Цель: развитие умений ставить вопросы к словам, которые называют признаки предметов.
Задачи:
- наблюдение над словами – признаками;
- вырабатывать умения ставить вопросы к словам – признакам;
- воспитывать интерес к русскому языку и потребность совершенствовать свою устную и письменную речь;
- тренировать умение фиксировать шаги учебной деятельности;
- выполнять правила работы в группах.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, учебник “Русский язык. 2 класс”, авторы Бунеев Р.Н., Бунеева О.В., Пронина О.В.
Планируемые результаты: учащиеся научатся ставить вопросы от существительных к прилагательным; устанавливать связь между прилагательным и существительным; устанавливать аналогии.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД |
1. Орг. момент | Проверка готовности к уроку | |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Сегодня на уроке нас ожидает
удивительная встреча с представителями семьи
слов. Названия носят города и реки, - С чего вы начнёте работать? (С повторения знаний, которые нам будут необходимы при открытии нового) Орфографическая минутка. Свечка, Бурёнка, пушистый, лыжи, липкая, зима, тёплое, светлые. Придумайте задание. (Объяснить и обозначить орфограммы.) Задание на пробное действие. Задайте вопрос к каждому слову и определите часть речи. У всех ли слов вы смогли определить часть речи? Где возникло у вас затруднение? (К словам пушистый, липкая, тёплое, светлые мы смогли задать вопросы, а определить часть речи вызвало затруднение) Что теперь вы будете делать? (Надо подумать, почему возникло затруднение.) |
Развиваем умения извлекать
информацию из схем, иллюстраций, текстов. (П) Представлять информацию в виде таблицы. (П) Выявлять сущность, особенности объектов. (П) На основе анализа объектов делать выводы. (П) Обобщать и классифицировать по признакам. (П) Уметь работать по коллективно составленному плану (Р).
|
3. Выявление места и причины затруднения | - Какое задание вы должны были
выполнить? - Почему вы не смогли выполнить задание до конца? (Мы не знаем, какая часть речи отвечает на вопросы какая? какой? какое? какие?) - Какой шаг учебной деятельности вы выполняли? (Мы выясняли, что мы не знаем) Молодцы, вы смогли определить своё затруднение!
|
Оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей. (Р) Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. (Р) Развиваем умение слушать и понимать других. (К) Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. (К) Оформлять свои мысли в устной форме. (К) Постановка и формулирование проблемы (П); |
4. Построение проекта выхода из затруднения. | Определите тему урока. (Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?) - Какую цель мы поставим на уроке? Определим цели нашего урока. Выяснить: Научиться: Что можно использовать для открытия нового знания? (Учебник, справочник, эталоны с предыдущих уроков….) - Для достижения цели вам поможет план: Посмотрите, на какие вопросы мы должны ответить.
|
Формируем мотивацию к обучению и
целенаправленной познавательной деятельности.
(Л) Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (П). Построение речевых высказываний (П); Уметь работать по коллективно составленному плану (Р). Постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем (Р) Постановка и формулирование проблемы (П); |
5. Реализация построенного проекта. | На доске написаны слова: Пруд, широкая, пресное, глубокие, озеро, река, моря, чистый. Прочитайте написанные на доске слова. Выделите из них имена существительные и задайте вопросы, на которые они отвечают., Записываем: что? пруд что? река что? озеро что? моря - Что обозначают имена существительные? (Предмет) - Прочитайте оставшиеся слова Широкая, пресное, глубокие, чистый. К каждому имени существительному подберите одно из этих слов, подходящее по смыслу. Пруд чистый, озеро пресное, река широкая, моря глубокие. Задайте вопрос от имён существительных к подобранным словам Записываем что? пруд какой? чистый что? река какая? широкая что? озеро какое? пресное что? моря какие? глубокие - Как вы думаете, что обозначают подобранные к именам существительным слова? (Признаки) - А какие важные признаки предметов вы знаете? Запах Цвет Вкус Внешний вид Качество - Слова, называющие признаки предметов “раскрашивают” текст, помогают лучше представить картину, нарисованную словами, украшают, раскрашивают предметы, прилагаются к предмету. В самом названии этой части речи уже содержится намёк на то, что это слово должно к чему-то “прилагаться”, присоединяться. Как вы думаете, как называется эта часть речи? (Имя прилагательное). У существительных подчас - Теперь вы можете обозначить часть речи всех предложенных слов? (Да) Выполните эту работу. - Вы справились с затруднением? (Да) Поиграем. Я буду называть имена существительные, а вы должны будете задать правильный вопрос и подобрать прилагательные Дождь (какой?) (грибной, мелкий, проливной, сильный…) Облако (какое?) (белое, мягкое, пушистое…) Капуста (какая?) (кислая, тушёная, цветная, солёная, вкусная, хрустящая…) Краски (какие?) (акварельные, разноцветные, яркие, медовые…) - Где в жизни пригодятся нам прилагательные? - Обобщите ваши наблюдения и сделайте вывод: с какими словами связаны слова – названия признаков и на какие вопросы они отвечают. (Чтение правила в рамке и сравнение его с собственными выводами) |
Развиваем умение высказывать
своё предположение на основе работы с материалом
учебника.(Р). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (П). Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (П). Уметь работать по коллективно составленному плану (Р). Построение логической цепи рассуждений (П). Формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К). Самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П). Построение речевых высказываний (П). |
Физминутка | Установка на здоровый образ жизни (Л) | |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Работа в парах. - Какие правила вы должны соблюдать, работая в паре?
На экране текст: Ночью подул ветер. Лужи покрылись стёклами. Снег засыпал землю. Ребятишки идут в школу по дорожкам. - Перед вами текст. - Прочитайте текст - Докажите, что это текст. - Представьте картину, которая нарисована словами этого текста. - Что особенного в этом тексте? (Он “бесцветный”). - Почему? (Нет слов, которые “раскрашивают” текст). - Дополните его словами-признаками, чтобы он стал красивым. Обсудите в паре, какие слова-признаки мы можем вставить. Ночью подул _____ ветер. Лужи покрылись ______ стёклами. _____ снег засыпал землю. Ребятишки идут в школу по ______ дорожкам. (Холодный, ледяными, пушистый, скользким) - Стал ли текст другим? Благодаря чему текст изменился? - Какова роль слов – признаков в нашей речи? (Они украшают нашу речь, делают её ярче, богаче и выразительней). |
Строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными задачами. (К) Оформлять свои мысли в устной форме. (К) Умение работать в паре. (К) Уметь работать по коллективно составленному плану (Р). Поиск необходимой информации. (П) Формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. (К) Достижение договоренностей и согласование общего решения. (К) Выбор наиболее эффективных способов решения задач. (П) |
7. Включение в систему знаний и повторение. | Спишите, найдите в стихотворении
имена прилагательные и подчеркните их волнистой
линией. Я смотрела из окна, мне вся улица видна. (7 прилагательных) |
Поиск необходимой информации (П). Формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К). Самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив (Р). Умение структурировать знания (П). |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке | - Какую цель ставили? Достигли
цели? - Какая была тема урока? Расскажите, чему научились на уроке, продолжите мои предложения: - Я понял, что… - Настроение от урока у меня… - Было интересно… - Было трудно… - Я доволен… - Оцените свою деятельность на уроке. |
Внутренняя позиция школьника (Л). Самооценка на основе критерия успешности (Л). Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П). Формулирование и аргументация своего мнения (К) |