Современное дошкольное образование призвано обеспечить не только подготовку ребенка к обучению в школе, но и создать максимально благоприятные условия для укрепления здоровья, гармоничного физического и целостного развития личности каждого ребенка. Поэтому о полноценном качестве образования можно говорить только тогда, когда в нем присутствуют здоровьесберегающая и здоровьеформирующая составляющие. Формирование у детей потребности в сохранении и укреплении здоровья – важная задача, стоящая перед дошкольными образовательными учреждениями, в связи с чем особая роль в нашем ДОУ отводится правильно организованному физическому воспитании. С самого раннего детства ребенку необходимо прививать потребность в регулярных занятиях физической культурой. Без сомнения, движения необходимы ребенку, так как способствуют развитию его физиологических систем, которые определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма, стимулируют формирование психических функций.
Наш детский сад осуществляет работу по физкультурно-оздоровительному приоритетному направлению. Несмотря на то, что утренняя гимнастика призвана создавать бодрое настроение, подготавливать детский организм к различным видам деятельности, наш коллектив столкнулся с проблемой слабого интереса детей к утренней гимнастике, с которой сталкиваются многие образовательные учреждения. Поэтому в течение 2 последних лет педагоги нашего детского сада работают над проблемой разработки комплексов утренней гимнастики в разных формах, для повышения заинтересованности детей.
Заинтересовавшись работой коллектива я решила подключится. Из опыта своей работы я знаю о том, что использование музыки в физкультурной деятельности придает увлекательность, способствует ее эффективности. Музыка поднимает настроение детей, организует их движения. Музыкальные ритмы облегают выполнение упражнений, подавляют утомление, усиливают удовольствие от игры мышц, создают особый, радостный настрой, а также влияют на формирование интереса детей к систематическим занятиям утренней гимнастикой.
Изучив методическую литературу я сделала вывод о том, что музыка не только поднимает настроение детей, организует их движения, но и способствует улучшению осанки, придает движениям выразительность, способствует их более точному и скоординированному выполнению. Звучание музыкальных произведений повышает работоспособность сердечно-сосудистой, мышечной, дыхательной систем организма. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений. Музыка так же помогает детям усвоить различные построения и перестроения. Но как сделать так, чтоб гимнастика под музыку стала более притягательна и интересна для детей? Изучая на музыкальных занятиях и музыкальных гостиных балет и музыку к нему, я заметила, огромный интерес детей к этому виду искусства. Дети с радостью слушают музыку к балету, рассматривают иллюстрации к нему, смотрят видео. Но наибольший их интерес вызывает сам танец. Дети пытаются подражать артистам балета, танцевать как они. В свободной деятельности в группе они часто играют в балет. Это натолкнуло меня на мысль о том, что применив элементы классического танца в гимнастике можно заинтересовать детей. Но здесь я столкнулась с проблемой. Круг движений классического танца велик и многообразен, но не все танцевальные движения классического танца доступны детям дошкольного возраста, не всем детям по состоянию здоровья можно заниматься профессиональной хореографией. Изучив методические разработки по хореографии, опыт работы хореографических студий и кружков, а так же опыт работы в области хореографии старшего преподавателя Самарской государственной академии культуры искусства Софии Леонидовны Слуцкой, я отобрала простые, несложные танцевальные движения, которые являются доступными всем детям дошкольного возраста, и исключила изучение движений, требующих сложной координации, высокой профессиональной техники выполнения. В выполнении движений классического танца от детей так же нельзя требовать полной выворотности ног, если только она не является природной особенностью ребенка. На следующем этапе были разработаны комплексы утренних гимнастик на основе элементов танца, для детей начиная с 4-х лет. Комплекс разработан в соответствии с методикой проведения утренней гимнастики, имеют вводную, основную и заключительную часть. В комплексе просчитана дозировка упражнений в соответствии с возрастом воспитанников.
Комплекс утренней гимнастики на основе танцевальных движений имеют свою специфику. Это и специальная терминология, и определенные положения рук и ног, и традиционные движения. Все это позволяет решать задачи не только физического, музыкально-ритмического, эстетического, но и познавательного развития детей.
Перед разучиванием комплекса дети на музыкальных занятиях и в совместной деятельности знакомятся с позициями рук и ног в танце.
Позиции рук в классическом танце
Подготовительная позиция: руки опущены вдоль корпуса, локти слегка округлены, кисти немного отведены от корпуса, пальцы естественно сближеныи чуть округлены.
Первая позиция: руки подняты так чтобы кисти оказались на уровне диафрагмы, локти слегка округлены и приподняты
Вторая позиция: руки разведены в стороны так, чтобы кисти были чуть округлены и приподняты.
Третья позиция: руки подняты так, чтобы кисти оказались над головой чуть впереди, локти слегка округлены.
Позиции ног в классическом танце
Позиции ног могут быть выворотными и не выворотными: в первом случае носки развернуты под углом 45 градусов, во втором – ноги параллельны и сближены
Первая позиция: пятки соединены, носки разведены в стороны под углом около 45 градусов. Тяжесть корпуса равномерно распределяется на обе ступни.
Вторая позиция: ступни находятся на одной линии, расстояние между пятками равно приблизительно длине ступни танцующего, носки разведены в стороны. Тяжесть корпуса равномерно распределяется на обе ступни или полностью переносится на одну ногу, которая становится опорной, другая же нога касается пола только носком или пяткой.
Третья позиция: пятка левой ноги приставлена к середине стопы правой ноги, носки разведены в сторону. Тяжесть корпуса равномерно распределена на обе ступни. В третье позиции впереди может быть и правая нога.
Четвертая позиция: опорная нога становится так же как в третей позиции, неопорная нога выставляется вперед на длину небольшого шага под углом 45 градусов.
Пятая позиция: пятка правой ноги соединена с носком левой ноги. Пятка левой ноги соединена с носком правой ноги.
Шестая позициях: ноги плотно соединены, ступни находятся на одной линии, носки направлены вперед. Тяжесть корпуса распределяется на обе ступни.
Комплекс упражнений «Па-де-де» основан на элементах классического танца. Основная силовая нагрузка в классическом танце падает на мышцы ног. Именно к пяти годам у ребенка значительно увеличивается масса мускулатуры, в особенности нижних конечностей, повышается сила и работоспособность этих мышц. А это значит, что детям с 4-5 лет уже доступны и посильны некоторые движения из системы классического танца.
Детям относительно легко даются ходьба, бег, прыжки, но они испытывают трудности при выполнении упражнений, связанных с работой мелких мышц. Классический танец разносторонне развивает мускулатуру всего тела, особенно ног, рук, спины; помогает формировать правильную осанку и координацию движений. В результате занятий ребенок приобретает устойчивость, подтянутость, физическую силу. Упражнения построенные на основе элементов танца, хороши еще и тем, что могут выполнятся с разным мышечным напряжением, разной скоростью, амплитудой, в разном ритме и темпе.
В названиях упражнений этого комплекса были использованы хореографические термины.
Методика проведения утренней гимнастики предполагает проведение в начале и в конце гимнастики разных видов ходьбы в сочетании для предупреждения плоскостопия: обычная ходьба, на носках, пятках, краях стоп.
Поэтому в водной части этого комплекса используется ходьба в чередовании с шагом польки, мелкий танцевальный бег в не выворотной 1позиции, а так же шаг с подъемом на полупальцы. В соответствии с методикой физического развития общеразвивающие упражнения для утренней гимнастики подбираются в следующей последовательности: сверху-вниз. Поэтому Упражнения основной части начинаются с шейного отдела.
Комплекс утренней гимнастики на основе элементов классического танца «Па-де-де»
Часть |
Упражнение |
Дозировка |
Темп |
Методические указания |
||
4-5 лет 8 мин. |
5-6 лет 10 мин. |
6-7 лет 12 мин. |
||||
Вводная | 1. Pas (пас) в чередовании с шагом польки | 37 сек | 1 мин. | 56 сек. | Умер. | Следить за осанкой |
2. Pas couru (пас кур) | 1 мин. | 1 мин. | 1 мин. | Умер. | Следить за дыханием | |
3. Pas (пас) в чередовании с Pas releve (пас релеве) |
1 мин. | 1 мин. | 1 мин. 6 сек. |
Умер. | Следить за дыханием | |
Основная | 4. Pas balance (пас балансэ) | 2 раза | 3 раз | 4 раза | Умер. | Движение выполнять плавно |
5. Port de bras (пот де брас) | 6 раз | 8 раз | 10 раз | Умер. | Следить за плавностью выполнения движений | |
6. Body roll (боди рол) | 4 раз | 6 раз | 8 раз | Умер. | Не наклонятся вперед | |
7. Battement tendu jete (батман тандю жете) | – | 6 раз | 8 раз | Умер. | Тянуть носочек | |
8. Demi plie, grand plie (деми плие, гранд плие) | 4 раза | 6 раза | 8 раз 47сек. |
Умер. | Следить за осанкой | |
9. Pas echappe (пас эшапе) В чередовании с дыхательными упражнениями |
2 раза по 15 | 2 раза по 20 | 2 раза по 32 | Умер. | Выполнять легко | |
Заключительная | 10. Pas (пас) | 30 сек. | 30 сек. | 42 сек. | Умер. | Тянуть носочек |
11. Pas сhangement de pied (чангмент де
пид) в чередовании с 12. Pas couru (пас кур) |
до 1 мин |
до 1,5 мин |
до 1,5 мин |
Умер. |
Следить за дыханием | |
13.Pas вattement (пас батман) | 30сек. | 30сек. | 35сек. | Умер. | Следить за осанкой |
Описание упражнений комплекса
Часть |
Упражнение |
Описание |
Музыкальное сопровождение |
Вводная | 1. Pas (пас) в чередовании с шагом польки | Ходьба в чередовании с шагом польки Шаг польки Вып.: на «раз» шаг с правой ноги на «и» приставить левую ногу к правой и топнуть на «два» шаг с левой ноги на «и» приставить правую ногу к левой и топнуть |
«Марш» из балета Конек-Горбунок Ц.Пуни, «Старинная полька» обр. Н.Соколовой |
2. Pas couru (пас кур) | Мелкий танцевальный бег в не выворотной I позиции | «Аллегретто» Бетховен | |
3. Pas (пас) в чередовании с Pas releve (пас релеве) | Ходьба в чередовании с ходьбой на носочках | «Барабанщик» Кабалевского, «Кружение на шаге» Арне | |
Основная | 4. Pas balance (пас балансэ) | Покачивание головы из стороны в сторону И.П. Стоя, ноги в I позиции, руки в подготовительной позиции. Вып.: на «раз» наклон головы вправо, на «и» в и.п. на «два» наклон головы вперед, на «и» в и.п. на «три» наклон головы влево, на «и» в и.п. на «четыре» наклон головы вперед, на «и» в и.п. |
«Вальс» муз.Жилина |
5. Port de bras (пот де брас) | Упражнение для рук И.П. Стоя, ноги в I позиции, руки в подготовительной позиции. Вып.: на «раз-и» руки в 1 позицию на «два-и» руки в 3 позицию на «три-и» руки во 2 позицию на «четыри-и» в и.п |
«Вальс –шутка» Шостаковича | |
6. Body roll (боди рол) | Наклоны корпуса И.П. Стоя, ноги в II позиции, руки в II. Вып.: на «раз» наклонить корпус вправо, слегка присесть, пальцами левой руки коснуться пальцев правой руки на «и» в и.п. на «два» наклонить корпус влево, слегка присесть, пальцами правой руки коснуться пальцев левой руки на «и» в и.п. |
«Вальс» Гречанинов | |
7. Battement tendu jete (батман тандю жете) | Бросок вытянутой ногой И.П. Стоя, ноги в I позиции, руки в I позиции. Вып.: на «раз-и» бросок правой ногой вперед на «два-и» в и.п. на «три-и» бросок левой ногой вперед на «четыре-и» в и.п. |
«Контрданс» Шуберт | |
8. Demi plie, grand plie (деми плие, гранд плие) | Полуприседания в сочетании с полным
приседанием И.П. Стоя, ноги в II позиции, руки в подготовительной позиции. Вып.: на «раз» полуприседание (колени разведены в стороны) на «и» в и.п. на «два» полуприседание (колени разведены в стороны) на «и» в и.п. на «три-и» глубокое приседание (колени разведены в стороны) на «четыри-и» в и.п. |
«Симфония №40» Моцарт | |
9. Pas echappe (пас эшапе) В чередовании с дыхательными упражнениями |
Прыжок из закрытой в открытую позицию И.П. Стоя, ноги в I позиции, руки на поясе Вып.: на «раз-и» прыжок с переносом ног во II на «два-и» в и.п. на «три-и», «четыри-и» то же Упражнение на восстановление дыхания И.П. Стоя, ноги в I позиции, руки в подготовительной позиции Вып.: на «раз-и» вдох, слегка присесть, руки поднять вверх через III позицию во II на «два-и» выдох, вернуться в и.п. на «три-и», «четыри-и» то же |
«Экосез» Бертранс, «Аве Мария» Бах | |
Заключительная | 10. Pas (пас) | Ходьба | «Марш» Шуберта |
11. Pas сhangement de pied (чангмент де
пид) в чередовании с 12. Pas couru (пас кур) |
Шаг с прыжком с переменой ног в воздухе Мелкий танцевальный бег в не выворотной I позиции |
«Прыжки и ходьба» Тиличеевой | |
13. Pas вattement (пас батман) | Ходьба с вытягиванием прямой ноги и носка | «Смелый наездник» Шуман |
Комплексы утренней гимнастики на основе элементов танца разработаны с учетом возрастных особенностей детей среднего и старшего дошкольного возраста. Упражнения строго дозируются: сложные чередуются с легкими; движения, требующие большого мышечного напряжения, – с движениями на расслабления.
Данные комплексы сопровождаются методическими рекомендациями с описанием правильного выполнения танцевальных движений, названия классических движений, позиций рук и ног в классическом танце.
Сравнительный анализ данных диагностики, показывающий положительную динамику уровня развития детей, подтверждает эффективность использования гимнастики в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ. Дети стали гибче, выносливее. Появилось качество в технике выполнения и выразительности движений. У детей появился эмоциональный отклик на утреннюю гимнастику. Дети стали выдержаннее и внимательнее. У детей наблюдается гордая осанка, в движениях свобода и непринуждённость. Можно сделать вывод о том, что у детей, занимающихся утренней гимнастикой на основе танцевальных движений, повысился интерес к занятиям, улучшились показатели физической подготовленности и появились предпосылки к физическому самосовершенствованию, что особенно важно перед поступлением в школу.
В современных детских садах музыкально-двигательное воспитание имеет уже устоявшиеся традиции: программу, методику. Музыкальное сопровождение гимнастики используется повсеместно и построено в основном на физических упражнениях и музыкальных произведениях современных композиторов. Очень часто применяются элементы ритмики, которые не имеют прямого отношения к хореографии.
Разработанные и применяемые в нашем детском саду комплексы утренних гимнастик на основе классического танца являются инновационной деятельностью не только для нашего ДОУ, но и для дошкольного образования в целом, так как используются элементы профессиональной хореографии, музыкальное сопровождение строится на шедеврах мировой классики. Все это является отличительной чертой наших комплексов от других применяемых на практике и описанных в литературе.