики воссоздается в игре и каковы цели участников, различают деловые игры учебные, исследовательские, управленческие, аттестационные».
Помимо указанной типологии, в основу которой положены критерии типа практики и целей, исследователи выделяют и такие критерии как: время проведения, результат, методология и т.п. Например, классификация деловых игр Л.В. Ежовой:
1. «По времени проведения:
– без ограничения времени;
– с ограничением времени;
– игры, проходящие в реальное время;
– игры, где время сжато.
2. По оценке деятельности:
– балльная или иная оценка деятельности игрока или команды;
– оценка того кто как работал, отсутствует.
3. По конечному результату:
– жесткие игры – заранее известен ответ (например, сетевой график),
существуют жесткие правила;
– свободные, открытые игры – заранее известного ответа нет, правила
изобретаются для каждой игры свои, участники работают над решением
неструктурированной задачи.
4. По конечной цели:
– обучающие – направлены на появление новых знаний и закрепление
навыков участников;
– констатирующие – конкурсы профессионально мастерства;
– поисковые – направлены на выявление проблем и поиск путей их
решения
5. По методологии проведения:
– луночные игры – любая салонная игра (шахматы, «Озеро»,
«Монополия») –
– игра проходит на специально организованном поле, с жесткими
правилами, результаты заносятся на бланки;
– ролевые игры – каждый участник имеет или определенное задание,
или определенную роль, которую он должен исполнить в соответствии с
заданием;
– групповые дискуссии – связаны с отработкой проведения совещаний
или приобретением навыков групповой работы. Участники имеют
индивидуальные задания, существуют правила ведения дискуссии;
– имитационные – имеют цель создать у участников представление, как
следовало бы действовать в определенных условиях;
– организационно-деятельностные игры (Г.П. Щедровицкий) — не имеют
жестких правил, у участников нет ролей, игры направлены на решение
междисциплинарных проблем. Активизация работы участников происходит
за счет жесткого давления на личность;
– инновационные игры (В.С. Дудченко) — формируют инновационное
мышление участников, выдвигают инновационные идеи в традиционной
системе действий, отрабатывают модели реальной, желаемой, идеальной
ситуаций, включают тренинги по самоорганизации;
– ансамблевые игры (Ю.Д. Красовский) — формируют управленческое
мышление у участников, направлены на решение конкретных проблем
предприятия методом организации делового партнерского
сотрудничества команд, состоящих из руководителей служб».
К сожалению, указанная выше типология, с одной стороны, пытается задать многокритериальную сетку для анализа, но, с другой стороны, ей не удается избежать некоторых неточностей (например, пункт 5, согласно которому салонная игра, ролевая игра это виды деловых игр). Эти погрешности являются достаточно типичными и встречаются и в других типологиях.
В качестве оснований классификаций деловых учебных игр используют и такие признаки как:
– степень формализации процедуры («жесткие» и «свободные»
игры);
– наличие или отсутствие конфликта в сценарии (деловые игры в
кооперативных ситуациях, конфликтных ситуациях с нестрогим
соперничеством, в конфликтных ситуациях со строгим
соперничеством);
– уровень проблемности («первый уровень предполагает обнаружение и
постановку проблем, требующих разрешения при анализе конкретной
игровой ситуации»; второй уровень «характеризуется вовлечением
студентов в соразмышление, в активный поиск путей и средств решения
поставленных вопросов»;
– степень участия студентов в подготовке деловых игр (игры с и без
домашней подготовки);
– длительность процедуры игры (мини-игры, длящиеся несколько минут,
игры длящиеся несколько дней) и т.п.;
– характер моделируемых ситуаций (игра с соперником, с природой,
игра-тренаж);
– характер игрового процесса: игры с взаимодействием участников и
без взаимодействия;
– способ передачи и обработки информации (с применением текстов,
ЭВМ ); – динамика моделируемых процессов (игры с ограниченным
числом ходов, с неограниченным, саморазвивающиеся);
– тематическая направленность и характер решаемых проблем («игры
тематические, ориентированные на принятие решений по узким
проблемам»; «игры функциональные, в которых имитируется реализация
отдельных функций или процедур управления»; «игры комплексные,
моделирующие управление определенным объектом или процессом в
целом».
3. Структура деловой игры
Основой разработки деловой игры является создание имитационной и
игровой моделей, которые должны органически накладываться друг на
друга, что и определяет структуру.
Имитационная модель отражает выбранный фрагмент реальной
действительности, который можно назвать прототипом модели или
объектом имитации, задавая предметный контекст профессиональной
деятельности специалиста в учебном процессе.
Игровая модель является фактически способом описания работы
участников – имитационной моделью, что задает социальный
контекст профессиональной деятельности специалистов.
Предмет игры – это предмет деятельности участников игры, в
специфической форме замещающей предмет реальной профессиональной
деятельности.
Сценарий – это базовый элемент игровой процедуры, в нем
находят отражение принципы проблемности, двуплановости, совместной
деятельности. В сценарии отображается общая последовательность
игры, разбитая на основные этапы, операции и шаги, и представленная
в виде блок-схемы.
Роли и функции игроков должны адекватно отражать «должностную
картину» того фрагмента профессиональной деятельности, который
моделируется в игре.
Правила игры – отражают характеристики реальных процессов и
явлений, имеющих место в прототипах моделируемой действительности.
При этом, в правилах игры должно найти отражение того, что как
создаваемые в игре модели, так и сама игра являются упрощением
действительности.
Система оценивания должна обеспечивать, с одной стороны, контроль
качества принимаемых решений с позиций норм и требований, а с
другой – способствовать развертыванию игрового плана учебной
деятельности.
4. Педагогические цели деловой игры
дидактические:
– закрепление системы знаний в области конструирования
деловой игры;
– выработка системных умений по конструированию и
методическому описанию игры;
– обмен опытом создания деловой игры;
– совершенствование навыков принятия коллективных
решений;
– развитие коммуникативных умений разного
рода.
воспитательные:
– порождение творческого
мышления;
– выработка установки на практическое использование деловой
игры:
– воспитание индивидуального стиля поведения в процессе
взаимодействия с людьми;
– преодоление психологического барьера по отношению к формам
и методам активного обучения.
Игровые цели деловой игры
– разработка вариантов проекта деловой игры;
– демонстрация разработчикам приемов создания игрового
контекста.
5. Какая польза для детей от участия в деловых играх?
Во-первых, ребенок начинает ориентироваться в профессиях.
Участвуя в различных играх, школьник начинает ориентироваться в
большом количестве профессий современности, и может сделать
осознанный выбор будущей профессии.
Во-вторых, дети учатся оценивать себя и свои способности.
Существует очень много различных деловых игр направленных на
оценивание своих компетенции, на умение работать в команде, на
развитие у детей качества предпринимателей, креативного мышления и
много других способностей. Такая оценка происходит непринуждённо во
время игры, без стрессов для детей, так как стресс сопровождается
любой оценкой качеств. Дети будут знать свои сильные и слабые
стороны, пробелы в знаниях и при возможности смогут их развивать.
Деловая игра учеников старших классов может подтолкнуть к выбору
профессии, а для младших школьников поможет в выборе профильного
класса.
Какие знания можно получить в процессе деловой игры:
– правильному сотрудничеству и конкуренции;
– правильному ведению переговоров;
– управлять конфликтами;
– управлять эмоциями в конфликтах;
– работать в команде.
6. Роль деловой игры в образовании
Деловая игра способствует возникновению интереса, сосредоточению внимания слушателей на учебном материале. Она в единстве реализует образовательную, воспитательную, развивающую, коммуникативную, диагностическую, релаксационную функции. Игровая форма обучения в обычном своём проявлении является преимущественно групповой формой организации обучения.
В дидактике средней и высшей школы разрабатываются различные концепции игровых форм обучения, согласно которым в качестве эффективного средства активизации познавательной деятельности обучающихся признана имитационно-символическая игра истинно человеческая деятельность. Применение игровой формы обучения в общеобразовательной и профессиональной подготовке выросло сейчас из предмета научных дискуссий в наиболее перспективное направление реальной активизации учебного процесса в XXI веке.
Заключение
В дидактике в последние годы требование активного усвоения знаний учащимися, выдвинутое еще прогрессивными дидактами прошлого, получило научное обоснование, приобретя характер закона развития активности и самостоятельности учащихся в познавательной деятельности. Реализация этого закона требует разработки и новых активных методов обучения.
Одной из наиболее эффективных форм обучения становятся деловые игры и уроки с конкретными деловыми ситуациями. Игра известна еще с древнейших времен как способ проверки знаний и умений применять их на практике.
Игры дают возможность моделировать типичные ситуации, в ходе которых ее участники ведут напряженную умственную работу, коллективно ищут оптимальные решения, используя теоретические знания и собственный практический опыт.
Образовательная функция деловой игры очень значима, поскольку деловая игра позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты будущей деятельности и тем самым смоделировать более адекватное по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности обучающегося.
Вместе с тем следует отметить, что современные деловые игры дают обучающий эффект благодаря присутствию почти во всех играх момента дискуссии, обсуждения и анализа участниками своих действий между собой и с координатором игры. Именно в этом моменте они действительно рефлексивно и исследовательски относятся к собственной деятельности и ее соорганизации. То, насколько организованна будет эта сторона игрового процесса, и определит меру эффективности формирования рефлексивно-мыслительного и исследовательского отношения к деятельности.
Список литературы:
1. Айламазьян А.М. Актуальные методы воспитания и
обучения: деловая игра [Текст]: учеб, пособие/ А.М. Айламазьян.–
МГУ– 2009.
2. Вербитский А.А. Методологические рекомендации по
проведению деловых игр [Текст]: учеб, пособие/ А.А.Вербитский, Н.В.
Борисова. – М.:Просвещение, 2009.
3. Гинзбург Я.С. Социально-психологическое сопровождение
деловых игр [Текст]/ Я.С.Гинзбург, Н.М. Коряк Игровое
моделирование: Методология и практика.— Новосибирск: Наука, 2007. —
С. 61-77.
4. Жук А.И. Деятельностный подход в повышении
квалификации: активные методы обучения [Текст]: учеб,
пособие/ А.И.Жук, Н.Н. Кашель. – Мн.: Институт
повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и
специалистов образования, 2004.— 96 с.
5. Смолкин А.М. Методы активного обучения [Текст]:
науч.-метод. пособие/ А.М. Смолкин. – М.: Высш. шк.,
2001.—176 с.