Циклы

Разделы: Информатика


Примерная программа по информатике и информационным технологиям на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Учебники.

Угринович Н.Г. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. — 320 с.: ил.

Семакин И.Г. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: Учебник для 9 класса / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. — 371 с.: ил.

Дидактический материал к теме “Циклы”.

Настоящая разработка призвана помочь учителю в проведении уроков по теме “Циклы”.

Цели разработки:

  • дать представление о циклических конструкциях, их разновидностях в их графическом выражении;
  • способствовать развитию мышления, умению применять полученные знания при решении нестандартных задач.

Задачи:

научить составлять алгоритмы решения задач в виде блок-схем, “читать” блок-схемы;

сформировать умение производить вычисления и получать результаты по готовой блок-схеме решения задачи.

Для освоения материала учащиеся должны знать:

  1. Что такое алгоритм.
  2. Способы записи алгоритмов.
  3. Основные графические элементы, используемые для записи блок-схем.

В работе представлен дидактический материал к теме “Циклы”, изучаемой на уроках информатики в 9 классе. Материал представлен в виде общих блок-схем по всем видам циклов и проиллюстрирован набором задач с решениями (в виде блок-схем) а также презентации, демонстрирующей механизм работы каждого вида циклов.

В каждой группе:

  • примеры решения задач путём создания блок-схем, (№№ 6,14)
  • демонстрация выполнения циклического алгоритма (№№ 7, 10, 15)
  • по готовым блок-схемам задач учащиеся должны найти решение (№№ 8-9, 11-12, 16-17);

В работе не затронута тема вложенных циклов.

Вопросы программирования на конкретных языках не рассматриваются, но при решении некоторых задач, нужно дать пояснения:

  • :=” присваивает значение переменной (или изменяет ее значение)
  • если в переменную записывают новое значение, старое стирается
  • знаки +, -, *, / обозначают сложение, вычитание, умножение и деление
  • запись вида a := a + 2; –означает: “прочитать текущее значение переменной a, добавить к нему 2 и записать результат обратно в переменную a”;

Задачи для домашнего задания закрепляют полученные на уроке умения построить блок-схемы по разным видам циклов. Задачи для самостоятельной работ даны отдельным текстовым документом (Приложение). Предлагаемый материал может быть использован и иным образом, по усмотрению преподавателя.

В начале урока учитель предлагает учащимся вспомнить, что означает слово “цикл” и где они его встречали. (цикл концертов, цикл времён года, цикл дней недели, лунный цикл). Предлагает учащимся самим сформулировать понятие цикла вообще. Затем учитель переходит к определению цикла как алгоритмичесой конструкции.

Цикл – это алгоритмическая конструкция, в которой многократно повторяется одна и та же последовательность шагов (тело цикла). Слайд №2

Презентация

Виды циклов демонстрирует Слайд №3

Слайды №№ 4 и 5 демонстрируют виды блок-схем, соответствующие цикла с предусловием и постусловием.

Примеры решения задач, использующих циклы с предусловием и постусловием, показаны на Слайде №6

Работу цикла с постусловием на блок-схеме показывает Демонстрационный слайд №7.

Для закрепления материала учащихся педлагается самостоятельно по готовой блок-схеме решить задачу (Слайд 8).

Задача 1. Определить значение переменной b после выполнения следующего алгоритма.

Работу цикла с предусловием на блок-схеме показывает Демонстрационный слайд №10.

Для закрепления знаний по работе цикла с предусловием учащимся предлагается самостоятельно по готовой блок-схеме решить задачу. Слайд №11

Задача 2. Определить значение переменной a после выполнения алгоритма.

Блок-схема цикла с параметром в общем виде представлена на Слайде №13

Цикл с параметром (счётчиком)

Образец цикла с параметром дан на слайде №14

Пример. Тренер даёт спортсмену задание: “Пробеги стометровку 10 раз”.

Слайд №15 демонстрирует работу цикла с параметром на предлагаемой блок-схеме для задачи “Найти произведение трёх нечётных чисел: 1, 3, 5”

Слайд №16

Выполнить самостоятельно:

Задача 3. Вычислите s — сумму квадратов первых пяти натуральных чисел a по предложенной блок-схеме.