Тип урока: урок-викторина среди учащихся 10а и 10б классов по заданиям в формате ЕГЭ с применением информационных технологий.
Цели урока.
Обучающая:
Повторить материал, пройденный в 10-ом классе, определить уровень усвоения материала за курс 10-ого класса.
Развивающая:
Поэтапное обучение, психологическая и организационная адаптация учащихся к выпускным экзаменам в формате ЕГЭ.
Воспитательная:
Объединить учащихся двух классов с целью доброжелательного коммуникативного общения, взаимопомощи и укрепления отношений между учащимися двух классов.
Время урока: 45 минут.
Оборудование: компьютер, проектор.
Пояснение: На своем уроке мы распределили учащихся двух 10-ых классов по группам в равном соотношении сильных и слабых учеников. При этом в каждой команде были ученики из разных классов. При планировании урока мы постарались учесть и способность каждого ребенка, и его коммуникативные качества с целью комфортной психологической обстановки внутри группы.. В каждой команде было по 1 ученику, имеющему по русскому языку оценку “5”, по 2 ученика, имеющих оценку “4”, по 3 ученика, имеющих оценку “3” и по 1 ученику с очень слабыми знаниями по предмету. Таким образом у нас получилось 6 команд по 7 учащихся в каждой. Все команды были в равных условиях.
Урок состоял из 4 этапов.
На 1-ом этапе каждый участник получал индивидуальное задание по образцу заданий ЕГЭ (А12,А16,А17,А18). Приложение № 1.
Оценивалась эта работа максимально 4 балла на каждого ученика ( заработанные баллы суммировались, общее количество баллов записывалось на счет команды).
Время на работу – 8 минут.
Цель работы – проверка уровня усвоения материала .
Форма проверки – взаимопроверка между командами.
На 2-ом этапе участники разбивались на пары и тройки и СОСТАВЛЯЛИ задания А13-А15 в формате ЕГЭ, записывая их в розданные заранее бланки. Приложение № 2.
Оценивалась эта работа максимально 30 баллов на команду (по 10 баллов за каждое правильно составленное задание).
Время на работу – 12 минут.
Цель работы – умение правильно и корректно составлять задания.
Форма проверки – проверка осуществляется одним из учителей.
На 3-ем этапе каждая команда получала свой вариант заданий А1-А5 в формате ЕГЭ, которые выполнялись коллективно. Приложение № 3.
Оценивалась эта работа максимально 5 баллов на команду.
Время на работу - 3 минуты.
Цель работы – повторение пройденного материала, умение работать коллективно.
Форма проверки – самопроверка с помощью проектора с контролирующей ролью учителя.
На 4-ом этапе с помощью проектора учащимся представлялся текст. (По В.П.Астафьеву о влиянии музыки (искусства) на человека. Для большего воздействия на учащихся можно использовать аудиозапись “Полонез Огинского”(“Прощание с Родиной”) ).
Нужно было командно определить проблему текста и авторскую позицию. Один участник от команды озвучивал результат работы всей команды.
Оценивалась эта работа максимально 2 балла на команду.
Время на работу – 10 минут.
Цель работы – проверка начального умения работать с текстом с целью последующего развития данного вида деятельности в 11-ом классе.
В течение всего урока один из учителей записывал на доске количество баллов , полученных учащимися после выполнения заданий, а после 4-ого этапа подводился итог всего урока-викторины (участники команды, набравшей самое большое количество баллов, получила за урок “5”, участники следующих 3 команд – “4”).
Одновременно с подведением итогов второй учитель задавал домашнее задание, а именно: по проблемам, предложенным в тексте, подобрать 2 аргумента и записать их в тетрадь.
В течение всего урока была благоприятная психологическая атмосфера, чувствовался контакт между учащимися внутри каждой команды. Вся работа была самостоятельной, а роль учителя была только организующей и контролирующей.