Тип урока: комбинированный.
Цель урока: повторить, обобщить, систематизировать изученный материал; провести контроль приобретенных знаний.
Задачи урока:
- образовательные: повторить и обобщить пройденный материал; закрепить правила умножения одночленов, приведения одночлена к стандартному виду, правило определения коэффициента и степени одночлена; контроль и оценка знаний, полученных в ходе изучения темы;
- развивающие: развитие логического и пространственного мышления учащихся, памяти, навыков работы в паре, умение анализировать, развитие визуальных и тактильных каналов восприятия информации;
- воспитательные: эстетическое воспитание, воспитание ответственности, умение работать в коллективе, самостоятельности.
Форма работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Оборудование: раздаточный материал для кодированного упражнения.
Учебно-методическое обеспечение: учебник “Алгебра.7 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений/[Ю.Н.Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова]; под.ред. С.А. Теляковского.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие, объявление краткого плана урока. Высказывание записано на доске “Я слышу – я вижу – я делаю”.
Добрый день, я рада нашей очередной встрече, вижу, что вы готовы к уроку и мы его начинаем. Моя личная цель – провести урок так, чтобы вам было интересно, понятно – но без вас, без ваших усилий я не достигну своей цели. Вы все такие разные: кто то слишком подвижный, невнимательный; кто-то не слушает ответы товарищей; кто-то стесняется говорить, зная, что его речь неправильная; а кто – то любит списывать с доски, даже не пытаясь выполнить задание самостоятельно; многие учатся с увлечением и с удовольствием. Надо ставить перед собой всё более высокие цели и развивать свои способности. Давайте объединим наши усилия: поставьте и вы перед собой свою личную цель деятельности на уроке. Запишите её хотя бы кратко. Выделите ключевое слово. Помните о своей цели и пытайтесь её достичь и тогда у нас всё получится.
Древняя мудрость гласит:
“Я слышу – я забываю,
Я вижу – я запоминаю,
Я делаю – я понимаю”.
Чтобы наш урок был плодотворным, давайте последуем совету китайских мудрецов и будем работать по принципу “Я слышу – я вижу – я делаю”.
II. Актуализация знаний
– Что называется одночленом? / Произведение чисел, переменных и степеней./
– Как привести одночлен к стандартному виду? / Перемножить числовые множители и записать на первом месте (коэффициент) и перемножить степени с одинаковыми основаниями./
– Сформулируйте определение степени одночлена. / Сумма показателей степеней всех входящих в него переменных./
– Как перемножить одночлены?/ Нужно перемножить их числовые множители и степени с одинаковыми основаниями./
1. Является ли одночленом выражение:
а(-0,5); а-0,5; -а; 13,006; х3+х.
2. Назовите коэффициент одночлена и его степень:
4х2у7 ; а5в; 234; -х7.
3. Выполните умножение:
III. Объяснение нового материала
Чтобы знания можно было эффективно применять, нужно чтобы они были прочно усвоены. Умение умножать одночлены – это маленький кирпичик в очень большой и значимой теме “Многочлены”, которую мы начнём изучать сразу же после темы “Одночлены”. Проверим полученные знания математическим диктантом.
Диктант.
1. Запишите выражения [3+а4+а;(а-в)(а+в);7х3х]. Подчеркните то, которое является одночленом.
2. Запишите одночлен вс2 . (-0,5в2)(-8с) [-2х2 . 3х3у]. Перепишите его в стандартном виде и подчеркните коэффиөиент.
3. Является ли одночленом выражение 17х2у [-х]? Если да, то каков его коэффиөиент и какова его степень?
4. Является ли одночленом выражение -в [12ав2]? Если да, то каков его коэффиөиент и какова его степень?
5. Запишите в виде одночлена стандартного вида произведение одночленов 5а2в и -7асх2 [3в3сd и -2в2yd].
Проведем взаимопроверку, обменяйтесь тетрадями и карандашом ставим плюс, если верно и минус, если не верно.
Ответы:
1-й вариант
2-й вариант да, 12,3; -6в5суd2.
Поднимите руки, кто справился с заданием без единой ошибки. Молодцы.
Осталось наработать алгоритм умножения одночленов, заданных не только с одной переменной, но и с двумя переменными, с тремя.
Выполняем следующее задание. Представьте выражение в виде одночлена стандартного вида.
- 4ав . 0,5а2в =2а3в2
- -32а5в5 . (-0,1а3в2) =3,2а8в7
- (-0,5а)3 . 4в2=-0,5а3в2
- -0,4а5в7 . (2а)3= -3,2а8в7
- -(-а2в4) . (6а4в)2=36а10в6
- (-0,1ав)2 . 100а3в =а5в3
- (5а)2 . (-0,2ав)2 . в=а4в3.
IV. Физкультминутка
V. Кодированные упражнения
Суть игры состоит в том, что выполнив первое задание, ученик ищет полученное число среди ответов. Если его там нет – допущена ошибка. Выполнив все упражнения своей карточки, ученик подает учителю работу с кодированным ответом. Например, 4326.
Карточка № 1
Карточка№2
Карточка № 3
Карточка №4
Карточка №5
Карточка №6
Карточка №7
Г. (-3у2х)3.4х.
Ответы:
1) 2х3у10; 2) 7а8в5; 3) 6х4у5; 4) 5а4в7; 5) -2а5в; 6) х2у; 7) 45а9в8;
8) -14х7у15; 9) -108х4у6.
Коды для проверки учителя: №1– 3514; №2 – 5132; №3 – 1348; №4 – 3718;
№5 – 1398; №6 – 9148; №7 – 8379.
VI. Итог урока
– Что получается при умножении одночленов? [Одночлен.]
– Будет ли это конечный результат? [Нет не всегда, так как это одночлен не всегда стандартного вида.]
– Какие ещё знания и умения были необходимы для усвоения темы урока? [Умножение обыкновенных, десятичных дробей; умножение чисел с разными знаками]
Оценки.
– Кто добился цели, которую ставил?
– Опишите глаголами – что мы делали на уроке. [Работали, умножали, делили, смотрели, помогали, комментировали, думали, расслаблялись, слушали…]
VII . Домашнее задание: п. 22, № 554, № 559.