Цели урока:
- Обеспечить усвоение понятий: степень, квадрат и куб числа.
- Проконтролировать степень усвоения следующих знаний, умений и навыков: упрощение выражений с помощью распределительного свойства умножения, нахождение площади квадрата и прямоугольника, решение уравнений.
- Продолжить развитие речи, внимания и логического мышления учащихся, познавательного интереса к учёбе, самостоятельных навыков работы, самоанализа результатов труда, зрительной памяти.
- Содействовать в ходе урока воспитанию самостоятельности в работе, аккуратности оформления решения, сознательного отношения к учебе.
Задачи:
Повторить основные темы 1 триместра с целью
ликвидации пробелов и подготовки к
самостоятельной работе.
Ввести понятие «квадрат» и «куб числа», научить
учащихся решать примеры, содержащие квадрат и
куб числа.
Проверить качество усвоения нового материала,
решения уравнений.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Устный счёт
1 вариант |
Ответы |
2 вариант |
Ответы |
Вычислить площадь прямоугольника со сторонами 31 см и 11 см | 341 кв.см | Вычислить площадь прямоугольника со сторонами 41 см и 11 см | 451 кв.см |
Упростить: 26х – 17х | 9х | Упростить: 35х – 17х | 18х |
Вычислить удобным способом: 27 · 11 + 33 · 11 | 660 | Вычислить удобным способом: 42 х 12 + 18 х 12 | 720 |
Упростить выражение:
|
45а |
Упростить выражение:
|
42х |
Решить уравнение: 10х = 3000 | х = 300 | Решить уравнение: 11х = 3300 | х = 300 |
Взаимопроверка.
3. Объяснение нового материала
Как найти площадь квадрата?
S = a · a
Если сторона квадрата равна 4см, чему равна
площадь?
S = 16 кв.см
Произведение числа4 на число 4 называется
квадратом числа 4.
Пишут 4 · 4 = 42
Читают: четыре в квадрате
Произведение нескольких одинаковых множителей можно записать короче.
Например: 2 · 2 · 2 · 2 · 2 · 2 · 2 = 27
Читают: два в седьмой степени
2 - основание степени
7 - показатель степени
Произведение 5 · 5 · 5 называют кубом числа 5
Пишут 53
Читают: пять в кубе
- Если в числовое выражение входят квадраты и кубы чисел, то их значения находят до выполнения других действий.
- 23 + 32 = 8 + 9 = 17
4. Закрепление
Вычислить 82, 92, 162
Познакомить учащихся с таблицей квадратов.
Приёмы устного счета: 192 = (19 + 1)(19 – 1) + 12
= 361
Попробуйте сами найти 952, 1972
Работа с учебником: стр. 102 п.16 №657 а, б, в,
д
5. Домашнее задание:
- П.16 прочитать, правила выучить
- №666
- №668(абв)
- Составить таблицу квадратов чисел от 11 до 20
6. Из истории математики: выдающийся советский академик Андрей Николаевич Колмагоров (1903-1987), наш с вами соотечественник, сделал очень много открытий в области математики. В 6-тилетнем возрасте он заметил, что
- 12 = 1
- 22 = 1 + 3
- 32 = 1 + 3 + 5
- 42 = 1 + 3 + 5 + 7
Попробуйте проверить это правило для нескольких следующих чисел.
7. Самостоятельная работа:
1 вариант:
|
2 вариант:
|
1 вариант:
|
2 вариант:
|
8. Итог урока
1. Что называется квадратом, кубом числа а?
2. Порядок действий в выражении, содержащем
степени.