Урок по теме "Храм"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: сформировать у учащихся представление о православном храме, его строении, значении в жизни православного человека.

Задачи:

образовательные:

- познакомить учащихся с православными храмами, расположенными на территории г. Москвы, (подробно с Храмом Христа Спасителя);

- дать учащимся понятие о том, почему храм называют “Домом Божьим”;

- познакомить с устройством храма;

развивающие:

- развивать у учащихся навык критического мышления через чтение;

- умение слышать и слушать друг друга;

- работать группами; анализировать и обобщать;

- развивать у детей навык и умение работать с иллюстративным материалом;

- развивать у учащихся навык и умение работать со справочной литературой,

- развивать способности коммуникативного общения, положительные эмоции и чувства, связанные с темой урока;

воспитательные:

- воспитывать у детей чувство уважения к истокам и традициям православной культуры;

- воспитывать у учащихся уважительное отношение к другим людям, их мнениям (при работе с учителем, одноклассниками).

Формы и виды деятельности: просмотр видеоролика “Храмы России”, беседа, работа в группах, выступления учащихся.

Оборудование: мультимедийная установка; презентация; бумага для рисования; фломастеры; конверты с картинками и текстами для каждой группы по теме; Кураев А.В. Основы православной культуры. 4–5 классы. М.: Просвещение, 2013; http://www.xxc.ru/history/ - Русская Православная Церковь. Кафедральный Собор Патриарха и всея Руси.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Актуализация усвоения знаний учащихся.

– На прошлом уроке вы познакомились с золотым правилом этики. Повторим его хором. (Слайд №2)

– “Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними”.

– Чему же учит золотое правило этики? Ответ на этот вопрос вы должны были найти в пословицах и поговорках. (Дети читают свои пословицы и поговорки, найденные в литературе)

– Я надеюсь, что это правило станет главным законом вашей жизни.

III. Самоопределение к деятельности.

– Ребята, посмотрите презентацию и подумайте, о чём мы сегодня будем говорить, с чем познакомимся?

(Слайд №3 презентация “Храмы России” по гиперссылке) (Ответы детей)

Сегодня мы поговорим о храме, его строении и значении в жизни православного человека.

IV. Работа по теме урока.

1. Подготовка к самостоятельной работе.

Что вы знаете о Храме?

– Кто из вас ходил в Храм?

– На этом уроке вы больше узнаете о Храме. Сегодня вы будете сами взаимообучаться, работая в группах, учиться слушать и слышать друг друга.

Я предлагаю вам прочитать текст.

(Ребята сидят в 4 группах. На каждом столе флажок: красного, синего, зелёного, жёлтого цветов)

– Направьте своего представителя для получения текстов.

(Листок с текстом помечен цветным кружочком) (Приложение 2)

- Объясняю правила работы.

- Все вы в группе получили разные тексты. Поскольку разобраться одному сложно, вы будете работать сегодня сообща.

Для этого вы объединитесь в группы по одинаковому тексту, что говорит цвет кружочка на листке. Такого цвета и флажок на столе, за которым вы и будете работать.

(Дети рассаживаются за столы, соответствующие цвету их кружка на тексте).

- Что вы делаете в группе.

1. Вам надо прочитать текст каждому;

2. Понять смысл прочитанного;

3. Перевести эту информацию сообща в графическую форму – в виде таблицы, схемы, рисунка, в виде чего – решите сами.

- Задание понятно? Приступайте к работе.

2. Самостоятельная работа детей.

(Чтение текста и совместное составление схемы, таблицы, рисунка)

3. Работа со схемами, рисунками, таблицами в своих группах.

- А теперь возвращайтесь в свои группы и по своим схемам, таблицам, рисункам обучайте своих товарищей и из всех полученных знаний составьте одну схему, таблицу, рисунок.

4. Рассказы детей у доски

- Кто может рассказать, что он узнал сегодня на уроке?

(Представитель группы у доски рассказывает всё, что узнал на уроке при помощи своей схемы (таблицы, рисунка))

(Слайды № 4–14)

- Все согласны?

- Может быть, кто-нибудь из вас желает дополнить ответ или задать вопрос?

- Подумайте, что ещё не сказали из того, что узнали?

(Дополнения, вопросы детей)

V. Рефлексия.

– Ребята, проверим, как усвоили новый материал. Посмотрите на картинку и назовите, что видите? (Слайд № 15)

– Алтарь.

– Иконостас.

(Слайд №16)

– Царские Врата.

– Какая икона находятся по правую сторону Царских Врат?

– Справа – Икона Христа Спасителя.

Какая икона находятся по левую сторону Царских Врат?

– Слева – икона Божией Матери.

(Слайд №17)

– Прочитайте стихотворение Н.Веселовской.

Идут года, теряют люди близких.
Старухи в церкви слабою рукой
Выводят поминальные записки,
Где значится вверху: “за упокой”.

За все они пред памятью в ответе!
Начнут с отца и матери своих,
А дальше – муж, невыжившие дети,
В войну пропавший без вести жених...

Все имена спешат соединиться,
Сплестись в одну незыблемую суть, -
Растущий список длинной вереницей
Среди листа прокладывает путь...

За ним лежат бескрайние просторы,
Туманной дымкой скрытые вдали...
А сам он служит точкою опоры
Общения умерших и земли.

– Как называется столик, где ставят свечи за упокой умерших?

(Слайд №18)

– Канун.

(Слайд №19)

– Как называется этот Храм?

– Храм Христа Спасителя.

VI. Итог урока. (Слайд №20)

Я узнал (узнала), что …

Я понял (поняла), что …

Мне понравилось …

– Ребята, а вы знаете, как надо вести себя в Храме? (Ответы детей)

– Храм – Дом Божий.

Действительно, в храме должна быть тишина и спокойствие; каждый прихожанин сосредоточивается на том, для чего и с чем он пришел в храм. Вход в храм предваряется наложением на себя крестного знамения и земным поклоном. К священнику следует обращаться “батюшка” или “отец (имя)”, а затем излагать суть своего обращения. Есть определенные требования и к внешнему виду. Не следует приходить в храм в слишком вызывающей одежде; женщины не должны приходить в храм в брюках или короткой юбке, а на голове должна быть косынка или платок; мужчины входят в храм без головного убора. Стоя в храме, нельзя держать руки в карманах, а следует держать их перед собой, скрестив при этом ладони (словно прося Божьей милости). Выходя из храма, вновь следует перекреститься, обратившись к храмовому входу.

(Слайд № 21)

Если в жизни измучен бываешь,
И труды не по силе тебе,
Если тяжко душой ты страдаешь,
Изнываешь в неравной борьбе.

Если вера тебя покидает.
И надежда начнёт оставлять,
Если сердце от боли рыдает,
На судьбу тогда станешь роптать.

Если сил не хватает порою,
В Божий храм поскорей поспеши,
Припади пред иконой святою
Помолись, помолись от души.

(П.А.Вяземский)

VII. Домашнее задание.

– Прочитать текст в учебнике на с.48-51.

– Я предлагаю подготовить сообщение о любом Храме в Москве или о Храме, находящийся на территории нашей Родины.

– А напоследок, давайте прочтём небольшое четверостишие Евгения Санина, которое называется “Храм – защитник”. (Слайд №22)

Сказала мне мама, в дом Божий вводя:
“Как дерево может укрыть от дождя,
Так храм защищает пришедший народ
От жизненных бурь и душевных невзгод!”.

(Слайд №23)

– Спасибо, ребята, за работу на уроке!

Приложение 3 (картинки к уроку - карточки)