Тип урока: урок освоения новых знаний.
Цель: создание условий для знакомства с неопределённой формой глагола.
Планируемые результаты:
– предметные: познакомить с признаками неопределённой формы глагола; познакомить со способом действия для нахождения неопределённой формы глагола;
– метапредметные:
регулятивные: развивать способность принимать и сохранять учебную задачу,
планировать способы достижения намеченной цели; оценивать свои достижения;
познавательные: формировать умение анализировать объекты с целью
выделения существенных и несущественных признаков, умение строить логические
цепи рассуждения, обобщать информацию, делать выводы, представлять информацию в
сжатом виде (схема, алгоритм действий);
коммуникативные: формировать умение взаимодействовать (сотрудничать) с
соседом по парте, развивать способность договариваться и приходить к общему
мнению.
1. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии.
На доске:
Созрели, пишу, ходьба, споём, плавать, посмотреть, идти
– Просигнальте, какое слово лишнее? (Ходьба.) Почему? (Слово “ходьба” существительное, а остальные слова глаголы.) По каким признакам вы отнесли это слово к именам существительным? (Отвечает на вопрос “что?”, существительные бывают женского, мужского, среднего рода – слово “ходьба” женского рода.)
– Докажите, что остальные слова глаголы. (Называют действия, отвечают на вопросы…)
– Что мы знаем про глаголы? (Глаголы изменяются по временам. Глаголы прошедшего времени изменяются по родам и числам. Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по числам и лицам.)
– Определим, в какой форме употреблены глаголы.
прошедш. вр., ед.ч.,м.р. наст.вр., ед.ч.,1л. будущ. вр., мн.ч.,1л.
созрел, пишу , споём, плавать, посмотреть, идти
2. Постановка проблемы.
плавать, посмотреть, идти
(Не можем определить ни время, ни число, ни род, ни лицо.)
– Сегодня узнаем о глаголах новое.
– Как же называется форма глагола, у которой нельзя определить ни время, ни число, ни лицо, ни род?
(Число, время, лицо, род не определяются – неопределённая форма глагола.)
3. Построение проекта выхода из затруднения: “открытие” детьми нового знания
На доске появляется тема урока:
Неопределённая форма глагола.
– Как распознать неопределённую форму глагола?
– На какие вопросы отвечает? (Что делать?, Что сделать?)
– Что ещё отличает неопределённую форму глагола? (оканчивается на -ть, -ти.)
На доске:
Неопределённая форма глагола
что делать? -ть
что сделать? -ти
– Какой же частью слова является -ть, -ти? (Окончание.)
– Одни учёные считают, что это окончание. Другие учёные считают, что это суффикс.
Работа в парах.
Подумайте, как рассуждают учёные, которые считают, что -ть, -ти – окончание и как рассуждают учёные, которые считают, что -ть, -ти – суффикс.
Сообщения учащихся о полученных результатах.
4. Первичное закрепление во внешней речи.
Тетрадь-задачник с19. Отрывок из сказки А. С. Пушкина “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”.
– Прочитайте отрывок и догадайтесь, из какой он сказки.
Работа в парах.
– Прочитайте задание. Какую задачу поставили перед нами? (Найти глаголы в неопределённой форме (подчеркнуть). Найти два глагола, которые отвечают не на тот вопрос, что другие (Записать.)
– Как вы будете искать глаголы в неопределённой форме?
Сообщения учащихся о полученных результатах.
– Просигнальте, сколько глаголов в неопределённой форме нашли?
Узнаем, какая пара права. Какие глаголы в неопределённой форме нашли в первом четверостишии? Во втором?… и т.д. (Докладчик от каждой пары называет глаголы в неопределённой форме и доказывает, по каким признакам определили, что это неопределённая форма. Другие пары сигналят: согласны – не согласны.)
(Говорить, хохотать, пожимать, подмигивать, прищёлкивать, не жить, погубить, весть, оставить.)
5. Включение в систему знаний, выведение способа действия для нахождения неопределённой формы глагола.
Стоя
– Какая форма является начальной формой имени существительного?
– Назовите начальную форму существительных: в парке, с друзьями, из коробки
– Какая форма является начальной формой имени прилагательного?
– Назовите начальную форму прилагательных: соседняя, летнее, в осеннем, с верными
– Запишем глагол: замечаю
– Определим, в какой форме употреблен глагол. Поставим глагол в начальную форму. Какая же форма для глагола начальная? (Неопределённая форма.) Поставим глагол в неопределённую форму.
– Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы правильно поставить глагол в неопределённую форму? (Правильно задать вопрос: что делать? или что сделать?)
– А какой же вопрос выбрать с приставкой или без приставки?
Работаем в парах.
Т-З. № 269.
– Добавьте обозначения и опишите ход рассуждения.
– Что же нужно сделать, чтобы правильно найти неопределённую форму глагола?
На доске:
Чтобы найти неопределённую форму глагола нужно:
1. Поставить ? к форме глагола, узнать, есть ли приставка с
2. Задать ? неопред. ф. с приставкой с или без приставки
3. Назвать неопред. ф.
Используя выведенный способ действия, найдём неопределённую форму для глаголов.
6. Самостоятельная работа.
Самостоятельно ----- Проверка
ответим
отвечаю
7. Рефлексия деятельности (итог урока).
Что нового вы сегодня узнали на уроке?
Перед вами две шкалы.
1-я шкала. Подумайте и покажите на шкале, как вы научились находить глаголы в неопределённой форме.
2-я шкала. Подумайте и покажите на шкале, как вы научились ставить глагол в неопределённую форму.
Д/з. Т-З. № 270.