Аннотация
Конкурсная работа представляем собой материал, включающий разработку занятия на тему «Вкусные и полезные продукты или необычные приключения Колобка» (программа Н.Ф.Виноградовой «Предшкольная пора», раздел «Познаем других людей и себя») с применением методов ИКТ.
Презентация на занятии с дошкольниками – один из новых, непривычных методов объяснения и закрепления материала занятия. Применение этого метода позволяет создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от обычных игр и игрушек; реализует одну из главных задач предшкольной подготовки – заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка.
Презентация на занятие по теме «Вкусные и полезные продукты или необычные приключения Колобка» введена через игру. Как известно игра – одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. Ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный (до определенного уровня) объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру дошкольника компьютерной презентации как игрового средства.
Предложенная на данном занятии презентация представляет собой систему ярких опорных образов, позволяющих более эффективно реализовать цели и задачи данного занятия:
- сохранить и укрепить здоровье на основе знаний о правильном питании;
- формировать мотивационную сферу правильного пищевого поведения;
- заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей;
- реконструировать процесс обучения и развития с позиций целостности на основе психологически-корректного режима функционирования внимания, памяти, мыследеятельности.
Каждый слайд презентации на данном занятии – это окошко в домике сказочного животного.
Слайды 1–6 вводят детей в мир русской народной сказки «Колобок», подводят к беседе о различии вкусных и полезных продуктов; о том, какие продукты нужно употреблять, чтобы быть здоровым. Во время путешествия к героям сказки дети выясняют: почему вкусная еда не всегда полезна (слайд 7), какие продукты содержат витамин А (слайд 8), почему нельзя есть много сладкого (слайд 9), какой витамин самый главный (слайд 10), что любит есть сказочный мишка(слайд 11) и чем лечиться от простуды (слайд 11), для чего лисе рыбий жир.
Материал занятия и презентация поможет понять детям, что здоровье напрямую зависит от питания: человек есть то, что он ест.
Целью предоставленных материалов является стремление поделиться опытом работы по использованию новых эффективных средств обучения и развития дошкольников.
Ожидаемые результаты:
- различать вкусные и полезные продукты;
- расширить знания о пользе витамина А,В,С,D для здоровья человека;
- применять в жизни знания о правильном питании;
- узнать значение полезных продуктов для здоровья человека;
- открыть ИКТ как новое средство познания окружающего мира.
Цели:
- Систематизировать и расширять знания детей о вкусных и полезных продуктах, витаминах; показать их значение для человека в игровой форме.
- Развивать речь, моторику, координацию движений.
- Воспитывать стремление к здоровому образу жизни на основе знаний о правильном питании.
Оборудование: бутафорская изба бабки и деда из сказки «Колобок», костюмы животных из сказки, бутафорский лес, домики животных, коврики для массажа стоп, массажеры для ладоней, средства ИКТ, наборное полотно в виде корзин, натуральные продукты, корзины для продуктов.
Ход занятия
I. Орг.момент. Эмоциональный настрой на занятие.
У: Прежде чем начать занятие, поприветствуем друг друга (дети встают в круг).
– Здравствуйте, девочки! Педагог приветственно машет рукой.
– Здравствуйте! Девочки поднимают руку вверх и машут ею.
– Здравствуйте мальчики! Педагог так же приветствует мальчиков.
– Здравствуйте! Мальчики машут рукой.
– Солнышко здравствуй! Все поднимают руки вверх.
– Здравствуй, здравствуй! Скрещивают прямые руки над головой.
– День такой прекрасный! Протягивают прямые руки вперед.
– Здравствуй, здравствуй! Хлопают в ладоши.
– Хорошо под солнышком Поднимают руки вверх, мы растем встают на носочки и тянутся как можно выше
– Здоровей становимся с каждым днем! Сжимают пальцы в кулаки, прижимают руки к плечам и разводят в стороны.
II. Работа по теме урока.
У: Вот так с улыбкой и хорошим настроением начнем занятие. Дети, во время предыдущих занятий мы читали много сказок. Многие из них вам понравились, а некоторые стали любимыми. Одну из самых любимых мы сегодня попробуем инсценировать и показать гостям. Мы будем выступать как настоящие артисты в театре. Помогать показывать сказку нам будет вот это волшебное окошко, вот эта волшебная палочка. Как? Сейчас узнаете.
Сейчас я прикоснусь волшебной палочкой к волшебному окошку и оно откроется, а вы скажете, какую сказку мы будем показывать.
У: А теперь назовем героев сказки. (Учитель каждый раз прикасается волшебной палочкой к волшебному окошку).
Д: колобок, бабушка, дедушка.
У: а в нашей сказке роль этих героев будут играть Никита, Наташа и Женя. Займите свое место в сказке.
Д: заяц, волк, медведь, лиса.
У: в нашей сказке роль этих героев будут играть Артем, Никита, Дима и Ира. Займите свои сказочные места. А остальные дети будут играть роль внуков, помогать бабушке, дедушке и Колобку ведь сегодня их ждут необыкновенные приключения. А я сегодня буду в роли сказочницы, я буду рассказывать сказку а вы показывать.
Все герои проходят на свои места.
У: а теперь я предлагаю закрыть глаза и послушать как входит к нам сказка.
Звучит музыка (Сюита №3 И.С.Баха).
У:
О чем то скрипит половица,
И сказке опять не спится.
Присев на кровати подушки,
Уже навострили ушки.
По комнате ходит сказка.
У:
Сказка начинается!
В деревеньке над рекой
Дом виднелся небольшой.
Жили бабка в нем и дед.
Говорит дед бабке:
Дед: Бабка, испеки мне колобок.
Бабка: Из чего печь то? Муки то нету.
Дед: А ты по коробу поскреби, по сусекам помети, авось муки и наберется.
У: Пошла бабка муку искать, внучата с ней. Помогите бабке муку собирать.
Дети выполняют движения:
– По коробу поскребем, по сусекам пометем.
В корзинку бабке отнесем.
Б:
Вот и есть муки чуток.
Дед: испечем мы колобок.
Б: Сначала надо замесить тесто.
Внуки помогают бабке «месить» тесто. Дети выполняют движения:
– Сметанки мы в муку нальем, яичко разобьем.
Соли мы добавим в тесто.
Месим, месим, месим тесто.
Месим, месим, месим вместе.
Тесто пышное, дружок, быстро слепим колобок.
Дети достают из корзины тренажеры для рук и выполняют соответствующие движения.
У:
Кладем тесто в чугунок,
Ставим печься колобок.
Маслица добавим, жариться поставим.
Д: Раз, два, три, колобок выходи!
Дед:
Молодчина бабка наша, колобка не сыщешь краше!
Жирный, сдобный, круглый он, на сметане он мешон.
Колобок:
Я колобок – золотистый сдобный бок.
Вам меня не надо кушать,
А что нужно есть послушать.
У: Дети, а почему колобок говорит что его не надо есть? (он жирный, заболит живот).
– Так ведь это же вкусно, на сметане, с маслицем, пальчики оближешь!
Д: но не всегда и не всем полезно, так как жирные продукты не всегда полезны. Они вкусны, но не полезны.
У: Какие продукты вы считаете полезными?
– А какие продукты нужно есть, чтобы быть здоровым, чтобы ничего не болело? (овощи и фрукты, ягоды, нежирное мясо, рыба, нежирные молочные продукты).
– Почему эти продукты полезны? (в них есть витамины, полезные вещества для роста и хорошего зрения, чтобы не простывать, чтобы косточки были твердыми).
– Как вы думаете, знают ли звери из нашей сказки о таких продуктах? Ведь все они хотели съесть колобка.
– Давайте пойдем в гости к зверям из сказки и посмотрим, что они едят. И подумаем вместе: вкусные это продукты или полезные.
Игра-шутка: дети идут по «лесным» дорожкам, состоящими из массажных ковриков.
В лес зеленый мы пойдем, ходьба на носочках
Не боимся ничего.
Если встретим мы кого,
То мы скажем про него: «Во». дети выполняют соответствующие движения руками
Это что там впереди? изображают «козырек»
А, это листва.
Шур, шур, шур, шур. поочередно поднимаю ноги
Это что там впереди?
Это уши. А чьи же это уши?
Заячьи! выпрыгивает заяц
Заяц: Что за круглая картошка быстро скачет по дорожке? Это жирный колобок, преподам ему урок. Накажу его пока, проглочу я колобка.
Колобок: Косой, ты меня не кушай, а что нужно есть, послушай!
У: Давайте заглянем в домик к зайке и посмотрим, что сегодня ел он.
На экране появляется изображение мороженного и шоколада.
У: Дети, как вы думаете полезны ли эти продукты?
– Давайте посоветуем зайчику какие полезные продукты нужно есть.
На экране появляются картинки: морковь, капуста, тыква, арбуз, молоко, зеленый лук
.
Дети дают советы:
Пей всегда морковный сок и грызи морковку.
Будешь ты тогда дружок сильным, смелым, ловким.
Помни истину простую – лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую или сок морковный пьет.
У: Да, морковь очень полезна для зрения, так как в нем содержится витамин А. Посмотрите и назовите что еще полезно для зрения. Витамин А – витамин роста.
– Поможем зайчику засолить капусту на зиму.
Дети выполняют соответствующие движения руками:
Мы капусту рубим, мы морковку трем.
Мы капусту солим, мы капусту жмем.
У: И покатился Колобок дальше.
Дети идут по «лесной дорожке»:
В лес зеленый мы пойдем, ходьба на носочках
Не боимся ничего.
Если встретим мы кого,
То мы скажем про него: «Во». дети выполняют соответствующие движения руками
Это что там впереди? изображают «козырек»
А, это кусты.
Вжик, вжик, вжик, вжик.
А это кто в кустах сидит?
А это волк. Волк выпрыгивает.
Волк:
Что за песни и прыжки? Дети здесь и Колобки.
Зайцы, бабушки и деды!
Значит, мне пора обедать.
У: Дети, давайте заглянем к волку в домик и посмотрим, что он сегодня ел.
На экране появляются изображение конфет.
У: Это вкусные или полезные продукты? Почему?
У: А вот сейчас дети тебе и расскажут, какие полезные продукты нужно есть на завтрак и обед.
Очень важно спозаранку, съесть за завтраком овсянку.
Черный хлеб полезен нам и не только по утрам.
У: В черном хлебе и овсяной каше содержится витамин В – у витаминов самый главный. Он и нервы нам подлечит и сердечко укрепит. И мозги он нам зарядит и повысит аппетит.
– Посмотрите и назовите, какие еще продукты содержат витамин В. (орехи, хлеб, картофель, горох, мясо, свекла, помидоры).
Дети идут по «лесной дорожке»:
В лес зеленый мы пойдем, ходьба на носочках
Не боимся ничего.
Если встретим мы кого,
То мы скажем про него: «Во». дети выполняют соответствующие движения руками
Это что там впереди? изображают «козырек»
А это лужи!
Буль-буль, буль-буль.
А это что там впереди?
А, это чаща!
В чаще это кто сидит?
А, это медведь!
Выходит медведь.
Медведь: Апчхи, апчхи.
У: Мишка, у тебя печальный вид, голова с утра болит.
М:
Я чихаю, я охрип, поднялась температура.
Я лежу и не ропщу.
Пью соленую микстуру, даже в школу не хожу.
У: Дети, заглянем в окошко в Мишкин домик и посмотрим что у него на столе, что он ест.
На экране появляется изображение торта.
У: Дети, это вкусный или полезный продукт? А какие полезные продукты мы можем посоветовать Мишке, чтобы не болеть?
Д:
От простуды и ангины помогают апельсины.
Но, а лучше съесть лимон, хоть и очень кислый он.
У: В этих продуктах содержится очень полезный витамин С. Посмотрите и назовите, какие еще продукты содержат витамин С.
На экране появляются изображения: чеснок, лимон, апельсин, черная смородина, земляника, малина, яблоки.
У: И покатился Колобок дальше.
Дети идут по «лесной дорожке»:
В лес зеленый мы пойдем, ходьба на носочках
Не боимся ничего.
Если встретим мы кого,
То мы скажем про него: «Во». дети выполняют соответствующие движения руками
Это что там впереди? изображают «козырек»
А, это грязь.
Чав-чав, чав-чав.
А это что там впереди?
А, это рыжий хвост!
А чей это хвост?
А, это лиса!
Лиса: Здравствуй, здравствуй Колобок! Колобок – румяный бок!
Колобок: Спасите меня, ведь Лиса может меня съесть.
У: дети, скорей возьмитесь за руки. Не отдадим Лисе нашего Колобка!
– Не волнуйся, Колобок! Мы тебя не дадим в обиду, а посоветуем Лисе такие же вкусные, но более полезные продукты.
На экране появляются картинки: рыба, рыбий жир, творог, сыр, капуста, молоко.
У: В эти продуктах содержится витамин D, который очень полезен для здоровья.
Д:
Рыбий жир всего полезней!
Хоть противный – надо пить!
Он спасает от болезней,
Без болезней лучше жить!
Дети возвращаются в дом бабки и деда.
III. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Разложить продукты две корзины: в большую корзину продукты для бабушки и дедушки полезные, а в маленькую корзину – вкусные, но не всегда и не всем полезные.
Дети раскладывают.
У: Вот и сказке конец. А кто многое узнал, тот молодец!
Нам пришла пора прощаться.
Жаль со сказкой расставаться.
Будем снова в гости ждать.
И хочу вам пожелать:
Только полезные продукты употреблять,
С витаминами дружить,
Всем здоровыми, сильными быть!