Структура темы
1. Пояснительная записка
- характеристика учебной темы, ее место и роль в образовательном процессе,
- срок реализации темы,
- объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию темы,
- сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации,
- форма проведения учебных аудиторных занятий,
- цели и задачи методики,
- обоснование структуры методической разработки,
- методы обучения,
- описание материально-технических условий реализации.
2. Содержание методической разработки:
- учебно-тематический план,
- годовые требования содержание и тем,
- содержание разделов и тем.
3. Требования к уровню подготовки обучающихся
4. Формы и методы контроля, система оценок:
- аттестация (цели, виды, форма, содержание),
- критерии оценки.
5. Методическое обеспечение учебного процесса.
6. Список литературы и средств обучения:
- список методической и учебной литературы,
- средства обучения.
- Приложение:
- Иллюстрации
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.Характеристика учебной темы, её место и роль в учебном процессе.
Тема народных росписей является частью Программы по прикладной композиции. Эта тема традиционно подавалась по следующему алгоритму: знакомство с видом росписи, копирование образцов, отработка навыков. Предлагаемая методика “Новые методы в преподавании народных росписей” предполагает, что учащиеся в процессе знакомства с особенностями народных росписей будут выполнять творческие самостоятельные работы в виде картонажных игр (динамических игр) с элементами той или иной росписи.
Методика разработана на основе личного творческого опыта автора, с учётом возрастных особенностей учащихся, с учетом федеральных государственных требований к дополнительным профессиональным программам.
Изучение темы народных росписей направлено на пробуждение интереса учащихся к русской национальной культуре, приобщение их к богатому наследию народного творчества (устного, музыкального, изобразительного).
Особенностью авторской разработки “Новые методы в преподавании народных росписей” является то, что изучение народных росписей (Полхов-Майдан, Городец, Северная-Двина) осуществляется в процессе изготовления картонажной игры.
С помощью этого методического приема учащиеся не только закрепляют полученные знания и отрабатывают технику народных росписей, но и развивают собственную фантазию, самостоятельность, творчество, создавая игру из картона с элементами народных росписей.
Как создается картонажная игрушка
Игрушка выполняется из очень плотной бумаги или картона;
Для соединения деталей используется клей, возможно, также применение заклепок или иного осевого шарнира;
Используются следующие схемы организации движения игрушки:
- вверх-вниз
- вправо-влево
- дуговое или круговое движение.
Работа над игрушкой помогает активизировать изобретательность, развивает конструктивное мышление. Перед началом работы с картоном учащимся необходимо сделать конструктивный эскиз механизма игрушки с учетом выбранного сюжета и предполагаемой техники росписи. В процессе подготовки важно предусмотреть стилистическое единство контуров игрушки с элементами выбранной росписи.
Внимательно прорабатываются композиционные особенности тех или иных видов росписи. Элементы росписи и композиционный строй не должны быть случайными, их необходимо гармонично соединить с формой игрушки. Здесь важна вариативность компоновки элементов.
Сам процесс росписи практически ничем не отличается от традиционных подходов. В росписи используются знания и навыки, полученные с 1-3 классах. Особенностью картонажной игры является то, что готовая игрушка не покрывается лаком и для росписи используются темперные краски, устойчивые к стиранию и воде.
В процессе росписи рекомендуется применять музыкальное и звуковое оформление (народная музыка: дудки, рожок, свирель и устное народное творчеств: стихи, песни, частушки). После завершения росписи игрушки, учащиеся придумывают или подбирают частушки, пословицы, поговорки, связанные с темой игры.
1.2. СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ТЕМЫ
Тема “народные росписи” предназначена для художественных школ и школ искусств, изучающих прикладную композицию.
Обучение рассчитано на 3 года (1,3, 4 классы ДХШ).
1.3. ОБЪЁМ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию тем ы.
Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки | Затраты учебного времени. График промежуточной аттестации | Всего часов | ||
Классы | 1 | 3 | 4 | |
Полугодия | 1 | 2 | 2 | |
Аудиторные занятия | 8 | 12 | 34 | 54 |
Самостоятельная работа | 4 | 6 | 17 | 27 |
Максимальная учебная нагрузка | 12 | 18 | 51 | 81 |
Вид промежуточной аттестации | просмотр | 162 | ||
1.4. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
Занятия проводятся в группе 10-12 человек. Задания по изучению росписей и игры на их основе составлены с учётом возрастных особенностей детей.
Недельную учебную нагрузку составляют 2 часа аудиторных занятий, а также 1 час самостоятельной работы.
1.5. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ТЕМЫ
1. Создание у детей более цельного представления о русском народном искусстве. Взаимосвязь различных видов искусств (устного, музыкального, изобразительного);
2. Изучение композиционных особенностей росписей;
3. Углубление и закрепление технических навыков различных видов росписей;
4. Воплощение знаний о композиции по мотивам народных росписей в самостоятельной творческой работе.
ЗАДАЧИ ОБУЧАЮЩИЕ:
- научить основам художественной грамоты в данных видах росписей,
- овладеть техникой исполнения росписей в игре,
- развить конструктивное мышление в исполнении композиции в материале,
- научить практическим навыкам в исполнении игр в материале,
- научить последовательности выполнения игр по мотивам народных росписей.
ВОСПИТАТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩИЕ
- пробудить интерес к народной культуре и народным традициям (изобразительному, музыкальному, устному творчеству, быту и праздникам, различным играм),
- развить фантазию в придумывании игры и исполнении её в материале по мотивам росписей (Полхов-Майдан, Городец, Северная Двина),
- воспитать трудолюбие, аккуратность, мастерство, доброжелательное отношение друг к другу, сотворчество.
1.6. ОБОСНОВАНИЕ СТРУКТУРЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ
Обоснованием структуры пособия являются ФГТ и личный педагогический опыт.
ПОСОБИЕ СОДЕРЖИТ СЛЕДУЮЩИЕ РАЗДЕЛЫ:
- сведения о затратах учебного времени на освоение темы,
- распределение учебного материала по годам обучения,
- описание дидактических единиц,
- требования к уровню подготовки обучающихся,
- формы и методы контроля, система оценок,
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы “Содержание учебной темы предмета”.
1.7. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся в учебном процессе применяются следующие методы:
- ОБЪЯСНИТЕЛЬНО-ИЛЛЮСТРАТИВНЫЕ (показ методических пособий с видами росписей в творчестве мастеров и автора методической разработки).
- ЧАСТИЧНО–ПОИСКОВЫЕ (игра по мотивам народных росписей, поиск сюжета).
- ТВОРЧЕСКИЕ (выполнение игры по своему выбору в сюжете и технике исполнения).
1.8. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Для выполнения заданной темы учащиеся изучают различные виды росписей в книгах, знакомятся с народными играми и музыкальными ритмами. Кабинет должен быть оборудован столами, стульями, наглядными пособиями, материалами для выполнения игры.
В качестве исполнительных материалов используются:
- графические средства – карандаши, кисти, бумага, картон;
- живописные средства – краски темперные, акриловые, акварель, кисти;
- для игры – картон тонкий, клей ПВА, режущий инструмент.
1.9. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ТЕМЫ
В работе применяются теоретические формы работы (изучении видов росписей, их особенностей) и практические (отработка техники исполнения росписей и создание игры из картона).
Согласно программе в ПЕРВОМ КЛАССЕ начинается знакомство с народной росписью по дереву мастеров ПОЛХОВ-МАЙДАНА, отработка навыков с помощью игры из картона по мотивам росписи.
В ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ учащиеся знакомятся с народными росписями Городца и выполняют игру из картона с элементами городецкой росписи.
В ЧЕТВЁРТОМ КЛАССЕ изучаются народные росписи Северной Двины, выполняются игры из картона по мотивам этих росписей, по своему выбору с элементами росписи.
Содержание программы включает следующие основные разделы:
Классы | Разделы программы | Количество часов |
1 | Роспись по дереву Полхов-Майдан | 8 |
3 | Городецкая роспись | 12 |
4 | Росписи Северной Двины | 33 |
Итого | 54 |