Табличное вычитание

Разделы: Математика


(Демидова Т. Е., Козлова С. А., Тонких А. П..  Математика в 1 классе образовательная система «Школа 2100»).

Тип урока: урок «открытия нового знания».

Дидактическая цель: организовать процесс самостоятельного построения детьми нового знания по теме урока.

Задачи урока:

  • предметный результат:
    • знакомство с  новым способом вычитания;
    • формирование умения применять случаи табличного вычитания при решении задач;
  • метапредметный результат:
    • формирование регулятивных универсальных действий:целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка;
    • формирование коммуникативных универсальных действий: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
    • формирование познавательных  универсальных действий:
  • личностный результат:
    • самоопределение, смыслообразование (уметь проводить самооценку на основе критериев успешности в учебной деятельности).

Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый.

Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Оборудование:

1. Математика. Учебник  для 1 класса. Часть 3. – М.: Баласс; Школьный дом, 2011. – 64 (Образовательная система «Школа 2100).
2. Мультимедийный проектор.
3. Наборы карточек для парной работы.
4. Карточки «кирпичики».

ХОД УРОКА

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Самоопределение к деятельности – Я попрошу в парах обменяться карточками – пожеланиями на урок.
– А у меня к вам такое пожелание:
Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
Выбирают карточку с пожеланием  на урок из набора и дарят соседу по парте.
(– Желаю  совершить
открытие!
– Желаю хорошего настроения!
– Желаю успехов!)
II. Актуализация опорных знаний и мотивация – Хотели бы  вы познакомиться  с маленькими хранителями больших тайн?
– Гномики строят дом. Может,  мы им поможем?
– Домик мы будем строить из необычных кирпичиков – карточек. Из набора карточек нужно выбрать только те, которые связаны с числом  7.
– Как вы думаете, почему?
– Начинаем строительство.
Просмотр фрагмента мультфильма «Белоснежка и семь гномов».

– Гномов в сказке 7.
Выбирают подходящие карточки (Приложение 1) и выстраивают из них дом.

img1.gif (766 bytes)

…. раз отмерь,
один раз отрежь
 

3 + 4

… дней недели
… цветов радуги

17 – 7

6 – 8

     я
III. Постановка учебной задачи – Один этаж не достроен. Белоснежка останется без дома. Почему не выбрали карточку?

13 – 6

– Какое действие нужно выполнить в выражении?
– А разве мы не умеем  вычитать?

– Посмотрите на таблицу.

Умеем вычитать Не умеем Наша задача

7 – 3
17 – 7

13 – 6

?

Тема нашего урока «Табличное вычитание».

– Мы не знаем способ вычитания.

 

– Вычитание.
– Умеем.
Анализируют таблицу и формулируют учебную задачу.

Умеем вычитать

Не умеем

Наша задача

7 – 3
17 – 7

13 – 6

«Открыть» новый способ вычитания
IV. «Открытие» новых знаний 1. – Какой вопрос возникает?
– Какие есть предположения?
– Попробуем разобраться вместе. Как всегда обратимся  к нашему главному помощнику – учебнику. Страница 28.

2. – Гномы предлагают выполнить задание №2.

– Почему вычитание называют табличным?
Высказываются.

Составляют по 2 разности к заданным суммам:

7 + 6 = 13
13 – 7 = 6
13 – 6 = 7 и т.д.

Выделяют целое и части. Делают вывод:
Сумма – это целое. Если вычесть  одну часть, то получим другую часть. По сумме можно найти  значение разности.

3. – Один способ мы «открыли».
– Но как быть, если у нас нет подсказки – суммы?
– Может, в  задании №3 найдём такую подсказку.
– Что это за таблица?
– Это таблица сложения. С помощью такой таблицы мы находили значение сумм однозначных чисел без перехода через десяток и с переходом через десяток.
4. – Найдите при помощи таблицы все пары однозначных слагаемых чисел от 11,12, 13,14,15,16, 17,18.

 

– Почему некоторые числа здесь обведены кружками одного цвета?

Работа в парах по карточкам. Например:
16
8    8
9    7 и т.д.

– Для удобства поиска.

5. – Объясните, как, пользуясь таблицей, найти значение разности 13 – 6. Обсуждение в группах.
Образец рассуждения: 13– это целое (уменьшаемое)
6 – часть (вычитаемое).
Посмотрим по таблице, чему равна вторая часть. Это 7.  Значит 13 – 6 = 7
6. –  Мы смогли «открыть» ещё один способ?
– Обобщите его.
Шаг 1. Целое (уменьшаемое) раскладываем на части так, чтобы одна из частей равнялась вычитаемому (известной части).
Шаг 2. По таблице находим, чему равна вторая часть. Это и будет значение разности.
7. Физминутка Зарядка с гномиком (роль гнома исполняет ребенок)
V. Первичное закрепление – Пользуясь  алгоритмом выполните вычитание в задании № 5 стр. 28. Выполняют задания с проговариванием.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону   Выполнение задания №6 стр.29.
I  вариант – 1 строка, II – 2 строка. Самопроверка по эталону.
VII. Включение в систему знаний и повторение 1. – У наших гномов есть друзья – трудолюбивые муравьи. Про них наша задача №7(а) стр.29.
– Что говориться о муравьях?
– Что значит в «противоположных направлениях»? Давайте покажем
– Прочитайте текст ещё раз и выделите данные числа и искомые.
– Запишем данные в схему задачи. Расскажите, что известно в задаче. 
– Что нужно найти?
– Как найти часть?
– Составьте и запишите выражение.
– Объясните, как будем искать значение выражения?
– Ответили на вопрос задачи?
– Запишите ответ.
Чтение задачи
Высказывания  детей.

Выходят два ученика и встают спинами друг к другу и двигаются в противоположных направлениях. Также двигались и муравьи.
– Известно целое и вторая часть.
– Нужно найти вторую часть.
– Надо из целого вычесть известную часть.
14 – 8
Дети объясняют устно.
2. – Гномы, любят все измерять, сравнивать. Нам они тоже предлагают измерить отрезки (задание 8,  с.29) и начертить отрезок, длина которого равна разности длин этих отрезков. Измеряют отрезки. Находят разность и чертят отрезок.
VIII. Рефлексия деятельности и мотивация к следующему уроку – Какую учебную задачу мы ставили перед собой?
– Справились мы с ней?
– Что интересного заметили в таблице?

13 – 6

    1 способ      2 способ  3 способ
13 – 6 = 7
6 + 7 = 13
13 – 6 = 7
6 7
13–6=7
3 3

– Ещё один способ табличного вычитания мы рассмотрим на следующем уроке.
– У кого сбылось пожелание на урок?
– Кто помогал нам совершать «открытия»?

Вспоминают учебную задачу и оценивают степень своего участия в уроке.

 

Предполагают, что есть ещё один способ вычитания.

 

 

Отмечают и оценивают работу одноклассников.

Приложение 1

Карточки-«кирпичики»

Не имей… рублей, а имей … друзей …  раз отмерь, один раз отрежь … дней недели …  цветов радуги
3 + 4 13 – 6 6 . 8       … Я
17 – 7 19 – 1