Урок математики на тему "Умножение одночленов"

Разделы: Математика


Тип урока: комбинированный.

Цель урока: повторить, обобщить, систематизировать изученный материал; провести контроль приобретенных знаний.

Задачи урока:

  • образовательные: повторить и обобщить пройденный материал; закрепить правила умножения одночленов, приведения одночлена к стандартному виду, правило определения коэффициента и степени одночлена; контроль и оценка знаний, полученных в ходе изучения темы;
  • развивающие: развитие логического и пространственного мышления учащихся, памяти, навыков работы в паре, умение анализировать, развитие визуальных и тактильных каналов восприятия информации;
  • воспитательные: эстетическое воспитание, воспитание ответственности, умение работать в коллективе, самостоятельности.

Форма работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: раздаточный материал для кодированного упражнения.

Учебно-методическое обеспечение: учебник “Алгебра.7 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений/[Ю.Н.Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова]; под.ред. С.А. Теляковского.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие, объявление краткого плана урока. Высказывание записано на доске “Я слышу – я вижу – я делаю”.

Добрый день, я рада нашей очередной встрече, вижу, что вы готовы к уроку и мы его начинаем. Моя личная цель – провести урок так, чтобы вам было интересно, понятно – но без вас, без ваших усилий я не достигну своей цели. Вы все такие разные: кто то слишком подвижный, невнимательный; кто-то не слушает ответы товарищей; кто-то стесняется говорить, зная, что его речь неправильная; а кто – то любит списывать с доски, даже не пытаясь выполнить задание самостоятельно; многие учатся с увлечением и с удовольствием. Надо ставить перед собой всё более высокие цели и развивать свои способности. Давайте объединим наши усилия: поставьте и вы перед собой свою личную цель деятельности на уроке. Запишите её хотя бы кратко. Выделите ключевое слово. Помните о своей цели и пытайтесь её достичь и тогда у нас всё получится.

Древняя мудрость гласит:

“Я слышу – я забываю,
Я вижу – я запоминаю,
Я делаю – я понимаю”.

Чтобы наш урок был плодотворным, давайте последуем совету китайских мудрецов и будем работать по принципу “Я слышу – я вижу – я делаю”.

II. Актуализация знаний

– Что называется одночленом? / Произведение чисел, переменных и степеней./

– Как привести одночлен к стандартному виду? / Перемножить числовые множители и записать на первом месте (коэффициент) и перемножить степени с одинаковыми основаниями./

– Сформулируйте определение степени одночлена. / Сумма показателей степеней всех входящих в него переменных./

– Как перемножить одночлены?/ Нужно перемножить их числовые множители и степени с одинаковыми основаниями./

1. Является ли одночленом выражение:

а(-0,5); а-0,5; -а; 13,006; х3+х.

2. Назовите коэффициент одночлена и его степень:

2у7 ; а5в; 234; -х7.

3. Выполните умножение:

III. Объяснение нового материала

Чтобы знания можно было эффективно применять, нужно чтобы они были прочно усвоены. Умение умножать одночлены – это маленький кирпичик в очень большой и значимой теме “Многочлены”, которую мы начнём изучать сразу же после темы “Одночлены”. Проверим полученные знания математическим диктантом.

Диктант.

1. Запишите выражения [3+а4+а;(а-в)(а+в);7х3х]. Подчеркните то, которое является одночленом.

2. Запишите одночлен вс2 . (-0,5в2)(-8с) [-2х2 . 3у]. Перепишите его в стандартном виде и подчеркните коэффиөиент.

3. Является ли одночленом выражение 17х2у [-х]? Если да, то каков его коэффиөиент и какова его степень?

4. Является ли одночленом выражение -в [12ав2]? Если да, то каков его коэффиөиент и какова его степень?

5. Запишите в виде одночлена стандартного вида произведение одночленов 5а2в и -7асх2 [3в3сd и -2в2yd].

Проведем взаимопроверку, обменяйтесь тетрадями и карандашом ставим плюс, если верно и минус, если не верно.

Ответы:

1-й вариант

2-й вариант да, 12,3; -6в5суd2.

Поднимите руки, кто справился с заданием без единой ошибки. Молодцы.

Осталось наработать алгоритм умножения одночленов, заданных не только с одной переменной, но и с двумя переменными, с тремя.

Выполняем следующее задание. Представьте выражение в виде одночлена стандартного вида.

  1. 4ав . 0,5а2в =3в2
  2. -32а5в5 . (-0,1а3в2) =3,2а8в7
  3. (-0,5а)3 . 2=-0,5а3в2
  4. -0,4а5в7 . (2а)3= -3,2а8в7
  5. -(-а2в4) . (6а4в)2=36а10в6
  6. (-0,1ав)2 . 100а3в =а5в3
  7. (5а)2 . (-0,2ав)2 . в=а4в3.

IV. Физкультминутка

V. Кодированные упражнения

Суть игры состоит в том, что выполнив первое задание, ученик ищет полученное число среди ответов. Если его там нет – допущена ошибка. Выполнив все упражнения своей карточки, ученик подает учителю работу с кодированным ответом. Например, 4326.

Карточка № 1

Карточка№2

Карточка № 3

Карточка №4

Карточка №5

Карточка №6

Карточка №7

Г.    (-3у2х)3.4х.

Ответы:

1) 2х3у10; 2) 7а8в5; 3) 6х4у5; 4) 5а4в7; 5) -2а5в; 6) х2у; 7) 45а9в8;

8) -14х7у15; 9) -108х4у6.

Коды для проверки учителя: №1– 3514; №2 – 5132; №3 – 1348; №4 – 3718;

№5 – 1398; №6 – 9148; №7 – 8379.

VI. Итог урока

– Что получается при умножении одночленов? [Одночлен.]

– Будет ли это конечный результат? [Нет не всегда, так как это одночлен не всегда стандартного вида.]

– Какие ещё знания и умения были необходимы для усвоения темы урока? [Умножение обыкновенных, десятичных дробей; умножение чисел с разными знаками]

Оценки.

– Кто добился цели, которую ставил?

– Опишите глаголами – что мы делали на уроке. [Работали, умножали, делили, смотрели, помогали, комментировали, думали, расслаблялись, слушали…]

VII . Домашнее задание: п. 22, № 554, № 559.