Урок на тему "Зимующие птицы Татарстана"

Разделы: Внеклассная работа, Экология


Цели игры:

  • систематизировать знания учащихся о жизнедеятельности птиц, их взаимоотношениях с окружающей средой;
  • углубить экологические знания учащихся;
  • воспитывать у них гуманное отношение к пернатым, чувства ответственности ко всему живому и научить осознавать необходимость бережного отношения к природе;
  • способствовать развитию чувства коллективизма и сплочённости.

Оборудование:

  • Магнитофон и записи с пением птиц и танцевальными мелодиями.
  • Сундучок (красиво оформленная коробка) с жетонами – вопросами.
  • Для конкурса капитанов карточки с изображением птиц листы бумаги, ручки.
  • Две карточки для конкурса «Восемь птиц», листы бумаги, ручки, фломастеры.
  • Различный корм для птиц (семена подсолнухов, шишки, пшено, кусочек сала, ягоды рябины, семена берёзы…)
  • Для конкурса «Строим кормушки» ненужные предметы, такие как:  пакеты из под молока, майонезные  ведёрки, различные коробки, проволока .
  • Карточки с зашифрованными письмами.

ХОД УРОКА

(Звучит пение птиц).

Ведущий: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о  зимующих птицах.

Многие птицы на юг улетают,
Многие зиму у нас коротают.
Галка, ворона, снегирь, воробей.
Ну-ка, ребята, их вспомни скорей!

Дети называют зимующих птиц, затем делятся на 2 команды. Ведущий представляет членов жюри.

Трудно птицам жить зимой,
Корм себе найти.
Кто их может кроме нас
От голода спасти?
Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки,
Не могут пташки отыскать
Не зёрнышка, ни крошки.
И вот летают всё слабей
Ворона, галка, воробей.
Скорей на помощь дети!
Вот в самый трудный час
Спасенье птицы ждут от нас!
Кормите их! Согрейте их!
Повести домик на суку,
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки…
И оживут бедняжки.
По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
«Спасибо вам великие»

Конкурс  «Сундучок вопросов»

Каждой команде по очереди Сорока подносит сундучок и один из участников достаёт из него жетон с номерами. Ведущий зачитывает вопрос под этим номером, и команда даёт на него ответ. Каждый вопрос оценивается в 1 балл.

1. Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (Тетерев, куропатка, рябчик).
2. Какую пользу приносят синицы зимой? (Уничтожают яички и личинки насекомых).
3. Какая птица любит драгоценности и другие блестящие предметы? (Сорока).
4. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст).
5. Какие птицы охотятся ночью? (Совы).
6. Какая птица барабанит? (Дятел).
7. Какая птица меняет к зиме окраску? (Белая куропатка).
8. Какие птицы могут лазать по стволу дерева головой  вниз? (Поползень).
9. Когда температура тела воробья выше: зимой или летом? (Одинаковая)
10. Какая птица повисает на деревьях зимой кверху ногами, вниз спиной? Почему? (Синицы. Сверху ветки покрыты снегом, поэтому они добывают насекомых на нижней стороне веток).
11. Сколько разных синиц живут в наших местах? (Большая, длиннохвостая, хохлатая, московка, лазоревка).
12. Какие врановые птицы живут в нашей местности? (Ворон, серая ворона, грач, сорока, галка, сойка).
13. Какая птица выдалбливает клювом дупло в дереве для своего гнезда? (Дятел).
14. Наблюдали из окна за поведением воробьёв, прилетающих на кормушку, можно определить какая погода на улице. Как? (В холодную погоду воробьи взъерошенные – так легче сохранить тепло тела).

Конкурс «Восемь птиц»

Ведущий: В тексте, который вы сейчас прочитаете, затаилось восемь птиц. Отыщите их названья и напишите. За каждую найденную птицу начисляется 3 балла.

«Девочка устраивали столовые для птиц. Двор она вошла, убрала в углу мусор. Оказалось тут удобное, вообще голое место. Кормила здесь крупных птиц колбасой, кашей. Другая столовая – высоко, лучше для мелких птичек, а над ней ветки дерева. Только надо прибегать к лестнице, иначе чёткая подкормка не получится, кормушку не достать».

(Ворона, сорока, щегол, сокол, чекан, сойка, клёст, чечётка).

«Конкурс капитанов»

Приглашаются капитаны команд. Сорока раздает им чистые листы бумаги.

Ведущий: Здесь расположены карточки с изображением птиц: галка, сойка, поползень, голубь, лебедь-шипун, зелёный дятел. Каждая карточка имеет свой номер. Капитанам я задам вопросы об этих птицах. Отвечая на вопрос, вы пишете только номер рисунка, на котором изображена нужная вам птица. (За каждый правильный ответ начисляется 2 балла).

  • Эта лесная птица питается желудями, орехами. Самая красивая из вороновых. Делая запасы желудей на зиму, способствует лесовозобновлению. (Сойка – 2).
  • Эта птица – символ мира. Воздушный почтальон.  (Голубь – 4).
  • Эта птица из Красной Книги. Помогает маленьким пернатым, представляя  жильё в зимнюю стужу. (Зелёный дятел – 6).
  • Эта птица легко лазает по стволу дерева вниз головой. (Поползень).
  • Птицы и молодые птицы буровато – серые, а белыми становятся через несколько лет. (Лебедь-шипун – 5).
  • Городская птица, живущая рядом с человеком. (Галка – 1).

Физкультминутка «Прилетели птицы»

Ведущий: Я сейчас буду перечислять птиц, но если вы услышите что-то другое, нужно хлопать в ладоши и топать ногами.

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, мухи и стрижи.
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, стрижи, комары, кукушки.
Прилетели птицы: голуби, куницы, овсянки, поползни, дятлы.
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, стрижи, аисты, чижи, кукушки, даже совы-сплюшки, лебеди, скворцы…
Все вы молодцы!

Конкурс «Таинственное письмо» (Приложение)

– Расшифруйте письмо

Командам выдаются конверты с письмами. Каждое правильно расшифрованное письмо – 5 баллов.

1. При-вет  юн-нат-ами  шко-льн-ика-м  от-зим-ующ-их.  Пти-ц  по-мог-ите,  под-корм-ите. Оче-нь хо-лод-но го-лод-но.

2. При-вет юн-нат-ами шко-льн-ика-м с д-алё-кого юга-от п-ерн-ат-ых! Ско-ро пр-иле-тим. 

А. Ящин

«Подкормите птиц зимой» (читает ведущий).

Подкормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся как домой
Стайка на крыльцо. 

Сколько гибнет – их не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло

Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

Конкурс «Птичья столовая»

Ведущий: Я буду вам показывать корм, а команды по очереди называть птицу, которая любит этот корм. За каждый правильный ответ команды получают по 2 балла.

  • Семена подсолнухов ––> синицы;
  • Семена ели, шишки ––> клёст, дятел;
  • Семена дуба ––> сойка;
  • Кусочек сала ––> синица;
  • Пшено ––> воробьи, голуби;
  • Ягоды рябины ––> снегирь, свиристель;
  • Пищевые отходы ––> галки, вороны;
  • Семена репейника ––> щёгол.

Конкурс  «Строим кормушки»

Ребятам предлагается из предложенных материалов сделать кормушки для птиц. Максимальное количество баллов за кормушку – 10 баллов.

Конкурс «Круг знаний»

Каждой команде задается по 10 вопросов в виде блиц-опроса для выявления круга знаний о птицах. За этот конкурс команды получат столько баллов, сколько дадут правильных ответов.

Вопросы 1-й команде:

1. Передние конечности птиц – это... (крылья)
2. Часть нижней конечности, характерная только для птиц. (Цевка)
3. Этот орган чувств развит у птиц слабее всего. (Обоняние)
4. От них произошли птицы. (Пресмыкающихся).
5. Как пьют воду голуби? (Они опускают клюв в воду выше ноздрей, которые при этом закрываются чешуйками, и пьют большими глотками, не поднимая вверх клюва.)
6. Как оляпка в зимнее время достает корм на дне реки, почему она не мерзнет в ледяной воде? (Оляпка ныряет в прорубь и, опустившись на дно, она быстро бежит, цепляясь острыми когтями, ищет червячков, найдя быстро возвращается наверх. Перья оляпки покрыты слоем жира.)
7.У этих птиц птенцы появляются на свет чаще всего в середине зимы. (Клест)
8. Каких оседлых птиц из семейства вороных можете назвать санитарами села? (Ворон, ворона, грач.)
9. Какая лесная курообразная птица кроме тетерева устраивает токи? (Глухарь)
10. Чем питаются зимой свиристели? (Ягодами рябины, калины.)

Вопросы 2-й команде:

1. Кожа птиц покрыта... (перьями).
2. Грудина у птицы имеет снизу высокий гребень, который называется... (киль).
3. Этот орган чувств у птиц развит сильнее остальных. (Зрение).
4. «Древняя птица» – это … (археоптерикс).
5. Птицы могут поворачивать голову на ... (180 градусов).
6. Почему глухаря называют – «глухарь»? (Во время заключительной части токовой песни – «скрежетании» – у него наливаются кровью ушные выросты, замыкающие уши настолько плотно, что глухарь даже не слышит оружейного выстрела.)
7. Назовите 3 вида оседлых птиц. (Воробей, сорока, синица.)
8. Какие птицы заготавливают корм на зиму? (Сойка, кедровка, поползень, синичка.)
9. Почему во время сна птицы не падают с ветки. (Ноги птиц имеют особые мышцы, которые помогают им устойчиво, не теряя равновесия сидеть на ветке.)
10. Как спит дятел в гнезде? (Дятел в дупле спит в вертикальном положении, прицепившись острыми когтями коротких ног к стенке дупла и упираясь в нее жесткими перьями хвоста, т.е. он спит «сидя» на хвосте.)

Ведущий: Ребята, наши конкурсы подошли к концу. Думаем, каждый открыл для себя сегодня что-то новое. А главное то, что птицы – наши друзья, младшие братья, и мы, как старшие, должны их беречь и охранять.

Жюри подводит итоги игры.

Сценарий составлен на основе материалов:

  1. Методические рекомендации по подготовке и проведению праздника «Встреча зимующих птиц», г. Казань, 1997 г.
  2. Педагогическое  творчество,  №3   2001 г.,  А. Ф.Фазуллина,  Р.Р. Хафизова  «Зимующие птицы».

Приложение