Всё наше достоинство заключено в мысли.
Не пространство и не время, которых мы не можем
заполнить, возвышают нас, а именно она, наша
мысль.
Будем же учиться хорошо мыслить.
Блез Паскаль
Пояснительная записка
Логика – одна из самых старых наук. Её история насчитывает более двух с половиной тысячи лет. В конце прошлого – начале нынешнего века в логике произошла научная революция и теперь – это одна из наиболее динамичных наук, образец строгости и точности даже для математических теорий. Подобно тому, как умение говорить существовало ещё до грамматики, так и искусство правильно мыслить существовало задолго до логики. Люди постоянно стремятся расширить свои знания и обогатить свою память. Но, как сказал Гераклит, само по себе многознание – это не мудрость. Мудрость предполагает знание оснований и причин, и, в особенности, логических оснований принимаемых положений. Без способности обосновать имеющиеся убеждения, нет подлинного и твердого знания. Изучение курса «Введение в логику» обусловлено желанием способствовать развитию логической культуры мышления учащихся и возможностью подготовить их к изучению курса «Математическая логика».
Структура курса
Курс состоит из семи разделов, в которых
последовательно рассматриваются основные формы
мышления и их логическая структура. Каждый из
семи разделов включает в себя
теоретическую и практическую части. Основные
разделы курса:
- понять понимание;
- что такое логика;
- слова и вещи;
- о смысле бессмысленного;
- законы логики;
- софизмы;
- парадоксы и логика.
Особенности изучения дисциплины
Успешное освоение курса предполагает
систематическое изучение теоретической части и
отработку навыков обращения с основными формами
мышления, а также последовательное практическое
применение методов построения умозаключений
различных видов и методов логического анализа
высказываний и текстов.
Одной из основных особенностей изучения курса
логики является то, что овладение практическими
навыками возможно только при условии
качественного усвоения теоретической части
каждой темы.
Формы организации учебного процесса
Программа курса «По законам логики»
ориентирована на применение различных форм
организации взаимодействия учителя и ученика.
Возможны такие интерактивные формы, как
урок-лекция, урок-дискуссия, урок с проблемной
ситуацией, «мозговой штурм».
Содержание курса предполагает самостоятельную
подготовку учащихся: работу с разными
источниками информации учебной литературой,
справочниками, Интернетом и другими ресурсами.
Особый акцент в программе сделан на
использование исторического материала;
предполагается использование видеофильмов.
Формы контроля: защита проекта в 1-м и во 2-м
полугодии.
В результате прохождения программного
материала, обучающийся должен
понимать:
- сущность познания, роль и значение абстрактного мышления в процессе научного познания;
- взаимосвязь мышления с языком и роль последнего в мыслительных процедурах;
знать:
- основные формы фиксации и преобразования знания на уровне абстрактного мышления;
- основное содержание классической дедуктивной логики;
- законы и принципы логически правильного мышления;
владеть
- приемами построения доказательного рассуждения, приемами ведения аргументационного процесса, приемами и способами ведения дискуссии и полемики;
- основными приемами логического анализа высказываний и различных видов текста;
- навыками логически правильного и познавательно продуктивного мышления; навыками логически правильного и аргументированного формулирования мысли.
Целью прохождения данного курса является формирование у обучающихся культуры мышления.
- Теоретической целью изучения дисциплины является формирование системы знаний об основных формах мышления и логических операциях над ними.
Практической целью изучения дисциплины является овладение приемами и методами основных логических операций над мыслительными формами.
Задачи курса:
- расширить сферу знаний обучающихся;
- способствовать развитию интеллектуальных возможностей обучающихся;
- развивать способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
- вырабатывать умение логически правильно и аргументировано строить устную и письменную речь;
- воспитывать интерес и любовь к предмету;
- подготовить к изучению курса «Математическая логика»
Программа адресована учащимся 8 класса и частично может быть использована во внеклассной работе в 7-9 классах. Курс рассчитан на 34 часа. Срок реализации программы – 1 год. Количество часов в неделю – 1 час.
Содержание учебного материала
1. Понять понимание (2 час)
– человеческая коммуникация:
естественность и простота;
– понимание – ключевая проблема; понимание и
логика.
2. Что такое логика (4 часа)
– мышление как предмет логики;
– формы мышления;
– мышление и язык;
– истинность мысли и формальная правильность
рассуждений.
3. Понятие (4 часа)
– понятие как форма мышления;
логическая структура понятия; виды понятий;
– определение понятия, его логическая структура
и виды;
– правила и ошибки явного определения;
– деление понятий, его логическая структура и
виды.
4. Суждение (4 часа)
– структура простого суждения;
категорические суждения и их виды;
– сложное суждение и его виды;
– отрицание простых и сложных суждений;
– суждение и вопрос; логическая структура
вопроса.
5. Логические основы теории аргументации (5 час)
– соотношение аргументации и
доказательства;
– доказательство и убеждение;
– опровержение, его структура и виды;
– правила доказательства и опровержения;
– конструктивные и деструктивные
аргументационные приемы; роль аргументации в
познании и в дискуссиях.
6. Законы логики (5 час)
– закон тождества;
– закон непротиворечия;
– закон исключенного третьего;
– закон достаточного основания.
7. Софизмы (4 часа)
– софизм – интеллектуальное
мошенничество?
– апории Зенона, «медимн зерна»,
«неопредмеченное» знание;
– софизмы и зарождение логики;
– софизмы и паралогизмы;
– трагедия и фарс.
8. Парадоксы и логика (4 часа)
– что такое логический парадокс?
– «король логических парадоксов»;
– неразрешимый спор; выход из безвыходного
положения;
– парадокс Рассела, парадоксы Греллинга и Бери.
Учебно-тематический план
Разделы и темы |
Количество часов |
Раздел 1. Понять понимание |
2 |
Раздел 2. Что такое логика |
4 |
Раздел 3. Понятие |
4 |
Раздел 4. Суждение |
4 |
Защита проектов |
1 |
Раздел 5. Логические основы теории аргументации |
5 |
Раздел 6. Законы логики |
5 |
Раздел 7. Софизмы |
4 |
Раздел 8. Парадоксы и логика |
4 |
Защита проектов |
1 |
Перечень ключевых слов:
абсурд, антимир, аргументация,
Аристотель, аспект, Гегель, дискуссия, законы
логики, интеллект, Кант, классификация,
коммуникация, логика, логическая структура,
мышление, отрицание, парадоксы, паралогизмы,
Платон, противоречия, Сократ, суждение,
умозаключение,
фарс, философия.
Литература для учителя
- Гетманова, А. Д. Логика: учебник. – 16-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2011 – 415 с.
- Боюшинкин Логика в русской жизни // Философские науки. – 2009. – № 4.
- Зайцев, Д В. Теория и практика аргументации: учеб. пособие. – М.: ФОРУМ, 2010. – 223 с.
- Титов, В. Д. Общество, культура, логика // Философские науки. – 2009. – № 4.
- Тульчинский, Т. А. Логическая культура и свобода: логика в российском обществе XX-XXI столетий // Философские науки. – 2009. – № 4.
- Харт, В. А. Сказка логика // Вестник ТГУ. – Серия: Философия. Социология. Политология. – Томск: изд-во ТГУ, 2009. – № 4. – С. 134-135.
- Ивин А. А. По законам логики. – М.: Молодая гвардия, 1983. – 208 с.
Литература для обучающихся
- Гетманова, А. Д. Логика: учебник. – 16-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2011 – 415 с.
- Кобзарь, В. И. Логика в России последнего столетия: основные этапы и итоги // Философские науки. – 2009. – № 4.
- Тульчинский, Т. А. Логическая культура и свобода: логика в российском обществе XX-XXI столетий // Философские науки. – 2009. – № 4.
- Ивин А. А. По законам логики. – М.: Молодая гвардия, 1983. – 208 с.
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
- Журнал «Логос» – http://www.ruthenia.ru/logos/index.htm
- Национальная философская энциклопедия – http://terme.ru/
- Портал «Гуманитарное образование» – http://www.humanities.edu.ru/
- Федеральный портал «Российское образование» – http://www.edu.ru/
- Электронная библиотека ИФ РАН – http://iph.ras.ru/page52045970.htm
- Научные журналы издательства Oxford University Press – http://oxfordjournals.org/