Комплексное занятие "Путешествие по Северу"

Разделы: Логопедия


Коррекционно-образовательные цели:

- расширение представлений детей о жизни северных народов нашей страны;

- расширение, уточнение, актуализация словаря по теме;

Коррекционно-развивающие цели:

- развитие связной речи;

- развитие общей моторики, координация речи с движением;

Коррекционно-воспитательные цели:

- формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности;

- воспитание любви к своей стране.

Оборудование.

  1. Слайды с изображением природы, животного мира, национальной одежды, жилища, народных промыслов.
  2. Атрибуты к сказке “Оленёнок – маленькие рожки” /чум, костюмы, девочки в национальной одежде, оленёнка, ворона, щуки, человека/.
  3. Разрезные картинки с изображением животных Севера.
  4. Шапочки оленей.
  5. Музыка народов Севера.
  6. Глина, дощечки, стеки.
  7. Выставка предметов: игрушки, рисунки, поделки детей, оленья шкура, рога.

Ход занятия

Дети входят в музыкальный зал. Звучит музыка народов Севера.

На экране /слайд № 1–2 -тундра/. Презентация

Педагог: Посмотрите, ребята, к нам прибежал оленёнок. Его зовут Тэваси.

Он потерялся и не знает где его дом. Давайте ему поможем!

/Слайд № 3 - сев. олень/

Педагог: Тэваси, смотри, может это твой папа? Ребята, кто это?

Рассказ ребёнка об олене:

“Олень больше похож на лошадку. Шерсть у него серая, пушистая, на голове большие, как веточки, рога. Ноги тонкие, длинные, с широкими копытами. Поэтому олень бежит по снегу быстро и не проваливается. Олени едят олений мох или ягель”.

Педагог: - Олени живут на Севере, в тундре. А что такое тундра?

/Слайд № 4, 5, 6, 7 - зим.тундра/

Рассказ ребёнка о тундре:

“Тундра – это ровное пространство по берегам Северного Ледовитого океана. Там не растут деревья, а растёт мох – ягель, им питаются олени. Тундра покрыта снегом девять месяцев в году. Лето короткое, быстро растёт трава и цветы. Люди разводят оленей, охотятся и ловят рыбу”.

Дети читают стихотворение о тундре:

Что такое тундра,
Рассказать не трудно.
Это кладовая
Северного края.
Как ночные тени,
Скачут здесь олени.
Ягель для оленей -
Просто объеденье!

Рыб в любую пору
Ловим мы в озёрах.
И сиги, и щуки
Сами скачут в руки.
Невозможно перечесть
Всё, что в нашей тундре есть,
Как она добра,
Как она щедра!

Педагог: В этом северном крае живут народы разных национальностей – ненцы, чукчи, коми. Они носят красивые одежды.

/Слайд № 8, 9, 10, 11 - одежда/

Рассказ ребёнка об одежде:

“На Севере люди носят куртки с капюшоном. Они называются – кухлянки. На руках рукавицы, а на ногах сапоги. Они называются унты. Вся одежда и обувь сшита из меха. Почему?”

Педагог: Да, ребята, зима там холодная, лютая, снежная. Суровый край! А живут люди в чумах и ярангах. Это переносное жилище народов Севера.

А строится оно так – ставятся шесты, как пирамида, и покрывается Оленьими шкурами. Тепло в таком доме, ни один мороз не страшен.

/Слайд № 12, 13 - упр./

А как же люди передвигаются в этом Северном крае?

Рассказ ребёнка:

“Основной транспорт на Севере – это оленьи и собачьи упряжки. А собаки – лайки. Они пушистые, большие и сильные. На них ездят люди и возят грузы по тундре.

Собачья упряжка – от слова запрягать. На Севере запрягают оленей и собак. Сани на Севере называются – нартами, а человека, который управляет ими – каюр”.

/Слайд № 14, 15, 16, 17/

Педагог: Не унывают люди, живущие на Севере. Любят они потанцевать, попеть, поиграть. Давайте и мы с вами поиграем в ненецкую игру: “Олени и каюр”.

Педагог объясняет правила игры:

- Вы все будете олени, будете бегать по кругу, а каюр старается дотронуться до вас скакалкой. До кого дотронется каюр, тот олень останавливается. Кого каюр не задел, тот самый ловкий олень.

Дети играют 3–4 раза, меняя каюров.

Педагог: Ребята, а каких животных Севера вы знаете? Назовите мне Умкиных друзей. /Слайд № 19 – 27 - животные/

Педагог: Ребята, а как вы думаете, почему животные Севера не мёрзнут в лютую стужу? (Животные имеют слой подкожного жира, он помогает сохранить тепло и тёплый мех).

Игра: “Сложи животное” - детям предлагается разрезанные на отдельные части изображения животных. /ноги, туловище, голова, хвост/.

Педагог: Надо сложить целое животное и назвать его. Игра проводится два-три раза по 3-4 ребёнка.

Педагог: Ребята, а ещё на Севере бывает такое явление природы, которые вы не увидите нигде. /Слайд № 28, 29 - сев. сияние/

- Это когда часть неба светится, блестит, сверкает, переливается всеми цветами радуги. Это очень красиво, сказочно!

Педагог: Народы Севера всегда были хорошими умельцами. Раньше, когда у них не было бумаги, они рисовали на скалах, на стенах пещер. Теперь учёные рассматривают эти картины и узнают об истории северных народов. Народы Севера любят рисовать моржа, спящего на льдине; китов - которые веселятся среди океанских волн. Вырезают оленей, тюленей и разных зверей из моржового клыка.

/Слайд № 31–38/

Педагог: Ребята, а вы любите сказки! Каждый народ сочиняет, придумывает свои сказки. И вот сейчас ребята вам покажут ненецкую народную сказку.

“Оленёнок – маленькие рожки”

Автор: Жил в тундре оленёнок – маленькие рожки
Друзей у него не было.
Оленёнку очень хотелось иметь друзей.
Однажды он увидел ворона
И тихонько позвал его:

Оленёнок: Харна, харна! Ворон! Ворон!

Автор: Молчит ворон.
Оленёнок опять позвал.

Оленёнок: Харна, харна! Ворон! Ворон!

Автор: Посмотрел ворон на оленёнка и говорит

Ворон: Чего тебе надо? Кар! Кар!

Оленёнок: Давай с тобой дружить, харна!

Автор: Услышал ворон эти слова, засмеялся – ха-ха-ха.

Ворон: Что ж, ладно, залезай сюда. Посидим немного, а потом полетим вон к той горе.

Оленёнок: А я ведь летать не умею.

Ворон: Ну, так какой же ты мне друг, если летать не умеешь

Автор: Взмахнул крыльями и полетел ворон на гору.
Опять оленёнок остался один.
Пошёл оленёнок дальше.
Шёл, шёл и увидел озеро, а в нём щука плавает.
Говорит оленёнок щуке:

Оленёнок: Тыря, эй тыря! Щука, эй щука!

Автор: Высунула щука нос из воды.

Щука: Кто это меня там зовёт?

Оленёнок: Это я, оленёнок – маленькие рожки. Давай с тобой дружить.

Щука: Давай! Я тоже хочу иметь друга. Ныряй в воду, будем вместе плавать, окуньков и лещей ловить.

Оленёнок: Да ведь я плавать не умею.

Щука: /смеясь/ Вот видишь, какой же ты мне друг, если плавать не умеешь.

Автор: Опять оленёнок остался один. Пошёл оленёнок дальше и увидел он у костра человека. Увидел его человек и спрашивает:

Человек: Откуда и куда ты идёшь оленёнок – маленькие рожки?

Оленёнок: Я хочу иметь друга, а никто не хочет со мной дружить.

Человек: Не плачь. Была у тебя беда, а теперь нету её. Я буду твоим другом.

Автор: С тех пор в тундре олени живут вместе с человеком.

Показ сказки детьми

Игра “На водопой”

Педагог: Ребята, давайте поиграем в игру “На водопой”. Дети вспоминают слова и движения.

Летним днём, узкой тропой, /дети спокойно идут друг за другом
Звери шли на водопой. по кругу/
За мамой-лосихой топал лосёнок, /идут, громко топая/
За мамой-лисицей крался лисёнок, /крадутся на носочках/
За мамой-медведицей шёл медвежонок, /идут вперевалку/
Волчица вела за собою волчат. /идут на четвереньках/
Все мамы и дети напиться хотят! /лицом в круг, делают движение языком – “лакают”/

Педагог: Тэваси! Ты вспомнил свой дом, своих маму и папу? Ребята, оленёнок утвердительно машет головой, он решил бежать на Север, отыскать своих родителей и братьев оленей. Тэваси говорит: “Спасибо вам за помощь”.

Педагог: Ребята, чтобы Тэваси не было скучно и трудно добираться до дома давайте сделаем ему друзей – оленей. За работу.

Детям раздаётся кусочки глины, и они лепят фигуру оленя.