В школьной реальности экзамен - это оценка конечного результата, анализ соответствия уровня развития выпускников образовательному стандарту. Он показывает, насколько выпускник обладает теми компетенциями (и не только образовательными), которые обеспечат его успешность на следующем возрастном этапе. И в современном российском образовательном пространстве для этой цели начали применять новые инструменты – ГИА-9 и ЕГЭ.
Новый вид аттестации показал, что психологическая подготовка старшеклассников, осуществляемая ранее в рамках традиционной психологической профилактики и просвещения, малоэффективна при подготовке школьников к сдаче ЕГЭ. Появилась необходимость найти новые способы психологической подготовки учащихся к государственному экзамену.
Опишем возможные методы психологической подготовки к ЕГЭ.
1. Знакомство с процедурой
Успешность сдачи экзамена во многом зависит от того, насколько знакомы учащиеся с процедурой экзамена. Эффективный метод, обеспечивающий такое знакомство - игра-драматизация. Например, “Экзамен в школе сказочных героев”. С содержательной стороны игра-драматизация представляет собой проигрывание процедуры экзамена на знакомом материале (юмористическом или общеизвестном). Такая игра позволяет в эмоционально комфортной и безопасной форме освоить основные элементы процедуры экзамена, поскольку знакомое и или юмористически окрашенное содержание создает благоприятную атмосферу и позволяет сконцентрироваться именно на процессуальных сторонах экзамена. Игра максимально точно воспроизводит основные процедурные моменты экзамена (задания вложены в конверты и т.д.). Можно использовать “настоящие” экзаменационные бланки. В качестве профилактики возможных трудностей на экзамене при проведении этой игры рекомендую смоделировать ситуации, совладение с которыми может определенные сложности для учащихся (например, в некоторые конверты кладется неполный комплект материалов) [2, c.39].
Юмористическое проигрывание пугающей ситуации может также включать совместное с детьми сочинение комических вопросов и подготовку юмористических заданий друг для друга.
Использование этой формы работы оказывает также коррекционное воздействие и способствует снижению тревоги. Пугающая незнакомая процедура оказывается понятной и логичной.
Игры с заданиями о процедуре и правилах ЕГЭ отражают общую структуру заданий, например:
Задания группы А:
А1. При нарушении требований, предусмотренных правилами проведения экзамена, учащийся:
1. Встает в угол
2. Удаляется с экзамена
3. Платит штраф
Задания группы В:
В1. Лужа, как место отдыха. Варианты использования лужи. Индивидуальная и групповая формы использования лужи.
Задания группы С:
С1. Тернистый путь от туфельки до рваного башмака.
2. Формирование адекватного мнения о ЕГЭ
ЕГЭ - явление в российском образовании юное. Однако оно уже успело обрасти мифами и заблуждениями. Сформировался специфический феномен - “мифология ЕГЭ”.
Поэтому важной предпосылкой для продуктивной работы по психологической подготовке к ЕГЭ является предварительная проработка “мифологии”. Если этот этап пропущен, то в дальнейшем негативные предубеждения будут препятствовать продуктивной работе.
Основной целью данной проработки является осознание существующего предубеждения и его обсуждение в группе, что позволяет в результате сформировать более позитивное отношение к экзамену.
Оптимальным методом в данном случае является групповая дискуссия. Например, что лучше: ЕГЭ или традиционный экзамен? Дискуссия помогает познакомить учащихся с когнитивными установками, мешающими нормальной сдаче экзамена, переформулировать нездоровые установки на здоровые, выработать объективное отношение и снизить тревогу. Целью будет не достижение участниками единого мнения, а свободное обсуждение позиций и мнений по обозначенному ведущим вопросу.
Производная от групповой дискуссии - техника мозгового штурма. Она направлена на спонтанное генерирование большого количества идей для решения какой-либо задачи/проблемы. Позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения. Хорошо работает при составлении таблиц “Плюсы и минусы ЕГЭ”, “Позитивные и негативные установки”.
Для переосмысления и перестройки механизмов восприятия, мышления, поведения с целью избавления от неудачных психических шаблонов можно применять технику рефрейминга. С помощью рефрейминга можно найти новое решение проблемы, увидеть неожиданные плюсы в далеко не самой благоприятной ситуации.
3. Обращение к личностному ресурсу учащихся
В поиске сильных сторон учащихся помогают игровые методы, психологических упражнений, арт-терапия и визуализация.
Например, в игре “Суперученик” создаются условий для обращения к личностному потенциалу учащихся, который может помочь при сдаче экзаменов. Учащиеся составляют портрет учащегося, который, без сомнения, сдаст любой экзамен.
Упражнение “Мои ресурсы” помогает учащимся найти в себе те качества, которые помогут на экзамене чувствовать себя уверенно. “Декларация моей самоценности” повышает самооценку, возможность поверить в свои силы.
Арт-терапия способствует закреплению ощущения уверенности в своих силах (рисунок “Символ уверенности”).
Визуализация усиливает ощущение этой уверенности (Упражнение “Образ уверенности”).
4. Оснащение технологией интенсивной подготовки к экзаменам
Отсутствие у старшеклассников элементарных навыков по рациональной обработке, запоминанию и воспроизведению немалых объемов учебного материала, всегда заметно сказывается на результатах.
Для подготовки к экзаменам предлагается разработанный и многократно апробированный на практике оптимальный режим интеллектуального труда - 30 минут непрерывных умственных усилий (согласно концепции положительной индукции нервных процессов И.П.Павлова).
В основе динамики предлагаемого режима заложено сочетание 30-минутной продолжительности сосредоточенных умственных усилий по конкретной проблематике с 2-минутной продолжительностью регулярных перерывов. Поработали 30 минут и, как бы не хотелось продолжить трудиться, сделайте перерыв - всего 2 минуты. Встаньте, пройдитесь и совершенно бездумно задержите взгляд на синеве небе, зелени растений или аквариумных рыбках. Если не получается бездумно, то можно подумать о чем-то приятном, но обязательно не относящемся к теме работы.
Через следующие 30 минут следует прерваться уже на 5 минут. В течение этого перерыва рекомендуется легкая физическая разминка и проветривание рабочего помещения. Глоток свежего воздуха при этом особо удачно сочетается с умыванием холодной водой, которое можно заменить простым смачиванием висков.
Следующий перерыв опять через 30 минут на 2 минуты и через очередные 30 минут работы (т.е. после двух часов интенсивно-сосредоточенного умственного труда) - не менее 10 минут (легкая физическая разминка, умывание, чашка чая или кофе, яблоко, конфета, кусочек сахара или, что предпочтительнее, несколько сухофруктов по вкусу). Мыслительный процесс требует много глюкозы или фруктозы.
Для того чтобы отдых был наиболее эффективным. Следует соблюдать обязательное условие оптимального режима интеллектуального труда: думать о любой посторонней теме, исключая объект работы.
После 10-минутного перерыва следует новый 2-часовой этап работы в том же режиме. Следующий большой перерыв должен составить не менее одного часа посторонних занятий, сочетающихся с приемом пищи.
Приблизительная схема первого этапа описанного режима оптимального умственного труда выглядит следующим образом:
1-й этап: 30 - 2 - 30 - 5 - 30 - 2 - 30 - 10 - 30 - 2 - 30 - 5 - 30 - 2 - 30 - 60 минут.
Цифры, набранные жирным курсивом, означают продолжительность периодов работы, а светлым - перерывов. Итого, первый этап интеллектуальных занятий составит 5,5 часов, из которых 4 часа рабочих, а 8 перерывов разделены на 1,5 часа продуктивного отдыха.
После большого перерыва режим работы соблюдается тот же, а продолжительность всех перерывов увеличивается в два раза, за исключением большого.
Схема второго этапа:
2-й этап: 30 - 4 - 30 - 10 - 30 - 4 - 30 - 20 - 30 - 4 - 30 - 10 - 30 - 4 - 30 - 60 минут.
При необходимости (например, в период подготовки к экзаменам) после очередного большого перерыва режим работы соблюдается тот же, но продолжительность перерывов увеличивается уже в 3 раза:
3-й этап: 30 - 6 - 30 - 20 - 30 - 6 - 30 - 40 - 30 - 6 - 30 - 20 - 30 - 6 - 30 - отдых.
Суммарная продолжительность работы вместе с перерывами в таком режиме составляет 17 часов, из которых 5 часов приходятся на всевозможные перерывы. [1, c.13]
При работе в таком режиме после 17 часов занятий интенсивной умственной деятельностью человек без усилий над собственной психикой и без особой усталости выполняет объем нормальной работы, в обычных условиях требующих 3-4-дневной подготовки. Усиление интенсивности за счет оптимальной организации режима умственного труда позволяет в 3-4 раза увеличить объем выполняемой работы при тех же временных затратах!
Поэтому использование такого режима чрезвычайно эффективно особенно в периоды подготовки к экзаменам.
5. Стимуляция познавательных способностей
Для реализации данной цели предлагаю воспользоваться методами образовательной кинезиологической технологии.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга, умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Она существует уже двести лет и используется во всем мире. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель. И.Кант говорил: “Рука является вышедшим наружу мозгом”. Доказательства благотворного действия психофизиологических упражнений на умственные способности были получены как зарубежными специалистами, так и отечественными учеными (см., например, работы В.Ф. Базарного 1995–1996 гг.).
Чтобы дети лучше учились, им необходимо больше двигаться. Доказано, что разговорные навыки завязаны на мелкой моторике пальцев: если человеку связать пальцы, он обучаться будет в десятки раз медленнее. Кроме того, современные методики обучения говорят о том, что новую информацию легче понять и запомнить, воздействуя на разные каналы восприятия: картинка, звук, тактильные ощущения, вкус, осязание и движение.
Образовательная кинезиология дает человеку возможность эффективнее усваивать информацию, успешно овладевать даже самими сложными интеллектуальными действиями; способствует повышению работоспособности, улучшению вербальной памяти, концентрации, объёма и переключаемости внимания, созданию положительных установок на учёбу, повышению жизненных сил организма как психофизиологических предпосылок повышения эффективности обучения.
6. Обучение способам снятия нервно-психического напряжения
Экзамен – это стресс. Поэтому важнейшей частью этих занятий должно быть знакомство с приёмами и методами нейтрализации негативных моментов предстартовых состояний.
Большая часть способов снятия напряжения может быть представлена тремя видами. Это: релаксаторы; приёмы, отвлекающие внимание; приемы, снимающие напряжение.
Релаксаторы действуют на ослабление физического напряжения. Умение расслабляться может помочь детям справиться с ситуацией тревоги во время экзамена или “отойти” от неё после провала не экзамене. Релаксация или нервно-мышечное расслабление тела помогает избавиться от любого стресса и напряжения как физического, так и психического.
Характер оказываемого самовоздействия с помощью аутогенной тренировки может быть как успокаивающим, так и мобилизирующим, в зависимости от конкретных целей.
Приёмы, отвлекающие внимание, работают по следующей схеме:
- Человек не вспоминает о своих проблемах.
- Полностью переключает внимание на что-нибудь постороннее.
- Возвращается к прежней проблеме, взглянув на неё по-новому.
Приёмы, снимающие напряжение, быстро снимают не только мышечное напряжение, но и эмоциональное разочарование.
Применение арт-терапии позволяет в особой символической форме трансформировать и прорабатывать психотравмирующую ситуацию. Через рисунок происходит выход сильных эмоциональных переживаний, снимается нервное напряжение и тревожность, уходят страхи и негативные состояния, повышается самооценка и уверенность. Этот метод даёт стойкий психотерапевтический эффект, затрагивая проблемы, скрытые в бессознательном и освобождая психику от их негативного влияния на организм ребёнка.
Использование музыки оказывает целительное воздействие на человека. Музыкотерапия способна избавить от депрессии, настроить на позитивный лад.
Успокоиться помогут “Колыбельная” Брамса, “Свет луны” Дебюсси, “Аве Мария” Шуберта, мазурки и прелюдии Шопена, вальсы Штрауса. Избавят от неврозов и раздражительности “Лунная соната” Бетховена, “Кантата №2” Баха и “Симфония” Гайдна, “Итальянский концерт” Баха. Кровяное давление и сердечную деятельность приведет в норму “Свадебный марш” Мендельсона, “Ноктюрн ре-минор” Шопена и “Концерт ре-минор” для скрипки Баха. Головную боль снимет прослушивание полонеза Огинского, “Венгерская рапсодия” Листа, “Фиделио” Бетховена. От бессонницы избавят сюита “Пер Гюнт” Грига, “Грустный вальс” Сибелиуса, “Грезы” Шумана, пьесы Чайковского.
Смехотерапия является отличным лекарством от стресса. Смех активизирует работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшает кровоснабжение тканей и органов. Во время смеха вырабатываются гормоны счастья - эндорфины, а уровень гормонов стресса - кортизола и адреналина - наоборот снижается, и поэтому является отличным лекарством от стресса.
Смехотерапия. Результаты. | |
Получаем | "гормоны счастья" - эндорфины |
Получаем | радость и удовольствие после стрессовых будней. |
Убираем | негативные и деструктивные программы |
Увеличиваем | жизненные силы |
Развиваем | уверенность в себе и чувство юмора |
Повышаем | творческую активность |
Список литературы
- Никитин В.В. резервы нашего интеллекта: Технология интенсивной подготовки к экзаменам/ В.В.Никитин. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 109 c.
- Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями/ М.Ю.Чибисова.- М.: Генезис, 2009. - 183 c.