Коррекционно-образовательные цели:
- расширение представлений детей о жизни северных народов нашей страны;
- расширение, уточнение, актуализация словаря по теме;
Коррекционно-развивающие цели:
- развитие связной речи;
- развитие общей моторики, координация речи с движением;
Коррекционно-воспитательные цели:
- формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности;
- воспитание любви к своей стране.
Оборудование.
- Слайды с изображением природы, животного мира, национальной одежды, жилища, народных промыслов.
- Атрибуты к сказке “Оленёнок – маленькие рожки” /чум, костюмы, девочки в национальной одежде, оленёнка, ворона, щуки, человека/.
- Разрезные картинки с изображением животных Севера.
- Шапочки оленей.
- Музыка народов Севера.
- Глина, дощечки, стеки.
- Выставка предметов: игрушки, рисунки, поделки детей, оленья шкура, рога.
Ход занятия
Дети входят в музыкальный зал. Звучит музыка народов Севера.
На экране /слайд № 1–2 -тундра/. Презентация
Педагог: Посмотрите, ребята, к нам прибежал оленёнок. Его зовут Тэваси.
Он потерялся и не знает где его дом. Давайте ему поможем!
/Слайд № 3 - сев. олень/
Педагог: Тэваси, смотри, может это твой папа? Ребята, кто это?
Рассказ ребёнка об олене:
“Олень больше похож на лошадку. Шерсть у него серая, пушистая, на голове большие, как веточки, рога. Ноги тонкие, длинные, с широкими копытами. Поэтому олень бежит по снегу быстро и не проваливается. Олени едят олений мох или ягель”.
Педагог: - Олени живут на Севере, в тундре. А что такое тундра?
/Слайд № 4, 5, 6, 7 - зим.тундра/
Рассказ ребёнка о тундре:
“Тундра – это ровное пространство по берегам Северного Ледовитого океана. Там не растут деревья, а растёт мох – ягель, им питаются олени. Тундра покрыта снегом девять месяцев в году. Лето короткое, быстро растёт трава и цветы. Люди разводят оленей, охотятся и ловят рыбу”.
Дети читают стихотворение о тундре:
Что такое тундра,
Рассказать не трудно.
Это кладовая
Северного края.
Как ночные тени,
Скачут здесь олени.
Ягель для оленей -
Просто объеденье!
Рыб в любую пору
Ловим мы в озёрах.
И сиги, и щуки
Сами скачут в руки.
Невозможно перечесть
Всё, что в нашей тундре есть,
Как она добра,
Как она щедра!
Педагог: В этом северном крае живут народы разных национальностей – ненцы, чукчи, коми. Они носят красивые одежды.
/Слайд № 8, 9, 10, 11 - одежда/
Рассказ ребёнка об одежде:
“На Севере люди носят куртки с капюшоном. Они называются – кухлянки. На руках рукавицы, а на ногах сапоги. Они называются унты. Вся одежда и обувь сшита из меха. Почему?”
Педагог: Да, ребята, зима там холодная, лютая, снежная. Суровый край! А живут люди в чумах и ярангах. Это переносное жилище народов Севера.
А строится оно так – ставятся шесты, как пирамида, и покрывается Оленьими шкурами. Тепло в таком доме, ни один мороз не страшен.
/Слайд № 12, 13 - упр./
А как же люди передвигаются в этом Северном крае?
Рассказ ребёнка:
“Основной транспорт на Севере – это оленьи и собачьи упряжки. А собаки – лайки. Они пушистые, большие и сильные. На них ездят люди и возят грузы по тундре.
Собачья упряжка – от слова запрягать. На Севере запрягают оленей и собак. Сани на Севере называются – нартами, а человека, который управляет ими – каюр”.
/Слайд № 14, 15, 16, 17/
Педагог: Не унывают люди, живущие на Севере. Любят они потанцевать, попеть, поиграть. Давайте и мы с вами поиграем в ненецкую игру: “Олени и каюр”.
Педагог объясняет правила игры:
- Вы все будете олени, будете бегать по кругу, а каюр старается дотронуться до вас скакалкой. До кого дотронется каюр, тот олень останавливается. Кого каюр не задел, тот самый ловкий олень.
Дети играют 3–4 раза, меняя каюров.
Педагог: Ребята, а каких животных Севера вы знаете? Назовите мне Умкиных друзей. /Слайд № 19 – 27 - животные/
Педагог: Ребята, а как вы думаете, почему животные Севера не мёрзнут в лютую стужу? (Животные имеют слой подкожного жира, он помогает сохранить тепло и тёплый мех).
Игра: “Сложи животное” - детям предлагается разрезанные на отдельные части изображения животных. /ноги, туловище, голова, хвост/.
Педагог: Надо сложить целое животное и назвать его. Игра проводится два-три раза по 3-4 ребёнка.
Педагог: Ребята, а ещё на Севере бывает такое явление природы, которые вы не увидите нигде. /Слайд № 28, 29 - сев. сияние/
- Это когда часть неба светится, блестит, сверкает, переливается всеми цветами радуги. Это очень красиво, сказочно!
Педагог: Народы Севера всегда были хорошими умельцами. Раньше, когда у них не было бумаги, они рисовали на скалах, на стенах пещер. Теперь учёные рассматривают эти картины и узнают об истории северных народов. Народы Севера любят рисовать моржа, спящего на льдине; китов - которые веселятся среди океанских волн. Вырезают оленей, тюленей и разных зверей из моржового клыка.
/Слайд № 31–38/
Педагог: Ребята, а вы любите сказки! Каждый народ сочиняет, придумывает свои сказки. И вот сейчас ребята вам покажут ненецкую народную сказку.
“Оленёнок – маленькие рожки”
Автор: Жил в тундре оленёнок – маленькие
рожки
Друзей у него не было.
Оленёнку очень хотелось иметь друзей.
Однажды он увидел ворона
И тихонько позвал его:
Оленёнок: Харна, харна! Ворон! Ворон!
Автор: Молчит ворон.
Оленёнок опять позвал.
Оленёнок: Харна, харна! Ворон! Ворон!
Автор: Посмотрел ворон на оленёнка и говорит
Ворон: Чего тебе надо? Кар! Кар!
Оленёнок: Давай с тобой дружить, харна!
Автор: Услышал ворон эти слова, засмеялся – ха-ха-ха.
Ворон: Что ж, ладно, залезай сюда. Посидим немного, а потом полетим вон к той горе.
Оленёнок: А я ведь летать не умею.
Ворон: Ну, так какой же ты мне друг, если летать не умеешь
Автор: Взмахнул крыльями и полетел ворон на
гору.
Опять оленёнок остался один.
Пошёл оленёнок дальше.
Шёл, шёл и увидел озеро, а в нём щука плавает.
Говорит оленёнок щуке:
Оленёнок: Тыря, эй тыря! Щука, эй щука!
Автор: Высунула щука нос из воды.
Щука: Кто это меня там зовёт?
Оленёнок: Это я, оленёнок – маленькие рожки. Давай с тобой дружить.
Щука: Давай! Я тоже хочу иметь друга. Ныряй в воду, будем вместе плавать, окуньков и лещей ловить.
Оленёнок: Да ведь я плавать не умею.
Щука: /смеясь/ Вот видишь, какой же ты мне друг, если плавать не умеешь.
Автор: Опять оленёнок остался один. Пошёл оленёнок дальше и увидел он у костра человека. Увидел его человек и спрашивает:
Человек: Откуда и куда ты идёшь оленёнок – маленькие рожки?
Оленёнок: Я хочу иметь друга, а никто не хочет со мной дружить.
Человек: Не плачь. Была у тебя беда, а теперь нету её. Я буду твоим другом.
Автор: С тех пор в тундре олени живут вместе с человеком.
Показ сказки детьми
Игра “На водопой”
Педагог: Ребята, давайте поиграем в игру “На водопой”. Дети вспоминают слова и движения.
Летним днём, узкой тропой, /дети спокойно идут
друг за другом
Звери шли на водопой. по кругу/
За мамой-лосихой топал лосёнок, /идут, громко
топая/
За мамой-лисицей крался лисёнок, /крадутся на
носочках/
За мамой-медведицей шёл медвежонок, /идут
вперевалку/
Волчица вела за собою волчат. /идут на
четвереньках/
Все мамы и дети напиться хотят! /лицом в круг,
делают движение языком – “лакают”/
Педагог: Тэваси! Ты вспомнил свой дом, своих маму и папу? Ребята, оленёнок утвердительно машет головой, он решил бежать на Север, отыскать своих родителей и братьев оленей. Тэваси говорит: “Спасибо вам за помощь”.
Педагог: Ребята, чтобы Тэваси не было скучно и трудно добираться до дома давайте сделаем ему друзей – оленей. За работу.
Детям раздаётся кусочки глины, и они лепят фигуру оленя.