Цель урока: сформировать у учащихся представление о православном храме, его строении, значении в жизни православного человека.
Задачи:
образовательные:
- познакомить учащихся с православными храмами, расположенными на территории г. Москвы, (подробно с Храмом Христа Спасителя);
- дать учащимся понятие о том, почему храм называют “Домом Божьим”;
- познакомить с устройством храма;
развивающие:
- развивать у учащихся навык критического мышления через чтение;
- умение слышать и слушать друг друга;
- работать группами; анализировать и обобщать;
- развивать у детей навык и умение работать с иллюстративным материалом;
- развивать у учащихся навык и умение работать со справочной литературой,
- развивать способности коммуникативного общения, положительные эмоции и чувства, связанные с темой урока;
воспитательные:
- воспитывать у детей чувство уважения к истокам и традициям православной культуры;
- воспитывать у учащихся уважительное отношение к другим людям, их мнениям (при работе с учителем, одноклассниками).
Формы и виды деятельности: просмотр видеоролика “Храмы России”, беседа, работа в группах, выступления учащихся.
Оборудование: мультимедийная установка; презентация; бумага для рисования; фломастеры; конверты с картинками и текстами для каждой группы по теме; Кураев А.В. Основы православной культуры. 4–5 классы. М.: Просвещение, 2013; http://www.xxc.ru/history/ - Русская Православная Церковь. Кафедральный Собор Патриарха и всея Руси.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Актуализация усвоения знаний учащихся.
– На прошлом уроке вы познакомились с золотым правилом этики. Повторим его хором. (Слайд №2)
– “Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними”.
– Чему же учит золотое правило этики? Ответ на этот вопрос вы должны были найти в пословицах и поговорках. (Дети читают свои пословицы и поговорки, найденные в литературе)
– Я надеюсь, что это правило станет главным законом вашей жизни.
III. Самоопределение к деятельности.
– Ребята, посмотрите презентацию и подумайте, о чём мы сегодня будем говорить, с чем познакомимся?
(Слайд №3 – презентация “Храмы России” по гиперссылке) (Ответы детей)
– Сегодня мы поговорим о храме, его строении и значении в жизни православного человека.
IV. Работа по теме урока.
1. Подготовка к самостоятельной работе.
– Что вы знаете о Храме?
– Кто из вас ходил в Храм?
– На этом уроке вы больше узнаете о Храме. Сегодня вы будете сами взаимообучаться, работая в группах, учиться слушать и слышать друг друга.
Я предлагаю вам прочитать текст.
(Ребята сидят в 4 группах. На каждом столе флажок: красного, синего, зелёного, жёлтого цветов)
– Направьте своего представителя для получения текстов.
(Листок с текстом помечен цветным кружочком) (Приложение 2)
- Объясняю правила работы.
- Все вы в группе получили разные тексты. Поскольку разобраться одному сложно, вы будете работать сегодня сообща.
Для этого вы объединитесь в группы по одинаковому тексту, что говорит цвет кружочка на листке. Такого цвета и флажок на столе, за которым вы и будете работать.
(Дети рассаживаются за столы, соответствующие цвету их кружка на тексте).
- Что вы делаете в группе.
1. Вам надо прочитать текст каждому;
2. Понять смысл прочитанного;
3. Перевести эту информацию сообща в графическую форму – в виде таблицы, схемы, рисунка, в виде чего – решите сами.
- Задание понятно? Приступайте к работе.
2. Самостоятельная работа детей.
(Чтение текста и совместное составление схемы, таблицы, рисунка)
3. Работа со схемами, рисунками, таблицами в своих группах.
- А теперь возвращайтесь в свои группы и по своим схемам, таблицам, рисункам обучайте своих товарищей и из всех полученных знаний составьте одну схему, таблицу, рисунок.
4. Рассказы детей у доски
- Кто может рассказать, что он узнал сегодня на уроке?
(Представитель группы у доски рассказывает всё, что узнал на уроке при помощи своей схемы (таблицы, рисунка))
(Слайды № 4–14)
- Все согласны?
- Может быть, кто-нибудь из вас желает дополнить ответ или задать вопрос?
- Подумайте, что ещё не сказали из того, что узнали?
(Дополнения, вопросы детей)
V. Рефлексия.
– Ребята, проверим, как усвоили новый материал. Посмотрите на картинку и назовите, что видите? (Слайд № 15)
– Алтарь.
– Иконостас.
(Слайд №16)
– Царские Врата.
– Какая икона находятся по правую сторону Царских Врат?
– Справа – Икона Христа Спасителя.
– Какая икона находятся по левую сторону Царских Врат?
– Слева – икона Божией Матери.
(Слайд №17)
– Прочитайте стихотворение Н.Веселовской.
Идут года, теряют люди близких.
Старухи в церкви слабою рукой
Выводят поминальные записки,
Где значится вверху: “за упокой”.
За все они пред памятью в ответе!
Начнут с отца и матери своих,
А дальше – муж, невыжившие дети,
В войну пропавший без вести жених...
Все имена спешат соединиться,
Сплестись в одну незыблемую суть, -
Растущий список длинной вереницей
Среди листа прокладывает путь...
За ним лежат бескрайние просторы,
Туманной дымкой скрытые вдали...
А сам он служит точкою опоры
Общения умерших и земли.
– Как называется столик, где ставят свечи за упокой умерших?
(Слайд №18)
– Канун.
(Слайд №19)
– Как называется этот Храм?
– Храм Христа Спасителя.
VI. Итог урока. (Слайд №20)
Я узнал (узнала), что …
Я понял (поняла), что …
Мне понравилось …
– Ребята, а вы знаете, как надо вести себя в Храме? (Ответы детей)
– Храм – Дом Божий.
Действительно, в храме должна быть тишина и спокойствие; каждый прихожанин сосредоточивается на том, для чего и с чем он пришел в храм. Вход в храм предваряется наложением на себя крестного знамения и земным поклоном. К священнику следует обращаться “батюшка” или “отец (имя)”, а затем излагать суть своего обращения. Есть определенные требования и к внешнему виду. Не следует приходить в храм в слишком вызывающей одежде; женщины не должны приходить в храм в брюках или короткой юбке, а на голове должна быть косынка или платок; мужчины входят в храм без головного убора. Стоя в храме, нельзя держать руки в карманах, а следует держать их перед собой, скрестив при этом ладони (словно прося Божьей милости). Выходя из храма, вновь следует перекреститься, обратившись к храмовому входу.
(Слайд № 21)
Если в жизни измучен бываешь,
И труды не по силе тебе,
Если тяжко душой ты страдаешь,
Изнываешь в неравной борьбе.
Если вера тебя покидает.
И надежда начнёт оставлять,
Если сердце от боли рыдает,
На судьбу тогда станешь роптать.
Если сил не хватает порою,
В Божий храм поскорей поспеши,
Припади пред иконой святою
Помолись, помолись от души.
(П.А.Вяземский)
VII. Домашнее задание.
– Прочитать текст в учебнике на с.48-51.
– Я предлагаю подготовить сообщение о любом Храме в Москве или о Храме, находящийся на территории нашей Родины.
– А напоследок, давайте прочтём небольшое четверостишие Евгения Санина, которое называется “Храм – защитник”. (Слайд №22)
Сказала мне мама, в дом Божий вводя:
“Как дерево может укрыть от дождя,
Так храм защищает пришедший народ
От жизненных бурь и душевных невзгод!”.
(Слайд №23)
– Спасибо, ребята, за работу на уроке!
Приложение 3 (картинки к уроку - карточки)