Тип урока: урок обобщения и закрепления.
Форма урока: путешествие по родному краю.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран.
Учебник: Математика: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. – 15-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2009.
Цели урока:
- Повторение, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме: «Признаки делимости».
- Формирование умений проводить умозаключения, обосновывая свои действия ссылками на правила.
- Выработка навыков использования установленных признаков делимости при различных формулировках задач.
- Проверка усвоения учащимися знаний, полученных при изучении данной темы.
- Развитие логического мышления и математической зоркости;
- Воспитание математической культуры учащихся, внимательности, умение преодолевать учебные трудности.
- Воспитание любви к родному краю, родному селу.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– Наш урок, я бы хотела начать со слов великого математика о том, как важны числа.
«Числа правят миром»
Пифагор
2. Постановка целей урока
– Сегодня на уроке мы повторим с вами все признаки делимости, которые вы знаете, затем в ходе решения практических упражнений закрепим полученные вами знания. Но не просто повторим, а повторим в путешествии по своему родному селу.
О селе о нашем
Будет разговор,
О селе родном и милом,
Где мы все живём!
285 лет селу, его людей судьбы.
Архива нет и мне так трудно
О жизни той сейчас гадать.
Но о роли математики в истории села
Немного хочу я рассказать.
Наше село Верх-Красноярка появилось очень
давно, в 2012 году селу исполнилось 285 лет.
Ответьте на вопрос: делится ли это число на 2? На3?
На 5? На 10?
3. Актуализация опорных знаний.
– Итак, давайте для начала повторим все известные вами признаки делимости.
- Сформулируйте признак делимости на 2? Приведите пример.
- Сформулируйте признак делимости на 3 и на 9? Приведите пример.
- Сформулируйте признак делимости на 5 и на 10? Приведите пример.
4. Закрепление изученного материала (обобщение и систематизация).
Задание 1. Из цифр 0; 3; 4; 5 составьте:
а) трехзначные числа, делящиеся на 2 и 5 одновременно;
б) двузначные числа, делящиеся на 3;
в) двузначные нечетные числа, делящиеся на 10;
г) числа, делящиеся на 9.
Верх-Красноярка – село в Северном
районе Новосибирской
области России, расположенное в 27 км от
районного центра Северное ниже
по течению реки Тартас.
Почему село, а не деревня? Так как у нас была
церковь, то наше поселение названо селом, а не
деревней. В 1930 году церковь ещё служила.
Задание 2. Ответьте на вопрос: делится ли это число на 2? На3? На 5? На 10?
В 1930году церковь стояла на территории школы.
Это было высокое красивое сооружение, внутри
богато украшенное иконами. Однозначной версии о
названии села не существует. Титул село получило
– благодаря наличию церкви, престольным
праздником которой был день Николая –
чудотворца. Многие жители села даже не
задумывались о его названии. А название
Верх-Красноярка от слова «Красный яр» , т.е
крутой глиняный берег.
В нашем селе имеются свои достопримечательности.
Отделение связи, почта, средняя школа, детский
сад, больница, дом культуры, библиотека, магазины,
коллективное колхозное хозяйство «Память
Ленина».
Администрация Верх-Красноярского сельского
Совета ответственна за развитие этих
организаций. В каком же году образовался
Совет на селе? Мы ответим на этот вопрос, выполнив
следующие задание. в году.
Задание 3. Из указанных чисел 567; 6521; 349;
1918; 3213; 5643; 615; выберите то, которое делится на 2.
На селе Совет образовался в 1918году. В его состав
входили 4 села: Верх-Красноярка, Забоевка,
Филиповка, Малиновка. Первым председателем был
Шалагин Василий Алексеевич.
На территории Совета проживает несколько
человек, которые живут в 5 селах. А сколько
проживает человек? Мы ответим на этот вопрос,
выполнив следующие задание.
Задание 4. Из указанных чисел 567;1150; 6521;
349; 1918; 3213; 5643; 615; выберите то, которое делится
на 10.
На территории Совета проживает 1150 человек,
которые живут в 5 селах.
В 1929 году на территории Северного района
проходила коллективизация, начали
образовываться колхозы. В нашем селе 13 февраля 1929
года образовался колхоз «Новый путь». В колхозе
«Новый путь» на 01.01.1940 года имелось: всего дворов –
64. Население составляло – 212.Трудоспособных
от 16 лет и старше – 91 человек,
подростков от 12до 16 лет – 27 человек
Задание 5. Из этих важных для того времени чисел: 64; 212;91; 27 есть ли числа:
а) кратно 2;
б) кратно 3;
в) кратно 5;
г) кратно 9;
д) кратно 10.
– Что значит Родина моя. Вы спросите, я вам
отвечу:– сначала тропочкой земля бежит тебе
навстречу. Потом тебя поманит сад, душистой
веткой каждой. Потом увидишь стройный ряд домов
многоэтажных. Вот в таком двухэтажном доме в
центре села находится наша школа. Школа
после капитального ремонта стала неузнаваемой
красавицей, где всегда тепло и уютно.
В этом году на территории нашей школы построили
беседку и посадили яблони, надеемся, что в
скором будущем вырастет большой яблоневый сад.
А начиналась наша школа с церковно-приходской. В
1927г уже начальная, которую возглавлял
Горемыцских. С1952г. – стала восьмилетней, с 1966г. –
средняя, директором был А.М.Юдин. Сейчас
руководит школой Т.И.Петухова.
Школа проводит 1 раз в 5 лет «Вечер встречи
выпускников», которых насчитывается 578 человек.
Делится ли это число на 2? на5? На 3? На 10?на9?
В школе работают 12 ее выпускников. В этом году в
школе 87 обучающихся.
Делится ли это число на 2? на5? На 3? На 10?
Задание 6. Отметьте буквой В – верные утверждения и буквой Н – неверные.
1 | Число 945 делится на 3 и на 5 |
2 | Число 8569 кратно 2 |
3 | 2700 делится на 2;5;3;9;10 одновременно |
4 | Число 3 – делитель 157 |
5 | 756 делится на 2 и 3 одновременно |
6 | 630000 делится на 2;3;5;9;10 одновременно |
– А теперь давайте вспомним с вами признак
делимости на 11 и приведем примеры.
– Сумма цифр, стоящих на нечетных
местах, равна или отличается от нее на число,
делящееся на 11,сумме цифр, стоящих на четных
местах. Например: 378015 (3 + 8 + 1 = 12 и 7 + 0 + 5 =
12); 6589 (6 + 8 = 14 и 5 + 9 = 14).
Задание 7. Применив вышеуказанный признак делимости, проверьте, делится ли на 11 следующие числа:
- 356012756;
- 92681114;
- 7856278;
- 100397;
- 2351239;
- 87635024.
Задание 8. Поставьте вместо «*» в число 234586*240 такую цифру, чтобы получившееся число делилось без остатка на:
- 2 и 5; любое
- 3 и 9; 2
- 11. 9
5. Рефлексия
Каждый человек должен знать о том месте, где он родился, живёт. В большой стране у каждого человека есть маленький уголок – деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая великая Родина.
Наше село – это наша малая родина.
Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля –
Это русское раздолье,
Это русская земля.
Вижу горы и долины,
Вижу степи и луга.
Это русская картина,
Это родина моя.
– На этом наш сегодняшний урок окончен. Но, прежде чем задать вам домашнее задание, я бы хотела, чтобы каждый из вас проанализировал урок одной из представленных на доске рисунков:
6. Домашнее задание
– Ваше домашнее задание будет похоже на задание 6 из нашей классной работы. Смысл задания будет таким же, но вы должны придумать шесть восьмизначных чисел, которое делятся на на 2? на5? на 3? на 10? на 9?
– Урок окончен. До свидания.