Урок математики на тему "Признаки делимости". 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Тип урока: урок обобщения и закрепления.

Форма урока: путешествие по родному краю.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран.

Учебник: Математика: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. – 15-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2009.

Цели урока:

  1. Повторение, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме: «Признаки делимости».
  2. Формирование умений проводить умозаключения, обосновывая свои действия ссылками на правила.
  3. Выработка навыков использования установленных признаков делимости при различных формулировках задач.
  4. Проверка усвоения учащимися знаний, полученных при изучении данной темы.
  5. Развитие логического мышления и математической зоркости;
  6. Воспитание математической культуры учащихся, внимательности, умение преодолевать учебные трудности.
  7. Воспитание любви к родному краю, родному селу.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Наш урок, я бы хотела начать со слов великого математика о том, как важны числа.

«Числа правят миром»

Пифагор

2. Постановка целей урока

– Сегодня на уроке мы повторим с вами все признаки делимости, которые вы знаете, затем в ходе решения практических упражнений закрепим полученные вами знания. Но не просто повторим, а повторим в путешествии по своему родному селу.

О селе о нашем
Будет разговор,
О селе родном и милом,
Где мы все живём!
285 лет селу, его людей судьбы.
Архива нет и мне так трудно
О жизни той сейчас гадать.
Но о роли математики в истории села
Немного хочу я рассказать.

Наше село Верх-Красноярка появилось очень давно, в 2012 году  селу исполнилось 285 лет.
Ответьте на вопрос: делится ли это число на 2? На3? На 5? На 10?

3. Актуализация опорных знаний.

– Итак, давайте для начала повторим все известные вами признаки делимости.

  • Сформулируйте признак делимости на 2? Приведите пример.
  • Сформулируйте признак делимости на 3 и на 9? Приведите пример.
  • Сформулируйте признак делимости на 5 и на 10? Приведите пример.

4. Закрепление изученного материала (обобщение и систематизация). 

Задание 1.  Из цифр 0; 3; 4; 5 составьте:

а) трехзначные числа, делящиеся на 2 и 5 одновременно;
б) двузначные числа, делящиеся на 3;
в) двузначные нечетные числа, делящиеся на 10;
г) числа, делящиеся на 9.

Верх-Красноярка – село в Северном районе Новосибирской области России, расположенное в 27 км от районного центра Северное ниже по течению реки Тартас.
Почему село, а не деревня? Так как у нас была церковь, то наше поселение названо селом, а не деревней. В 1930 году церковь ещё служила.

Задание 2. Ответьте на вопрос: делится ли это число на 2? На3? На 5? На 10?

В 1930году церковь стояла на территории школы. Это было высокое красивое сооружение,  внутри богато украшенное иконами. Однозначной версии о названии села не существует. Титул село получило – благодаря наличию церкви, престольным праздником которой был день Николая – чудотворца. Многие жители села даже не задумывались о его названии. А название Верх-Красноярка от слова «Красный яр» , т.е  крутой глиняный берег.
В нашем селе имеются свои достопримечательности. Отделение связи, почта, средняя школа, детский сад, больница, дом культуры, библиотека, магазины, коллективное колхозное хозяйство «Память Ленина».
Администрация Верх-Красноярского сельского Совета ответственна за развитие этих организаций.  В каком же году образовался Совет на селе? Мы ответим на этот вопрос, выполнив следующие задание. в году.

Задание 3. Из указанных чисел 567; 6521; 349; 1918; 3213; 5643; 615;  выберите то, которое делится на 2.
На селе Совет образовался в 1918году. В его состав входили 4 села: Верх-Красноярка, Забоевка, Филиповка, Малиновка. Первым председателем был Шалагин Василий Алексеевич.
На территории Совета проживает несколько человек, которые живут в 5 селах. А сколько проживает человек? Мы ответим на этот вопрос, выполнив следующие задание.

Задание 4. Из указанных чисел 567;1150; 6521; 349; 1918; 3213; 5643; 615;  выберите то, которое делится на 10.
На территории Совета проживает 1150 человек, которые живут в 5 селах.
В 1929 году на территории Северного района проходила коллективизация, начали образовываться колхозы. В нашем селе 13 февраля 1929 года образовался колхоз «Новый путь». В колхозе «Новый путь» на 01.01.1940 года имелось: всего дворов 64. Население составляло – 212.Трудоспособных от 16 лет и старше – 91 человек, подростков от 12до 16 лет – 27 человек

Задание 5.  Из этих важных для того времени чисел: 64; 212;91; 27 есть ли  числа:

а) кратно 2;
б) кратно 3;
в)  кратно 5;
г) кратно 9;
д) кратно 10.

– Что значит Родина моя. Вы спросите, я вам отвечу:– сначала тропочкой земля бежит тебе навстречу. Потом тебя поманит сад, душистой веткой каждой. Потом увидишь стройный ряд домов многоэтажных. Вот в таком двухэтажном доме в центре села находится наша школа. Школа после капитального ремонта стала неузнаваемой красавицей, где всегда тепло и уютно.
В этом году на территории нашей школы построили беседку и  посадили яблони, надеемся, что в скором будущем вырастет большой яблоневый сад.
А начиналась наша школа с церковно-приходской. В 1927г уже начальная, которую возглавлял Горемыцских. С1952г. – стала восьмилетней, с 1966г. – средняя, директором был А.М.Юдин. Сейчас руководит школой Т.И.Петухова.
Школа проводит 1 раз в 5 лет «Вечер встречи выпускников», которых насчитывается 578 человек.  Делится ли это число на 2? на5? На 3? На 10?на9?
В школе работают 12 ее выпускников. В этом году в школе 87 обучающихся.

Делится ли это число на 2? на5? На 3? На 10?

Задание 6. Отметьте буквой В – верные утверждения и буквой Н – неверные.

1 Число 945 делится на 3 и на 5
2 Число 8569 кратно 2
3 2700 делится на 2;5;3;9;10 одновременно
4 Число 3 – делитель 157
5 756 делится на 2 и 3 одновременно
6 630000 делится на 2;3;5;9;10 одновременно

– А теперь давайте вспомним с вами признак делимости на 11 и приведем примеры.
Сумма цифр, стоящих на нечетных местах, равна или отличается от нее на число, делящееся на 11,сумме цифр, стоящих на четных местах. Например: 378015 (3 + 8 + 1 = 12 и 7 + 0 + 5 = 12); 6589 (6 + 8 = 14 и 5 + 9 = 14).

Задание 7. Применив вышеуказанный признак делимости, проверьте, делится ли на 11 следующие числа:

  1. 356012756;
  2. 92681114;
  3. 7856278;
  4. 100397;
  5. 2351239;
  6. 87635024.

Задание 8. Поставьте вместо «*» в число 234586*240 такую цифру, чтобы получившееся число делилось без остатка на:

  1. 2 и 5; любое
  2. 3 и 9; 2
  3. 11. 9

5. Рефлексия

Каждый человек должен знать о том месте, где он родился, живёт. В большой стране у каждого человека есть маленький уголок – деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая великая Родина.

Наше село – это наша малая родина.
Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля –
Это русское раздолье,
Это русская земля.
Вижу горы и долины,
Вижу степи и луга.
Это русская картина,
Это родина моя.

– На этом наш сегодняшний урок окончен. Но, прежде чем задать вам домашнее задание, я бы хотела, чтобы каждый из вас проанализировал урок одной из представленных на доске рисунков:

6. Домашнее задание

Ваше домашнее задание будет похоже на задание 6 из нашей классной работы. Смысл задания будет таким же, но вы должны придумать шесть восьмизначных чисел, которое делятся на на 2? на5? на 3? на 10? на 9?

– Урок окончен. До свидания.

Приложение 1