Класс: 8
Тип урока: урок “открытия” нового знания
Технология построения урока:
I. Вырабатывание.
1. Организационный этап.
2. Мотивационный этап.
3. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.
II. Максимальная работоспособность.
4. Этап изучения новых знаний и способов деятельности.
Физкультминутка.
5. Этап первичной проверки понимания изученного.
6. Этап применения изученного.
7. Этап контроля и самоконтроля.
8. Этап коррекции.
Эмоциональная пауза
III. Конечный порыв.
9. Этап информации о домашнем задании.
10. Этап подведения итогов занятия.
11. Этап рефлексии.
Цели:
Образовательные:
- выявить закономерности параллельного соединения,
- способствовать формированию навыков решения задач на закон Ома.
Воспитательные:
- способствовать формированию навыков работы в коллективе,
- способствовать развитию коммуникативных компетенций,
- способствовать развитию креативных способностей учащихся.
Развивающие:
- развить умения решения задач на применение закона Ома для участка цепи, - развить внимание и память учащихся,
- способствовать осознанному усвоению материала
Задачи урока:
- способствовать формированию навыков работы в коллективе при выполнении групповых заданий;
- способствовать развитию коммуникативных компетенций при работе в группах; (при выполнении в группах практического задания);
- способствовать развитию креативных способностей учащихся при решении нестандартных задач;
- способствовать совершенствованию аналитических навыков учащихся при решении задач;
- способствовать формированию навыков и умений использовать различные способы решения задач.
Требования к уровню усвоения учебного материала после завершения урока:
- иметь представление о параллельном соединении проводников;
- уметь решать задачи на закон Ома;
- иметь представление о величинах: сила тока, напряжение, сопротивление.
Используемые технологии: развивающее обучение, групповая технология, ИКТ, элементы исследовательской деятельности, здоровьесберегающая технология.
Оборудование и материалы для урока: компьютер; мультимедийный проектор; доска; экран; тексты задач; А.В. Перышкин учебник “Физика - 8 класс”, Дрофа., 2008 г.; В.И. Лукашик, Е.В.Иванова “Сборник задач по физике”, Просвещение, 2009 г.
Гигиенические требования:
- Температура воздуха в кабинете физики с южной ориентации окон должна соответствовать 19-20°С.
- Относительная влажность воздуха в учебном помещении должна составлять 40–60%.
- Здание учреждения оборудовано системой центрального отопления
- Естественная вентиляция осуществляется через форточки.
Учебные помещения проветривают во время перемен, рекреации – во время уроков по графику, вывешенному в каждом классе и рекреации. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Длительность сквозного проветривания определяется погодными условиями.
- В кабинете левостороннее светораспределение естественного освещения.
Уровни искусственной освещенности на рабочих плоскостях от системы общего освещения должны быть не менее 500 лк. При этом система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками с газоразрядными лампами.
- Учебное помещение обеспечено непрерывной инсоляцией продолжительностью 2 часа в центральной зоне (58° с.ш. – 48° с.ш).
- Защитно-декоративное покрытие рабочих поверхностей парт матовое.
- Расстояние от демонстрационного стола до учебной доски не менее 100 см.
- Расстояние от первой парты до учебной доски не менее 240 см.
- Учебная доска изготовлена из материала, имеющая высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищается влажной губкой, износостойкая, имеет темно-зеленый цвет и антибликовое покрытие.
- Высота нижнего края учебной доски над полом составляет 80–90 см.
Часть урока | Время | Нагрузки | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
I. Вырабатывание | 5 мин | Относительно невелика | Репродуктивная, переходящая в продуктивную | ||
1. Организационный этап | 1 мин | Приветствует учащихся; проверяет готовность учащихся к уроку | Приветствуют учителя | Личностные: внутренняя позиция | |
2. Мотивационный этап | 2 мин | Создает проблему: Ребята, скажите, дома у вас электроприборы соединены последовательно? А по закономерностям последовательного соединения при выключении одного электроприбора, выключаются все. Комментирует ответы учащихся. |
Ставят проблему. Формулируют тему урока. Формулируют цели урока. |
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; целеполагание, подведение под понятие | |
3. Этап актуализации субъектного опыта учащихся | 2 мин | Спрашивает важные понятия и законы, для
усвоения новой темы: Закон Ома для участка цепи. Закономерности последовательного соединения. Как сила тока зависит от сопротивления? |
Отвечают на вопросы. | ||
II. Максимальная работоспособность | 25 мин | Максимальное снижение на 15 мин | Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом | ||
4. Этап изучения новых знаний и способов деятельности | 6 мин | Объясняет новый материал, применяя
презентацию на слайдах и демонстрацию
физического опыта; включая в содержательную
часть урока вопросов, связанных со здоровьем и
здоровым образом жизни; демонстрация примеров,
прослеживание этих связей. Отвечает на вопросы. |
Воспринимают и записывают информацию. Задают вопросы. |
Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, анализ, синтез | |
5. Этап первичной проверки понимания изученного | 3 мин | Контролирует с помощью электронных
образовательных ресурсов. Комментирует и корректирует ответы. |
Отвечают на вопросы. | Анализ, построение логических цепей рассуждений, доказательства, знаково-символические действия, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий | |
Физкультминутка | 1 мин | Проводит физкультминутку: 1) Для глаз; 2) Для шеи и плечевых суставов. |
Делают физические упражнения. | ||
6.Этап применения изученного | 10 мин | Предлагает разделиться на группы и
занять соответствующие места. Каждой группе предлагает дифференцированные задания. Наблюдает за работой учащихся, помогает, корректирует. Предлагает обратно занять свои места. |
Делятся на группы и занимают
соответствующие места. Выполняют задания. Занимают свои места. |
Анализ, построение логических цепей рассуждений, доказательства, знаково-символические действия, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, анализ, синтез, установление причинно – следственных связей. | |
7. Этап контроля и самоконтроля | 2 мин | Предлагает поменяться карточками и
проверить друг у друга правильность выполнения
заданий. Открывает слайд с правильными ответами. |
Проверяют правильность выполнения
заданий друг у друга. Смотрят на экране правильные ответы и комментируют ответы. |
Контроль и оценка процесса и результатов действий, построение логических цепей рассуждений, применение методов информационных средств, в том числе и электронных средств. | |
8. Этап коррекции | 1 мин | Корректирует ответы учащихся. | Корректируют ответы друг у друга. | Анализ и синтез | |
Эмоциональная пауза | 2 мин | Рассказывает ситуацию, которая может возникать при незнании закономерностей параллельного соединения. | Слушают рассказ учителя, дополняют своими примерами. | ||
III. Конечный порыв | 10 мин | Небольшое повышение работо- способности |
Репродуктивная отработка узловых моментов пройденного материала | ||
9. Этап информации о домашнем задании | 2 мин | Дает информацию о домашнем задании: творческое задание: нарисовать схему соединения электроприборов в любой комнате дома; выучить закономерности параллельного соединения; решить две задачи из учебника. |
Записывают домашнее задание. | ||
10. Этап проведения итогов занятия | 4 мин | Проверяет умение выделять главное. Называет оценки за урок, полученный в результате оценок учителя, самопроверки и взаимопроверки. |
Выделяют главное. Соотносят факты с понятиями. |
Анализ и синтез | |
11. Этап рефлексии | 4 мин | Просит: сформулировать тему урока, назвать цели урока, оценить, каких целей достигли, и нарисовать свое настроение на конец урока. | Формулируют тему урока, называют цели урока, оценивают, каких целей достигли, и рисуют свое настроение. | Рефлексия способов и условий действия |