Цель урока: знакомство с понятием “периметр многоугольника” и способами его вычисления.
Планируемые результаты.
Предметные:
иметь представление о периметре; уметь находить периметр разными способами;
личностные:
уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
регулятивные УУД:
уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположения;
коммуникативные УУД:
планирование учебного сотрудничества с одноклассниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействий;
уметь выражать свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;
познавательные УУД:
уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
уметь выбирать наиболее эффективный способ нахождения периметра прямоугольника;
преобразовывать задачи в модель;
строить логическую цепь рассуждений, анализировать задания с целью выделения существенных признаков.
Тип урока: “открытие” новых знаний.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, линейка, бумажный метр, маркер на водной основе, файл с заданиями на карточках, тряпочка, наборы многоугольников.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||
1. Мотивация к учебной
деятельности. А сейчас поудобнее садитесь! - Сегодня на уроке мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в необычную страну. Чтобы никто не заблудился в пути, что надо помнить? - Посмотрите на столы, что нам понадобится для нашего путешествия? –
- Что нам поможет совершить путешествие на уроке? |
Не отставать от остальных, не отвлекаться, внимательно слушать, соблюдать правила безопасности. Учебник, тетради, линейка, ручка, карандаш, ластик, маркер на водной основе, салфетка, файл с заданиями.
Воображение. |
||
2. Этап актуализации
субъективного опыта учащихся. Подготовка к
открытию нового знания. - Посмотрите, как вы думаете, в какую страну мы с вами попали? Как бы вы её назвали? Почему? - Назовите и запишите единицы измерения длины и покажите их на линейке. - Расположите их в порядке возрастания. - Назовите жителей этой необычной страны, которых я буду показывать (луч, отрезок, прямая. треугольник, четырёхугольник…) Раз мы с вами в гостях у “Яиртемоега” (геометрии), то и задачи будем решать с геометрической направленностью: 1) Длина первого звена ломаной линии 8 см. Какова длина второго звена, если вся длина равна 20 см? 2) Лена прошла от дома до школы 50 метров. А от школы до библиотеки 35 метров. Какой длины путь прошла Лена от дома до библиотеки? - А чтобы узнать тему нашего урока давайте решим примеры. - Переставьте буквы так, чтобы получилось 1 слово из названия нашей темы урока.
- Периметр какой фигуры мы сегодня будем находить, вы узнаете, решив ещё несколько примеров. 2 х 1 2 х 2 2 х 3 2 х 6 2 х 5 2 х 7 2 х 8 2 х 9 - Соедините точки по возрастанию значений произведений. Какая получилась фигура? |
Слайд №1 (“Страна геометрических фигур”, “Мир разнообразных фигур”, “Яиртемоег” (геометрия) и т.д.) Один из учеников записывает единицы длины на интерактивной доске, а остальные находят их на бумажном метре. Работа на интерактивной доске: - расположение единиц длины по возрастанию - распознавание луча, отрезка, прямой,треугольника, четырёхугольника, овала …) Моделирование и решение задач выполняется маркером на водной основе на файлах со вставленными листами с моделями.
Слайд №2 (ответы и буквы открываются по мере решения примеров)
Математический диктант по вариантам (числа записаны на карточках, вложенных в файлы) |
||
3. Этап мотивации и
целеполагания. - Какие цели мы перед собой поставим? Дополните предложения. |
Слайд 3 - Дополните предложения: 1. Узнаем, что такое …. 2. Научимся … периметр. 3. Познакомимся с формулой … прямоугольника. |
||
4.Знакомство с новой темой
урока. - Ребята, а кто знает, что это за необычное слово – ПЕРИМЕТР и откуда оно к нам пришло? - Периметр обозначается буквой Р латинского алфавита.
- Измерьте периметр прямоугольника, который у вас получился на карточках, тем же способом как мы находили периметр многоугольников. - Проверьте друг у друга в парах. Что вы можете сказать про периметры этих фигур? - Как же вы нашли периметр прямоугольника? - А что вы скажете про противоположные стороны прямоугольников? - Нужно ли измерять все стороны прямоугольника? Какие стороны достаточно измерить? - Может ли кто-нибудь предложить ещё способы нахождения периметра прямоугольника? - Давайте сделаем вывод и запишем эти формулы буквенными выражениями. |
Слайд 4 Оказывается, в Древнем Египте границы земельных участков измерялись ходьбой, т.е. египтяне шли по границе своего участка и измеряли его. Здесь и появилось слово “периметр”. “Пире” означает “ходить”, а “метрос” - “измерять”, т.е. измерять ходьбой.
Работа в парах.
Таблица: Р= а+в+а+в Р=а х2+в х2 Р=(а+в) х 2 |
||
5. Этап применения знаний и
способов действий. № 2, с. 123 №3 (1, 2) - по вариантам № 4 (кто выполнил раньше других) |
Слайд 5 Проверка выполнения №2, с. 123: - Кто каким способом находил периметр прямоугольника? Взаимная проверка №3, с. 123. |
||
6. Самооценка своей деятельности | Учащиеся по “линейке самооценки” показывают уровень понимания темы урока и качества выполнения заданий по новой теме. | ||
7. Физкультминутка. | Музыкальная физкультминутка с героями мультфильмов. | ||
8. Этап закрепления новых
знаний и способов действий. Ну, что же весёлые жители геометрической страны хотят проверить, хорошо ли вы разобрались с понятием периметра. Они предлагают устроить для вас проверку. За 3 минуты вы должны как можно больше найти периметр прямоугольников, положенных в конверты. Результаты записывайте прямо на них.
- Беседа о практическом использовании периметра. - Ребята, подумайте, а для чего нам нужно знать
периметр, например, класса? |
Работа в группах по плану,
записанному на доске:
5. Чтобы заготовить плинтус нужной длины. Чтобы поставить забор нужной длины. |
||
9. Домашнее задание: с. 51, №1(1, 2) №3 | |||
10. Подведение итогов. Графический диктант “Да” “Нет” (+–) - Мы сегодня познакомились с понятием площадь прямоугольника? - Мы на уроке учились находить периметр прямоугольника разными способами? - При нахождении периметра прямоугольника достаточно знать длину 2 сторон? - Бывают ли разные прямоугольники, но с одинаковым периметром? - Периметр прямоугольника обозначается латинской буквой S. - Противоположные стороны прямоугольника одинаковой длины. - Периметр находится вычитанием. - +++ - +- |
Один из учеников записывает на переносной доске.
Проверка в парах.
Показать по линейке уровень усвоения материала. |
||
Этап рефлексии: - Я узнал … - Было трудно … - Было интересным … - У меня получилось…! |
Ученики дополняют предложения своими высказываниями. |