Методическая цель: показать методы и приёмы интерактивной работы с детьми младшего школьного возраста.
Цель: формировать интерес к живой природе.
Задачи:
- повторить, как дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий; развивать умение детей устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире природы - как дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий;
- обобщить знания детей о перелётных и зимующих птицах;
- обогащать словарный запас;
- развивать навыки командного взаимодействия;
- развитие умения наблюдать, сравнивать, ставить опыты.
Формы работы:
- коллективная;
- фронтальная;
- индивидуальная.
Методы:
- словесный: беседа;
- практический: задания, опыт, звуки животных и птиц;
- наглядный: картинки осеннего пейзажа, фото животных и птиц (доска, ИКТ), музыкальное сопровождение.
Предварительная работа:
- беседы по теме: “Ранняя, золотая и поздняя осень”, “Как дикие животные готовятся к зиме”, “Серебряная осень”, “Перелётные и зимующие птицы”, “Почему листья меняют цвет осенью?”;
- составление описательных рассказов об осени;
- заучивание стихов, пословиц об осени;
- прослушивание звуков: “трели птиц”, “шум леса”;
- изготовление шаблонов “осенние листья”.
Материал: цветные карточки (белые, красные, зелёные, жёлтые). Сюжетные картинки ранней и поздней осени. Мяч. Фото животных и птиц. Белый картон (А4), два силуэта зайца (белый и серый). Листья дуба, рябины, осины, клёна, ивы, тополя, берёзы, вырезанные из плотной цветной бумаги (зелёный, оранжевый, красный, жёлтый) – по 2 шт.
Ход занятия:
Организационный момент:
Воспитатель: Здравствуйте ребята! К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их.
Сообщение темы:
Воспитатель: Мы отправимся с вами на необычную прогулку по осеннему лесу. Но прежде чем мы пойдём гулять, хочу я с вами поиграть
Игра: “Когда это бывает?”
(Раздать детям карточки белые, красные, зелёные, жёлтые)
Воспитатель: Я загадаю вам загадки, а вы будете отгадывать и свои ответы сопровождайте поднятием карточек.
Воспитатель: Мы времена года знаем?! Все загадки отгадаем!
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает? (Зимой)
Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит,
К нам пришла. (Весна)
Солнце печёт
Липа цветёт
Рожь колосится
Золотится пшеница
Кто скажет. Кто знает
Когда это бывает? (Лето)
Птицы улетают,
Листья опадают,
Злится непогода.
Что за время года? (Осень)
Воспитатель: Молодцы ребята! Сейчас мы превратимся в осенний лес, повторяйте за мной волшебные слова. Как только произнесём их, так сразу превращаемся в жителей леса.
Игра “Воображаемый лес”
Деревья качаются раз,
Деревья качаются два,
Листочки колышутся три,
Лесная фигура на месте замри! (Дети
превращаются в жителей леса: дерево, куст, зверь,
птица, камень…)
Воспитатель: Вот мы и очутились с вами в осеннем лесу.
Ребята, посмотрите, какие красивые яркие листья. Я возьму тот, который предо мной. Какой он? (Оранжевый осиновый лист) На нём что-то написано! Видимо это задание для нас.
Задание: “Найди тень” Приложение 1
Воспитатель: А какое время года в нашем лесу?
Дети: Осень!
Воспитатель: Как вы догадались? (На полу лежат разноцветные листья от разных пород деревьев, деревья без листьев)
Воспитатель: Ребята, назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Почему осень называют “Золотой”? (Потому, что листья на деревьях жёлтого цвета, они похожи на золотые монетки)
- Жёлтый тополиный лист поднимет тот, кто стоит слева от меня.
Задание: “Разложить картинки в нужной последовательности”.
(Обратить внимание детей на картинки с изображением ранней и поздней осени, рассмотреть их и разложить по порядку.)
Воспитатель: Какое время года изобразил на них художник? (Осень) Но почему, на одной картинке деревья одеты в золотой наряд, на другой они “голые” и снег лежит? (Наступила осень, стало холодно, листья стали разноцветными, дует ветер, деревья сбросили листву, приготовились к зиме, солнышко светит, но не греет)
Воспитатель: Деревья к зиме приготовились! А как же звери готовятся к зиме? (Некоторые животные залегают в спячку до весны, остальные животные готовят для себя запасы на зиму, чтобы в зимние холода им было, чем питаться)
- Чем питается медведь зимой? (Ничем, он спит.)
- Во время зимнего сна температура тела медведя понижается на -5-6 градусов.
Воспитатель: Дети, а вы знаете, что зимой делает медведь?
1 ребёнок:
- Берлогу медведь устраивает в сухом месте, в углублении под вывернутым с корнями пнём. Многие считают, что мишка в берлоге сосёт лапу. Но он не сосёт, а лижет ее. Зимой у медведей на подошве отслаивается и слезает старая, огрубевшая за лето кожа. Молодая нежная кожица чешется и мёрзнет.
2 ребёнок:
- Вот медведь и облизывает подошвы горячим языком и при этом ещё и причмокивает губами. Если медведь летом плохо ел, то у него под кожей накапливается мало жира. Зимой он начинает ходить, искать себе пищу. Таких бродяг называют шатунами. Встреча с медведем-шатуном очень опасна для человека.
Воспитатель: Кто ещё, как и медведь, спит зимой? (Барсук)
- В отличие от медведя барсук зимой просыпается – поест запасов и снова засыпает. Нору себе он роет в сухом месте глубокую и широкую.
Воспитатель: А кто ещё впадает в зимнюю спячку?
3 ребёнок:
- Ежи, ящерицы, лягушки, жабы, ужи, змеи, летучие мыши зимой находятся в спячке. Зимой у многих животных затруднён или отсутствует доступ к корму, поэтому они вынуждены впадать в спячку, чтобы дотянуть до весны. Животные, впадающие в спячку, замедляют дыхание, у них снижается температура тела и пульс. Во время спячки у животных замедляются все процессы жизнедеятельности. Перед тем, как впасть в спячку, животные усиленно питаются, чтобы накопить достаточно энергии на время спячки.
Воспитатель: А лиса? (Картинка шубы) Меняет свою шубку на более тёплую?
Воспитатель: А белочка? (Картинка белочки рыжей и серой)
4 ребёнок:
- Гнездо у белки в дупле или прямо на веточках, ближе к стволу. Внутри своё жилище зверёк выстилает мхом, лишайником, сухими травинками, листьями и шерстью. В таком гнезде обычно один или два входа, которые в сильные морозы белки затыкают мягким лишайником или... хвостом.
- А что происходит с зайчиком? (Картинки в серой и белой шубе)
- Был серый, стал белый? Как вы думаете, почему зайчик становится белым? (Чтобы его не было видно на белом снегу)
Сейчас мы с вами проведём опыт, правда это или нет? Приложение 2
- У меня есть белый картон, представим, что это снег.
- Вот скачет по снегу серый зайчик. Хорошо ли его видно? (Да)
- А вот скачет зайчик белый. Видно его? (Нет)
Зайчик белый на снегу не заметен и этим он спасается от хищников?
Физминутка: “Весёлые зверята”
Зайка скачет по кусточкам, скачут на двух
ногах
По болоту и по кочкам. сделав “ушки” из
ладоней
Белка прыгает по веткам, прыгают, согнув руки
Гриб несёт бельчатам-деткам. перед грудью
Ходит мишка косолапый, идут вперевалку
У него кривые лапы.
Без тропинок, без дорожек двигаются в полу
приседе,
Катится колючий ёжик. сделав круглые спинки
А чем питается заяц зимой?
5 ребёнок:
- В основном зайцы питаются веточками осины, берёзы, а также клёна, дуба, орешника. С веток более толстых сгрызают только кору. Едят и сухую траву, правда, не очень охотно. Не откажутся они и от сена, лежащего в стогах. Иногда зайцы зимой наведываются в сады, где обгрызают кору с молодых деревьев, поэтому люди на зиму обвязывают стволы плодовых деревьев. День заяц проводит в укромных местах – под поваленным стволом, под пнём или в кустах. В сильные морозы роет в снегу глубокие норы. Спит, не закрывая глаз.
6 ребёнок:
- От хищников зайца спасают ноги. Он легко передвигается зимой, хотя снег в лесу глубокий и рыхлый. Широкие лапы, обросшие к зиме шерстью, не позволяют ему провалиться. Посмотрите на следы зайца. Когда заяц убегает от хищников, он заносит задние ноги за передние, поэтому большие отпечатки получаются впереди, а маленькие – сзади.
Воспитатель: Сейчас возьмём оранжевый кленовый лист. А возьмёт его тот, кто стоит слева от меня четвёртым. Какое задание он нам приготовил?
“Собери пословицу” (делимся на две команды)
“Осень - запасиха, зима - подбериха”.
“Весна красна цветами, а осень снопами”.
Воспитатель: И с этим заданием мы справились.Молодцы. Красный дубовый лист возьмёт тот, кто стоит справа от девочки с косичкой.
Задание: “Помоги закончить предложение”
(Противоположные слова)
- Летом небо светлое, а осенью ...
- Летом день длинный, а ...
- Летом тучки ходят высоко, а ...
- Летом деревья стоят одетые в листву, а ...
- Летом люди одеваются легко, а ...
- Летом дети отдыхают, а ...
- Летом дождь тёплый, а …
- Летом день солнечный, а …
Воспитатель: Хорошо, справились с заданием!
А кто ещё живёт в осеннем лесу? (В лесу живут птицы)
Правильно! Осенью птицы собираются в стаи, т.к. становится холодно, часто идут дожди. Птицы готовятся к отлёту на юг, в тёплые страны. Как называют таких птиц? (Перелётные)
Назовите их… (Встаём в кружок, передаём мяч против часовой стрелки друг другу и называем одну перелётную птицу)
Но не все птицы улетают в тёплые страны, некоторые птицы остаются зимовать у нас. Их называют? (Зимующие)
Назовите их… (Так же в кругу, по часовой стрелке, ответ сопровождать хлопком, левая о левую, правая о правую руку)
Воспитатель: Интересно, какое задание нам приготовил зелёный берёзовый лист? А достанет его тот, кто стоит за мной.
Задание: “Угадай, кто и что делает?” Приложение 3
(Угадать, чей звук, показать картинку c использованием ИКТ)
Дятел? - Стучит! (Дятел работает, древесину
долбит, деревья лечит: вредных насекомых и их
личинки из-под коры и даже из глубины дерева
достаёт.) Приложение 4 (Звуки)
- Молодцы ребята! Мы справились со всеми заданиями.
7 ребёнок: Посмотрите, сколько животных собралось на нашей полянке, здесь и птицы, и звери, и мы, люди. И никто никого не боится. Так давайте же возьмёмся за руки – человек и природа, будем дружить, бережно относиться друг к другу.
Воспитатель: Ну вот, совершили мы необычную экскурсию в осенний лес. Настала пора возвращаться домой. На экскурсии было хорошо, но мы с вами не раз ещё отправимся в лес и на настоящую прогулку. Навсегда надо запомнить, что необходимо беречь деревья, не пугать животных, покармливать птиц, потому что они приносят пользу людям. Нам надолго запомнится красота и прелесть этой чудесной прогулки.
(Звучит в записи шум леса, пение птиц, журчание лесного ручья)
Итог занятия.
Предложить детям назвать, что показалось самым интересным на занятии каждому из них, о чем хотелось бы рассказать дома, друзьям в школе.
Воспитатель: Мне очень понравилось, как выработали. На память о нашем занятии вы можете взять по одному листочку. Переверните листик и прочитайте, что на нём написано (осенние месяцы).
Список литературы:
- Сорокоумова Е.А. Уроки Экологии в начальной школе. - АО "Мэрил", 1994.
- Научно-методический журнал “Начальная школа”. 2009 г. №12.
- Молодова Л.П. “Экологические занятия с детьми”, Мн.: Арс, 1996 г.
- Цветкова И.В. Экология для начальной школы, Ярославль: Академия развития, 1997
- Тарабарина Т.И. И учёба, и игра: природоведение, Ярославль: Академия развития, 1997..
- “Осень. Часть 1”. О.А. Скорлупова; Москва – 2006 год.
- “Какие месяцы в году?” Т.А. Шорыгина; Москва – 2000 год.
- “Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР”. Н.В. Нищева; С-Петербург – 2007 год.“Ознакомление с окружающим миром”. КРО. И.А. Морозова, М.А. Пушкарева; Москва – 2007 год.
- “Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми”. Ю.Б. Жихарева-Норкина; Москва – 2008 год.
- Серия демонстрационных картинок “Круглый год”; С-Петербург – 2004 год.