В нашей школе-интернате обучаются учащиеся с нарушениями слуха, с сочетанными дефектами. Актуальным вопросом для нашей школы в текущем учебном году стал вопрос имиджа школы в глазах родителей. В связи с принятием программы «Доступная среда» и Законом об образовании родители имеют право выбирать для обучения своего ребенка любую школу. В этом случае коррекционная школа может потерять часть своего контингента учащихся. поэтому вопрос повышения имиджа коррекционной школы в глазах родителей стал так для нас актуален. Этот вопрос обсуждался на педагогическом совете школы, затронул он и психолого-педагогическую службу. Для повышения имиджа школы в глазах родителей учащихся нами было разработано занятие с родителями учащихся в рамках «Родительской гостиной».
Цель занятия: психологическая поддержка родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.
Задачи:
- сообщение родителям итогов анкетирования;
- эмоциональная поддержка родителей, повышение их самооценки;
- коррекция использования родителями неадекватных форм взаимодействия с детьми с проблемами в развитии;
- повышение имиджа школы в глазах родителей;
- психологическое просвещение родителей.
- сплочение родителей, формирование родительского коллектива.
ХОД ГОСТИНОЙ
1. Вступительная часть
Психолог: Уважаемые родители! Очень
приятно видеть всех Вас снова в нашей
«Родительской гостиной». В начале нашей
встречи хочу рассказать Вам о результатах
проведенного нами опроса. Вы отвечали на
вопросы анкеты (анкета В.В. Ткачевой «Определение
воспитательских умений родителей детей с
проблемами в развитии» Приложение
1), писали мини-сочинение «История
жизни с проблемным ребенком» (методика В.В.
Ткачевой, Приложение 2).
По результатам выполнения этих методик мы
увидели, что для большинства из вас
характерны эмоциональное принятие ребенка,
рациональное понимание его проблем и
использование в общении с ним адекватных форм
взаимодействия. 100% опрошенных родителей (35
чел.) на эмоциональном уровне принимают своих
детей. Из них 10% на среднем уровне, 90% – на
высоком. Рациональное понимание наличия у
детей проблем в развитии у 3 % опрошенных
родителей на низком уровне, у 15% на среднем,81 % –
на высоком. Адекватные формы взаимодействия с
ребенком используют 72% опрошенных. Используют
неадекватные формы взаимодействия (физические
наказания, крик, отсутствие терпения) – 6 %
опрошенных , не во всех случаях используют
адекватные формы взаимодействия – 22%.
Непонимание родителями имеющихся проблем в
развитии ребенка может повлечь неадекватные
ожидания и завышенные требованиям к ребенку,
что в свою очередь повлечет усугубление проблем
в его развитии т.к. такие ожидания родителей не
соответствуют реальным возможностям ребенка.
Использование родителями неадекватных форм
взаимодействия с учащимися также влечет за собой
усугубление проблем в развитии детей.
Основная задача школы и родителей в обучении и
воспитании ребенка с ОВЗ – это формирование у
него социальных навыков, умений, необходимых
для самостоятельной активной жизни.
Академическая успеваемость ребенка не должна
быть единственной мерой его успешности в глазах
родителей.
2. Чтение отрывков из мини-сочинений родителей
Уважаемые родители! Вы писали мини-сочинения о жизни с ребенком с ОВЗ. Сейчас я хочу зачитать некоторые отрывки из этих сочинений (имена детей изменены). Отрывки демонстрируются на слайдах, психолог читает их вслух.
Отрывок из сочинения: «Андрюша не
слышит и поэтому очень сложно объяснить ему с
помощью устной речи, все приходится объяснять
прямым показом. Чтобы его позвать, нужно к
нему подойти, на улице держать за руку, потому что
не знаю как объяснить опасность, исходящую от
машин. И вместе с тем Антоша очень шумный, он
постоянно шумит, стучит, грызет игрушки, иногда
ломает их. Когда к нам приходят гости или я занята
младшим ребенком Андрей начинает кричать,
кусаться, хватать игрушки, книги со всех полок,
привлекая внимание.
Мы не можем сходить в гости, в магазин, в кино, т.к.
боимся не уследить за ним.
В общем, самая большая трудность в том, что
приходится всегда и во всем себя организовывать,
уделять большее время ему, держать себя в руках,
быть сдержанным и спокойным. Но даже такого
ребенка мы никогда и никому не отдадим, потому
что он все таки наш ребенок и мы его любим таким,
какой он есть!»
Отрывок 2. «Сережа родился долгожданным, любимым ребенком. Два месяца он пролежал в Областной больнице, каждый день был решающим в его и нашей жизни, т.к. он находился на грани жизни и смерти. И все проблемы, связанные с его особенностями ничтожны, по сравнению с тем, что его могло бы не стать. Да, трудностей и проблем много, но мы все очень любим его, жизнь конечно изменилась, но не смертельно, ко всему привыкаешь, и мы даже уже не представляем своей жизни без него. Каждая маленькая его победа для нас большая радость!»
3. Обсуждение:
- Выскажете Ваше мнение по поводу прочитанных отрывков.
- Что помогает авторам справляться с трудностями?
- С какими сложными ситуациями удалось справиться Вам?
- Как Вы их преодолели?
- Какие собственные ресурсы Вы при этом использовали?
- Поделитесь Вашим жизненным опытом и Вашими жизненными удачами.
(Ответы родителей).
Психолог: Когда читаешь эти строки,
чувствуешь, с какой любовью, заботой и пониманием
относятся эти родители к своим детям! Здесь
проявляется родительская безусловная
любовь и эмоциональное принятие, понимание
проблем ребенка, понимание необходимости быть
спокойным и сдержанным (в первом отрывке),
владеть собой т.е. использование собственных
ресурсов личности и адекватных форм
взаимодействия с ребенком. Этим родителям присущ
педагогический оптимизм, внимание к любым самым
мелким успехам их ребенка, что является
благоприятным фактором для развития любого
ребенка.
Администрация нашей школы решила поощрить
родителей, проявивших по результатам
анкетирования наибольшую педагогическую
грамотность, а так же тех, кто наиболее активно
участвует в жизни класса.
4. Награждение родителей
Директор:Дорогие родители! Мы знаем, сколько труда и терпения приходится вкладывать Вам в воспитание своих детей! Сегодня мы благодарим Вас за владение воспитательскими умениями, что облегчает труд педагогов по обучению ребят и способствует лучшему взаимопониманию между коллективом школы и родителями!
(Вручение «Благодарственных писем» в номинациях: «За активное участие в общественной жизни класса», «За активное сотрудничество со специалистами и педагогами школы»)
5. Заполнение родителями мини-анкеты (работа индивидуально каждого родителя)
Психолог: Уважаемые родители , коллектив нашей школы очень заинтересован в продолжении нашего с Вами сотрудничества. Для того, чтобы улучшить качество образовательного процесса нам необходимо знать, как наша школа выглядит в Ваших глазах, чтобы внести соответствующие коррективы! Для этого мы просим Вас ответить на вопросы мини-анкеты по методу незаконченных предложений.
Анкета:
Инструкция: Закончите, пожалуйста, предложения.
- Школа, в которой учится мой ребенок, это место, где …
- Наш учитель …
- Больше всего мне нравится в школе …
- Больше всего мне не нравится, что в школе ….
- Администрация нашей школы …..
- Я думаю, что технические условия в школе ….
- Я ожидаю от обучения моего ребенка в школе…
6. Выпуск газеты (работа в малых группах)
Психолог: сейчас я прошу Вас объединиться в малые группы по 5 человек и заняться изготовлением газеты. Каждая группа «выпускает» свою газету. На столах у Вас лист ватмана с названием газеты «Школа глазами родителей» и заголовками рубрик, соответствующими началу предложений из мини-анкеты. Под заголовками рубрик разместите, пожалуйста, продолжения предложений из Ваших анкет.
Спасибо за работу!
7. Обратная связь
Пожалуйста, оцените сегодняшнюю встречу по 10-балльной шкале:
1. Было ли для Вас занятие:
Интересным ________________________________________________________
Полезным__________________________________________________________
Значимым событием новым (по форме)__________________________________
Доступным_________________________________________________________
2. Особенно
понравилось________________________________________________
3. Не понравилось на
занятии____________________________________________
4. Ваши предложения__________________________________________________
Спасибо!
Список литературы:
1. Дегтярева С., Потапова М. Имидж педагога
//Школьный психолог» – №3, – 2013.
2. Калюжный А.А. Психология формирования
имиджа учителя. – М.: ВЛАДОС, 2004.
3. Картушина Е.П., Романенко Т.В.
Психологический комфорт в школе: как его достичь.
Акции, тренинги, семинары. – Волгоград,
«Учитель», 2009
4. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая
помощь семье, воспитывающей ребенка с
отклонениями в развитии. – М.: «Просвещение», 2008.
5. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика: ранний
и дошкольный возраст/Е.М. Мастюкова. – М.: Владос,
1997
6. Ткачева В.В. Технологии психологической
помощи семьям детей с отклонениями в развитии. –
М. :«Астрель», 2007.
7. Ткачева В.В. Семья ребенка с отклонениями в
развитии: Диагностика и консультирование / Под
научной редакцией И.Ю. Левченко. – М.: «Книголюб»,
2008.
8. Шипицына Л.М. Ребенок с нарушенным слухом в
семье и обществе». – СпБ.: «Речь», 2009.
9. Щербаков А.В. Имидж образовательного
учреждения//Справочник руководителя
образовательного учреждения. – № 9, – 2008