Неопределенная форма глагола

Разделы: Начальная школа


Тип урока: урок освоения новых знаний.

Цель: создание условий для знакомства с неопределённой формой глагола.

Планируемые результаты:

предметные: познакомить с признаками неопределённой формы глагола; познакомить со способом действия для нахождения неопределённой формы глагола;

– метапредметные:
регулятивные:
развивать способность принимать и сохранять учебную задачу, планировать способы достижения намеченной цели; оценивать свои достижения;
познавательные: формировать умение анализировать объекты с целью выделения существенных и несущественных признаков, умение строить логические цепи рассуждения, обобщать информацию, делать выводы, представлять информацию в сжатом виде (схема, алгоритм действий);
коммуникативные: формировать умение взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, развивать способность договариваться и приходить к общему мнению.

1. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии.

На доске:

Созрели, пишу, ходьба, споём, плавать, посмотреть, идти

– Просигнальте, какое слово лишнее? (Ходьба.) Почему? (Слово “ходьба” существительное, а остальные слова глаголы.) По каким признакам вы отнесли это слово к именам существительным? (Отвечает на вопрос “что?”, существительные бывают женского, мужского, среднего рода – слово “ходьба” женского рода.)

– Докажите, что остальные слова глаголы. (Называют действия, отвечают на вопросы…)

– Что мы знаем про глаголы? (Глаголы изменяются по временам. Глаголы прошедшего времени изменяются по родам и числам. Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по числам и лицам.)

– Определим, в какой форме употреблены глаголы.

прошедш. вр., ед.ч.,м.р. наст.вр., ед.ч.,1л. будущ. вр., мн.ч.,1л.

созрел, пишу , споём, плавать, посмотреть, идти

2. Постановка проблемы.

плавать, посмотреть, идти

(Не можем определить ни время, ни число, ни род, ни лицо.)

– Сегодня узнаем о глаголах новое.

– Как же называется форма глагола, у которой нельзя определить ни время, ни число, ни лицо, ни род?

(Число, время, лицо, род не определяютсянеопределённая форма глагола.)

3. Построение проекта выхода из затруднения: “открытие” детьми нового знания

На доске появляется тема урока:

Неопределённая форма глагола.

– Как распознать неопределённую форму глагола?

– На какие вопросы отвечает? (Что делать?, Что сделать?)

– Что ещё отличает неопределённую форму глагола? (оканчивается на -ть, -ти.)

На доске:

Неопределённая форма глагола

что делать? -ть

что сделать? -ти

– Какой же частью слова является -ть, -ти? (Окончание.)

– Одни учёные считают, что это окончание. Другие учёные считают, что это суффикс.

Работа в парах.

Подумайте, как рассуждают учёные, которые считают, что -ть, -ти – окончание и как рассуждают учёные, которые считают, что -ть, -ти – суффикс.

Сообщения учащихся о полученных результатах.

4. Первичное закрепление во внешней речи.

Тетрадь-задачник с19. Отрывок из сказки А. С. Пушкина “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”.

– Прочитайте отрывок и догадайтесь, из какой он сказки.

Работа в парах.

– Прочитайте задание. Какую задачу поставили перед нами? (Найти глаголы в неопределённой форме (подчеркнуть). Найти два глагола, которые отвечают не на тот вопрос, что другие (Записать.)

– Как вы будете искать глаголы в неопределённой форме?

Сообщения учащихся о полученных результатах.

– Просигнальте, сколько глаголов в неопределённой форме нашли?

Узнаем, какая пара права. Какие глаголы в неопределённой форме нашли в первом четверостишии? Во втором?… и т.д. (Докладчик от каждой пары называет глаголы в неопределённой форме и доказывает, по каким признакам определили, что это неопределённая форма. Другие пары сигналят: согласны – не согласны.)

(Говорить, хохотать, пожимать, подмигивать, прищёлкивать, не жить, погубить, весть, оставить.)

5. Включение в систему знаний, выведение способа действия для нахождения неопределённой формы глагола.

Стоя

– Какая форма является начальной формой имени существительного?

– Назовите начальную форму существительных: в парке, с друзьями, из коробки

– Какая форма является начальной формой имени прилагательного?

– Назовите начальную форму прилагательных: соседняя, летнее, в осеннем, с верными

– Запишем глагол: замечаю

– Определим, в какой форме употреблен глагол. Поставим глагол в начальную форму. Какая же форма для глагола начальная? (Неопределённая форма.) Поставим глагол в неопределённую форму.

– Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы правильно поставить глагол в неопределённую форму? (Правильно задать вопрос: что делать? или что сделать?)

– А какой же вопрос выбрать с приставкой или без приставки?

Работаем в парах.

Т-З. № 269.

– Добавьте обозначения и опишите ход рассуждения.

– Что же нужно сделать, чтобы правильно найти неопределённую форму глагола?

На доске:

Чтобы найти неопределённую форму глагола нужно:

1. Поставить ? к форме глагола, узнать, есть ли приставка с

2. Задать ? неопред. ф. с приставкой с или без приставки

3. Назвать неопред. ф.

Используя выведенный способ действия, найдём неопределённую форму для глаголов.

6. Самостоятельная работа.

Самостоятельно ----- Проверка

ответим

отвечаю

7. Рефлексия деятельности (итог урока).

Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Перед вами две шкалы.

1-я шкала. Подумайте и покажите на шкале, как вы научились находить глаголы в неопределённой форме.

2-я шкала. Подумайте и покажите на шкале, как вы научились ставить глагол в неопределённую форму.

Д/з. Т-З. № 270.