(Демидова Т. Е., Козлова С. А., Тонких А. П.. Математика в 1 классе образовательная система «Школа 2100»).
Тип урока: урок «открытия нового знания».
Дидактическая цель: организовать процесс самостоятельного построения детьми нового знания по теме урока.
Задачи урока:
- предметный результат:
- знакомство с новым способом вычитания;
- формирование умения применять случаи табличного вычитания при решении задач;
- метапредметный результат:
- формирование регулятивных универсальных действий:целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка;
- формирование коммуникативных универсальных действий: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- формирование познавательных универсальных действий:
- личностный результат:
- самоопределение, смыслообразование (уметь проводить самооценку на основе критериев успешности в учебной деятельности).
Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый.
Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Оборудование:
1. Математика. Учебник для 1 класса. Часть 3. –
М.: Баласс; Школьный дом, 2011. – 64 (Образовательная
система «Школа 2100).
2. Мультимедийный проектор.
3. Наборы карточек для парной работы.
4. Карточки «кирпичики».
ХОД УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||||||||
I. Самоопределение к деятельности | – Я попрошу в парах обменяться
карточками – пожеланиями на урок. – А у меня к вам такое пожелание: Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте И на уроке не зевайте. |
Выбирают карточку с пожеланием на
урок из набора и дарят соседу по парте. (– Желаю совершить открытие! – Желаю хорошего настроения! – Желаю успехов!) |
|||||||||||||
II. Актуализация опорных знаний и мотивация | – Хотели бы вы познакомиться с
маленькими хранителями больших тайн? – Гномики строят дом. Может, мы им поможем? – Домик мы будем строить из необычных кирпичиков – карточек. Из набора карточек нужно выбрать только те, которые связаны с числом 7. – Как вы думаете, почему? – Начинаем строительство. |
Просмотр фрагмента мультфильма
«Белоснежка и семь гномов». – Гномов в сказке 7.
|
|||||||||||||
III. Постановка учебной задачи | – Один этаж не достроен. Белоснежка
останется без дома. Почему не выбрали карточку?
– Какое действие нужно выполнить в
выражении? – Посмотрите на таблицу.
Тема нашего урока «Табличное вычитание». |
– Мы не знаем способ вычитания.
– Вычитание.
|
|||||||||||||
IV. «Открытие» новых знаний | 1. – Какой вопрос возникает? – Какие есть предположения? – Попробуем разобраться вместе. Как всегда обратимся к нашему главному помощнику – учебнику. Страница 28. 2. – Гномы предлагают выполнить задание №2. |
– Почему вычитание называют табличным? Высказываются. Составляют по 2 разности к заданным суммам:
Выделяют целое и части. Делают вывод: |
|||||||||||||
3. – Один способ мы «открыли». – Но как быть, если у нас нет подсказки – суммы? – Может, в задании №3 найдём такую подсказку. – Что это за таблица? |
– Это таблица сложения. С помощью такой таблицы мы находили значение сумм однозначных чисел без перехода через десяток и с переходом через десяток. | ||||||||||||||
4. – Найдите при помощи таблицы все пары
однозначных слагаемых чисел от 11,12, 13,14,15,16, 17,18.
– Почему некоторые числа здесь обведены кружками одного цвета? |
Работа в парах по карточкам. Например: 16 8 8 9 7 и т.д. – Для удобства поиска. |
||||||||||||||
5. – Объясните, как, пользуясь таблицей, найти значение разности 13 – 6. | Обсуждение в группах. Образец рассуждения: 13– это целое (уменьшаемое) 6 – часть (вычитаемое). Посмотрим по таблице, чему равна вторая часть. Это 7. Значит 13 – 6 = 7 |
||||||||||||||
6. – Мы смогли «открыть» ещё один
способ? – Обобщите его. |
Шаг 1. Целое (уменьшаемое) раскладываем
на части так, чтобы одна из частей равнялась
вычитаемому (известной части). Шаг 2. По таблице находим, чему равна вторая часть. Это и будет значение разности. |
||||||||||||||
7. Физминутка | Зарядка с гномиком (роль гнома исполняет ребенок) | ||||||||||||||
V. Первичное закрепление | – Пользуясь алгоритмом выполните вычитание в задании № 5 стр. 28. | Выполняют задания с проговариванием. | |||||||||||||
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Выполнение задания №6 стр.29. I вариант – 1 строка, II – 2 строка. Самопроверка по эталону. |
||||||||||||||
VII. Включение в систему знаний и повторение | 1. – У наших гномов есть друзья –
трудолюбивые муравьи. Про них наша задача №7(а)
стр.29. – Что говориться о муравьях? – Что значит в «противоположных направлениях»? Давайте покажем – Прочитайте текст ещё раз и выделите данные числа и искомые. – Запишем данные в схему задачи. Расскажите, что известно в задаче. – Что нужно найти? – Как найти часть? – Составьте и запишите выражение. – Объясните, как будем искать значение выражения? – Ответили на вопрос задачи? – Запишите ответ. |
Чтение задачи Высказывания детей. Выходят два ученика и встают спинами друг к другу и двигаются в противоположных направлениях. Также двигались и муравьи. – Известно целое и вторая часть. – Нужно найти вторую часть. – Надо из целого вычесть известную часть. 14 – 8 Дети объясняют устно. |
|||||||||||||
2. – Гномы, любят все измерять, сравнивать. Нам они тоже предлагают измерить отрезки (задание 8, с.29) и начертить отрезок, длина которого равна разности длин этих отрезков. | Измеряют отрезки. Находят разность и чертят отрезок. | ||||||||||||||
VIII. Рефлексия деятельности и мотивация к следующему уроку | – Какую учебную задачу мы ставили перед
собой? – Справились мы с ней? – Что интересного заметили в таблице?
– Ещё один способ табличного вычитания
мы рассмотрим на следующем уроке. |
Вспоминают учебную задачу и оценивают
степень своего участия в уроке.
Предполагают, что есть ещё один способ вычитания.
Отмечают и оценивают работу одноклассников. |
Приложение 1
Карточки-«кирпичики»
Не имей… рублей, а имей … друзей | … раз отмерь, один раз отрежь | … дней недели | … цветов радуги |
3 + 4 | 13 – 6 | 6 . 8 | … Я |
17 – 7 | 19 – 1 |