Урок физики по теме "Параллельное соединение проводников". 8-й класс

Разделы: Физика

Класс: 8


Класс: 8

Тип урока: урок “открытия” нового знания

Технология построения урока:

I. Вырабатывание.

1. Организационный этап.

2. Мотивационный этап.

3. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.

II. Максимальная работоспособность.

4. Этап изучения новых знаний и способов деятельности.

Физкультминутка.

5. Этап первичной проверки понимания изученного.

6. Этап применения изученного.

7. Этап контроля и самоконтроля.

8. Этап коррекции.

Эмоциональная пауза

III. Конечный порыв.

9. Этап информации о домашнем задании.

10. Этап подведения итогов занятия.

11. Этап рефлексии.

Цели:

Образовательные:

- выявить закономерности параллельного соединения,

- способствовать формированию навыков решения задач на закон Ома.

Воспитательные:

- способствовать формированию навыков работы в коллективе,

- способствовать развитию коммуникативных компетенций,

- способствовать развитию креативных способностей учащихся.

Развивающие:

- развить умения решения задач на применение закона Ома для участка цепи, - развить внимание и память учащихся,

- способствовать осознанному усвоению материала

Задачи урока:

- способствовать формированию навыков работы в коллективе при выполнении групповых заданий;

- способствовать развитию коммуникативных компетенций при работе в группах; (при выполнении в группах практического задания);

- способствовать развитию креативных способностей учащихся при решении нестандартных задач;

- способствовать совершенствованию аналитических навыков учащихся при решении задач;

- способствовать формированию навыков и умений использовать различные способы решения задач.

Требования к уровню усвоения учебного материала после завершения урока:

  • иметь представление о параллельном соединении проводников;
  • уметь решать задачи на закон Ома;
  • иметь представление о величинах: сила тока, напряжение, сопротивление.

Используемые технологии: развивающее обучение, групповая технология, ИКТ, элементы исследовательской деятельности, здоровьесберегающая технология.

Оборудование и материалы для урока: компьютер; мультимедийный проектор; доска; экран; тексты задач; А.В. Перышкин учебник “Физика - 8 класс”, Дрофа., 2008 г.; В.И. Лукашик, Е.В.Иванова “Сборник задач по физике”, Просвещение, 2009 г.

Гигиенические требования:

- Температура воздуха в кабинете физики с южной ориентации окон должна соответствовать 19-20°С.

- Относительная влажность воздуха в учебном помещении должна составлять 40–60%.

- Здание учреждения оборудовано системой центрального отопления

- Естественная вентиляция осуществляется через форточки.

Учебные помещения проветривают во время перемен, рекреации – во время уроков по графику, вывешенному в каждом классе и рекреации. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Длительность сквозного проветривания определяется погодными условиями.

- В кабинете левостороннее светораспределение естественного освещения.

Уровни искусственной освещенности на рабочих плоскостях от системы общего освещения должны быть не менее 500 лк. При этом система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками с газоразрядными лампами.

- Учебное помещение обеспечено непрерывной инсоляцией продолжительностью 2 часа в центральной зоне (58° с.ш. – 48° с.ш).

- Защитно-декоративное покрытие рабочих поверхностей парт матовое.

- Расстояние от демонстрационного стола до учебной доски не менее 100 см.

- Расстояние от первой парты до учебной доски не менее 240 см.

- Учебная доска изготовлена из материала, имеющая высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищается влажной губкой, износостойкая, имеет темно-зеленый цвет и антибликовое покрытие.

- Высота нижнего края учебной доски над полом составляет 80–90 см.

Часть урока Время Нагрузки Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
I. Вырабатывание 5 мин Относительно невелика Репродуктивная, переходящая в продуктивную  
1. Организационный этап 1 мин Приветствует учащихся; проверяет готовность учащихся к уроку Приветствуют учителя Личностные: внутренняя позиция
2. Мотивационный этап 2 мин Создает проблему:

Ребята, скажите, дома у вас электроприборы соединены последовательно? А по закономерностям последовательного соединения при выключении одного электроприбора, выключаются все.

Комментирует ответы учащихся.

Ставят проблему.

Формулируют тему урока.

Формулируют цели урока.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; целеполагание, подведение под понятие
3. Этап актуализации субъектного опыта учащихся 2 мин   Спрашивает важные понятия и законы, для усвоения новой темы:

Закон Ома для участка цепи.

Закономерности последовательного соединения.

Как сила тока зависит от сопротивления?

Отвечают на вопросы.  
II. Максимальная работоспособность 25 мин Максимальное снижение на 15 мин Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом  
4. Этап изучения новых знаний и способов деятельности 6 мин Объясняет новый материал, применяя презентацию на слайдах и демонстрацию физического опыта; включая в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация примеров, прослеживание этих связей.

Отвечает на вопросы.

Воспринимают и записывают информацию.

Задают вопросы.

Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, анализ, синтез
5. Этап первичной проверки понимания изученного 3 мин Контролирует с помощью электронных образовательных ресурсов.

Комментирует и корректирует ответы.

Отвечают на вопросы. Анализ, построение логических цепей рассуждений, доказательства, знаково-символические действия, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
Физкультминутка 1 мин Проводит физкультминутку:

1) Для глаз;

2) Для шеи и плечевых суставов.

Делают физические упражнения.  
6.Этап применения изученного 10 мин Предлагает разделиться на группы и занять соответствующие места.

Каждой группе предлагает дифференцированные задания.

Наблюдает за работой учащихся, помогает, корректирует.

Предлагает обратно занять свои места.

Делятся на группы и занимают соответствующие места.

Выполняют задания.

Занимают свои места.

Анализ, построение логических цепей рассуждений, доказательства, знаково-символические действия, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, анализ, синтез, установление причинно – следственных связей.
7. Этап контроля и самоконтроля 2 мин Предлагает поменяться карточками и проверить друг у друга правильность выполнения заданий.

Открывает слайд с правильными ответами.

Проверяют правильность выполнения заданий друг у друга.

Смотрят на экране правильные ответы и комментируют ответы.

Контроль и оценка процесса и результатов действий, построение логических цепей рассуждений, применение методов информационных средств, в том числе и электронных средств.
8. Этап коррекции 1 мин Корректирует ответы учащихся. Корректируют ответы друг у друга. Анализ и синтез
Эмоциональная пауза 2 мин   Рассказывает ситуацию, которая может возникать при незнании закономерностей параллельного соединения. Слушают рассказ учителя, дополняют своими примерами.  
III. Конечный порыв 10 мин Небольшое повышение работо-
способности
Репродуктивная отработка узловых моментов пройденного материала  
9. Этап информации о домашнем задании 2 мин Дает информацию о домашнем задании:

творческое задание: нарисовать схему соединения электроприборов в любой комнате дома;

выучить закономерности параллельного соединения;

решить две задачи из учебника.

Записывают домашнее задание.  
10. Этап проведения итогов занятия 4 мин Проверяет умение выделять главное.

Называет оценки за урок, полученный в результате оценок учителя, самопроверки и взаимопроверки.

Выделяют главное.

Соотносят факты с понятиями.

Анализ и синтез
11. Этап рефлексии 4 мин Просит: сформулировать тему урока, назвать цели урока, оценить, каких целей достигли, и нарисовать свое настроение на конец урока. Формулируют тему урока, называют цели урока, оценивают, каких целей достигли, и рисуют свое настроение. Рефлексия способов и условий действия