Новые методы в преподавании народных росписей

Разделы: МХК и ИЗО


Структура темы

1. Пояснительная записка

  • характеристика учебной темы, ее место и роль в образовательном процессе,
  • срок реализации темы,
  • объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию темы,
  • сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации,
  • форма проведения учебных аудиторных занятий,
  • цели и задачи методики,
  • обоснование структуры методической разработки,
  • методы обучения,
  • описание материально-технических условий реализации.

2. Содержание методической разработки:

  • учебно-тематический план,
  • годовые требования содержание и тем,
  • содержание разделов и тем.

3. Требования к уровню подготовки обучающихся

4. Формы и методы контроля, система оценок:

  • аттестация (цели, виды, форма, содержание),
  • критерии оценки.

5. Методическое обеспечение учебного процесса.

6. Список литературы и средств обучения:

  • список методической и учебной литературы,
  • средства обучения.
  • Приложение:
  • Иллюстрации

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1.Характеристика учебной темы, её место и роль в учебном процессе.

Тема народных росписей является частью Программы по прикладной композиции. Эта тема традиционно подавалась по следующему алгоритму: знакомство с видом росписи, копирование образцов, отработка навыков. Предлагаемая методика “Новые методы в преподавании народных росписей” предполагает, что учащиеся в процессе знакомства с особенностями народных росписей будут выполнять творческие самостоятельные работы в виде картонажных игр (динамических игр) с элементами той или иной росписи.

Методика разработана на основе личного творческого опыта автора, с учётом возрастных особенностей учащихся, с учетом федеральных государственных требований к дополнительным профессиональным программам.

Изучение темы народных росписей направлено на пробуждение интереса учащихся к русской национальной культуре, приобщение их к богатому наследию народного творчества (устного, музыкального, изобразительного).

Особенностью авторской разработки “Новые методы в преподавании народных росписей” является то, что изучение народных росписей (Полхов-Майдан, Городец, Северная-Двина) осуществляется в процессе изготовления картонажной игры.

С помощью этого методического приема учащиеся не только закрепляют полученные знания и отрабатывают технику народных росписей, но и развивают собственную фантазию, самостоятельность, творчество, создавая игру из картона с элементами народных росписей.

Как создается картонажная игрушка

Игрушка выполняется из очень плотной бумаги или картона;

Для соединения деталей используется клей, возможно, также применение заклепок или иного осевого шарнира;

Используются следующие схемы организации движения игрушки:

- вверх-вниз

- вправо-влево

- дуговое или круговое движение.

Работа над игрушкой помогает активизировать изобретательность, развивает конструктивное мышление. Перед началом работы с картоном учащимся необходимо сделать конструктивный эскиз механизма игрушки с учетом выбранного сюжета и предполагаемой техники росписи. В процессе подготовки важно предусмотреть стилистическое единство контуров игрушки с элементами выбранной росписи.

Внимательно прорабатываются композиционные особенности тех или иных видов росписи. Элементы росписи и композиционный строй не должны быть случайными, их необходимо гармонично соединить с формой игрушки. Здесь важна вариативность компоновки элементов.

Сам процесс росписи практически ничем не отличается от традиционных подходов. В росписи используются знания и навыки, полученные с 1-3 классах. Особенностью картонажной игры является то, что готовая игрушка не покрывается лаком и для росписи используются темперные краски, устойчивые к стиранию и воде.

В процессе росписи рекомендуется применять музыкальное и звуковое оформление (народная музыка: дудки, рожок, свирель и устное народное творчеств: стихи, песни, частушки). После завершения росписи игрушки, учащиеся придумывают или подбирают частушки, пословицы, поговорки, связанные с темой игры.

1.2. СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ТЕМЫ

Тема “народные росписи” предназначена для художественных школ и школ искусств, изучающих прикладную композицию.

Обучение рассчитано на 3 года (1,3, 4 классы ДХШ).

1.3. ОБЪЁМ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ, предусмотренный учебным планом  образовательного учреждения на реализацию тем ы.

Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки Затраты учебного времени. График промежуточной аттестации Всего часов
Классы 1 3 4  
Полугодия 1 2 2  
Аудиторные занятия 8 12 34 54
Самостоятельная работа 4 6 17 27
Максимальная учебная нагрузка 12 18 51 81
Вид промежуточной аттестации просмотр 162
 

1.4. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Занятия проводятся в группе 10-12 человек. Задания по изучению росписей и игры на их основе составлены с учётом возрастных особенностей детей.

Недельную учебную нагрузку составляют 2 часа аудиторных занятий, а также 1 час самостоятельной работы.

1.5. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ТЕМЫ

1. Создание у детей более цельного представления о русском народном искусстве. Взаимосвязь различных видов искусств (устного, музыкального, изобразительного);

2. Изучение композиционных особенностей росписей;

3. Углубление и закрепление технических навыков различных видов росписей;

4. Воплощение знаний о композиции по мотивам народных росписей в самостоятельной творческой работе.

ЗАДАЧИ ОБУЧАЮЩИЕ:

  • научить основам художественной грамоты в данных видах росписей,
  • овладеть техникой исполнения росписей в игре,
  • развить конструктивное мышление в исполнении композиции в материале,
  • научить практическим навыкам в исполнении игр в материале,
  • научить последовательности выполнения игр по мотивам народных росписей.

ВОСПИТАТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩИЕ

  • пробудить интерес к народной культуре и народным традициям (изобразительному, музыкальному, устному творчеству, быту и праздникам, различным играм),
  • развить фантазию в придумывании игры и исполнении её в материале по мотивам росписей (Полхов-Майдан, Городец, Северная Двина),
  • воспитать трудолюбие, аккуратность, мастерство, доброжелательное отношение друг к другу, сотворчество.

1.6. ОБОСНОВАНИЕ СТРУКТУРЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ

Обоснованием структуры пособия являются ФГТ и личный педагогический опыт.

ПОСОБИЕ СОДЕРЖИТ СЛЕДУЮЩИЕ РАЗДЕЛЫ:

  1. сведения о затратах учебного времени на освоение темы,
  2. распределение учебного материала по годам обучения,
  3. описание дидактических единиц,
  4. требования к уровню подготовки обучающихся,
  5. формы и методы контроля, система оценок,
  6. методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы “Содержание учебной темы предмета”.

1.7. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся в учебном процессе применяются следующие методы:

  • ОБЪЯСНИТЕЛЬНО-ИЛЛЮСТРАТИВНЫЕ (показ методических пособий с видами росписей в творчестве мастеров и автора методической разработки).
  • ЧАСТИЧНО–ПОИСКОВЫЕ (игра по мотивам народных росписей, поиск сюжета).
  • ТВОРЧЕСКИЕ (выполнение игры по своему выбору в сюжете и технике исполнения).

1.8. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

Для выполнения заданной темы учащиеся изучают различные виды росписей в книгах, знакомятся с народными играми и музыкальными ритмами. Кабинет должен быть оборудован столами, стульями, наглядными пособиями, материалами для выполнения игры.

В качестве исполнительных материалов используются:

  • графические средства – карандаши, кисти, бумага, картон;
  • живописные средства – краски темперные, акриловые, акварель, кисти;
  • для игры – картон тонкий, клей ПВА, режущий инструмент.

1.9. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ТЕМЫ

В работе применяются теоретические формы работы (изучении видов росписей, их особенностей) и практические (отработка техники исполнения росписей и создание игры из картона).

Согласно программе в ПЕРВОМ КЛАССЕ начинается знакомство с народной росписью по дереву мастеров ПОЛХОВ-МАЙДАНА, отработка навыков с помощью игры из картона по мотивам росписи.

В ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ учащиеся знакомятся с народными росписями Городца и выполняют игру из картона с элементами городецкой росписи.

В ЧЕТВЁРТОМ КЛАССЕ изучаются народные росписи Северной Двины, выполняются игры из картона по мотивам этих росписей, по своему выбору с элементами росписи.

Содержание программы включает следующие основные разделы:

Классы Разделы программы Количество часов
1 Роспись по дереву Полхов-Майдан 8
3 Городецкая роспись 12
4 Росписи Северной Двины 33
  Итого 54

Продолжение программы.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6