Развитие творческих способностей в дошкольном и младшем школьном возрасте методом "синектики"

Разделы: Работа с дошкольниками


Современная жизнь требует от человека не стереотипных, привычных действий, а гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению различных проблем. Очевидно, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании человека. К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.

Одним из неординарных способов генерации идей выступает метод синектики. Он означает "соединение разного", сочетание разнородных, а иногда даже несовместимых элементов в процессе постановки и решения задач.

Чтобы доходчивее объяснить суть метода, обратимся к примеру его применения основателем синектики Уильямом Гордоном, использовавшим его при создании чипсов. Перед компанией стояла задача создать новые картофельные чипсы и упаковку, которая будет более эффективна и не потребует заполнять пакет таким количеством воздуха, которое превышает объём самих чипсов. Парадокс состоял в том, что чипсы должны быть упакованы более компактно и при этом не ломаться. “Название книги”, которое выражает суть этого парадокса, было “Компактная неразрушаемость”. В качестве аналогии они выбрали укладку опавших листьев в мешок осенью. Когда вы пытаетесь засунуть сухие листья в полиэтиленовый пакет, вы сталкиваетесь с определёнными трудностями. Но когда листья сырые (уникальная особенность), они мягкие и легко изменяют форму. Влажный лист принимает форму соседнего листа, оставляя лишь немного воздуха между ними. Смачивание и формовка сухой картофельной муки позволило решить проблему с упаковкой, и это дало начало чипсам Pringles.

И еще один яркий пример применения метода. "Несколько лет назад я проводил семинар с группой инженеров, которые работали на литейном заводе, где производили пескоструйную очистку кованых металлических деталей. Для очистки деталей они использовали песок, но он попадал в полости, и, чтобы убрать его оттуда, требовалось много времени и денег. Парадокс состоит в том, что для очистки деталей частицы должны быть твёрдыми и в то же самое время не твёрдыми, чтобы их было легко удалить. Для описания сущности проблемы было использовано “название книги” “Исчезающая твёрдость”. Это навело их на мысль о льде как аналогии. Уникальная особенность льда состоит в том, что он тает. Решением проблемы стало производство частиц из сухого льда. Твёрдые частицы будут очищать детали и затем превращаться в газ и испаряться". [4]

Применение синектики в решении инновационных проблем включают в себя следующие этапы:

  • ознакомление с проблемой;
  • уточнение проблемы;
  • решение проблемы.

Гордон сделал упор на необходимости предварительного обучения, использования специальных приемов и выделил 2 механизма творчества:

  • неоперационный механизм - неуправляемые процессы (интуиция, вдохновение);
  • операционный механизм - процессы, включающие в себя использование разного вида аналогий.

Гордон отмечал, что важно научится применять операционный механизм, ведь это обеспечивает повышение эффективности творчества и создаёт условия для проявления неоперационного механизма. То есть операционный механизм является первичным по отношению к неоперационному. Однако представляется, что первичным как раз выступает неоперационный механизм, так как именно вдохновение, интуиция, свободное размышление, воображение может привести к появлению неожиданных аналогий, метафор, сравнений и поиска неординарных решений. Необязательно, что научившись проводить аналогии, человек разовьет творческое мышление и будет способен к нестандартному решению проблем.

Из 4 видов аналогий (прямая, личная, фантастическая, символическая), которые выделил Гордон только при прямой аналогии операционный механизм скорей всего будет первичным. Например, для усовершенствования процесса окраски мебели применение прямой аналогии состоит в том, чтобы рассмотреть как окрашены минералы, цветы, птицы. Как видно, используя этот метод, человеку действительно сначала надо научиться проводить аналогии.

Поэтому при развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста и начальных классов в большей степени применим метод синектики в виде личной, фантастической и символической аналогии.

Мышление у детей более свободно, чем мышление взрослого человека. Оно еще не испорчено стереотипами, оно более независимо. Наблюдения показали, что в процессе работы полезно выдвигать совершенно нереальные идеи и предложения, что гораздо легче сделать ребенку, нежели взрослому. Верно отмечает Г.Л. Ильин в книге "Философия образования", что "игровой характер творчества делает возможным соединение самых разнородный понятий и представлений, подобно тому как в детской игре окружающие ребенка вещи становятся чем угодно, в соответствии с фантазией ребенка". [2]

Личная аналогия.

В основе личной аналогии лежит личностное представление себя кем-то или чем-то, умение "сопереживать" объекту в его состоянии, видеть, слышать и взаимодействовать с окружающим миром от имени объекта. Прием данного вида синектики у дошкольников возможен при организации игровых театрализованных проектов, будь то просмотр кукольного театра или участие самих детей в постановке сказки. Данная форма деятельности стимулирует развитие и проявление сочувствия, сопереживания в естественной и увлекательной форме игрового взаимодействия. Сюда же можно отнести и прослушивание сказок. Ведь цель сказки "заключается в том, чтобы какою угодно ценою воспитать в ребенке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою. Сказочники хлопочут о том, чтобы ребенок с малых лет научился мысленно участвовать в жизни воображаемых людей и зверей и вырвался бы этим путем за узкие рамки эгоцентрических интересов и чувств. А так при слушании сказки ребенку свойственно становиться на сторону добрых, мужественных, несправедливо обиженных .... - вся наша задача заключается в том, чтобы пробудить, воспитать, укрепить в восприимчивой детской душе эту драгоценную способность сопереживать, сострадать и сорадоваться, без которой человек - не человек". [3]

Фантастическая аналогия.

При фантастической аналогии участники представляют себе объекты, предметы, явления в отрыве от существующих физических законов и воображают их такими, какими они хотели бы их видеть. Часто этот метод используют писатели фантасты при написании своих книг.

Применение данного вида синектики можно увидеть у поэта-педагога Вячеслава Лейкина при обучении детей писать прозу и стихи. Пример одного из его уроков: "Как я провел тридцать второе января". Он предлагает детям написать "как я провел зимние каникулы". В ответ на это дети бунтуют, что они замучены такими сочинениями в школе. Тогда педагог предлагает написать "как я провел 32 января". Дети говорят, что такого не существует, но педагог предлагает договориться как будто бы такой день есть. Вот что получается у 11-летнего Севы:

"32 января, чтоб не было скучно, объявили новый день недели: восьмерду. А на дверях 448 объявление вывесили - "Занятия с утра до вечера по восьмердам". Я обрадовался и побежал туда. Прибежал, - а там все спят. Я давай их будить. Первой Марьяна проснулась: - Что? - говорит, - Пожар?! Я говорю: - Сама ты - "пожар". Сегодня же восьмерда! Марьяна так обрадовалась, что даже ручку проглотила. Вторым Вова проснулся : - Что такое? Почему? Кто? Я ему: - Сегодня восьмерда! Он тоже обрадовался и стал под Диму кнопку подсовывать. Тут и Дима проснулся и все проснулись. "Ура! - кричат. - Восьмерда!"

И началось. Вова вещал что-то гениальное сидя на лампе. Марьяна надела на голову корзину для бумаг и прикинулась привидением. Сева съел тетрадь и принялся за сумку... Потому что была восьмерда. И 32 января. И всем все было можно и нужно." [1]

Символическая аналогия.

Символическая аналогия заключается в обнаружении парадоксов и конфликтов в привычных и понятных фразах. Это неожиданное определение предмета, показывающее его интересные и противоречивые стороны. Например, дерево - качающаяся твердыня.

Возвращаясь к детскому стихотворчеству, В. Лейкин использует такой прием СА:

детям от 10 до 13 лет был дан список самых обычных слов и им нужно было дать определение этим словам :

улыбка - гримаса, выражающая все: от смеха до презрения

кочерыжка - капустный скелет

фонарь - глаз темноты

время - то, что постоянно убивают, а оно живет.

Дети от 2 до 5:

страус - это жираф. Только птица она.

Ребенок, увидев поезд: "Вот откуда облака! Их паровоз делает!".

Еще одним видом символической аналогии являются загадки. Как показывает практика, дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет), поняв методику придумывания загадок, вполне успешно могут придумывать эти загадки самостоятельно. Причем дети, в отличие от взрослых, не скованы рамками логики и готовы выдавать самые неожиданные версии. Например: загадка - зеленое, но не лист на дереве, ответ - арбуз. Придумывая эту загадку, ребенок 4х лет провел аналогию между арбузом – листом на дереве – зеленым цветом, выделив неожиданное определение арбуза и ничуть не смутившись довольно странной аналогии.

Итак, чтобы творчество было во взрослой жизни, его необходимо развивать в детстве. Метод синектики является одним из действенных методов развития творческих способностей как у детей, так и взрослых. Однако, стоит отметить, что данный метод довольно сложен в применении. Выдвижение идей и последующая их разработка во многом зависят от руководителя, его мастерства, такта, находчивости, от его умения стимулировать творческое воображение членов группы. Он должен овладеть искусством задавать вопросы, давать подсказки, уточнения, разъяснения, вставлять реплики, которые бы побуждали, стимулировали их фантазию, воображение. То есть применения метода синектики требует высокого мастерства руководителя.

Также необходимо создание такой атмосферы, где как взрослый, так и ребенок чувствовал бы себя комфортно, не боялся критики, слишком оригинальных, порой нелепых идей и не боялся рисковать. Ведь как говорил А.С. Макаренко "Отказаться от риска - значит отказаться от творчества".

Литература

1. В. Лейкин “Каждый четверг в четыреста сорок восьмой”. СПб., Айю, 2000.

2. Г.Л. Ильн “Философия образования”. Изд-во “Вузовская книга”, 2002.

3. К. Чуковский "От двух до пяти". Изд-во "Мелик-Пашаев" Москва, 2013.

4. Майкл Микалко, Игры для разума. Тренинг креативного мышления, СПб, “Питер”, 2007 г.