Проект "Волга – матушка-река"

Разделы: Начальная школа


Паспорт проекта

Проект, выполняемый в рамках внеурочной деятельности.

Срок реализации проекта: долгосрочный (год).

Учебный предмет: литературное чтение, краеведение.

Учебные дисциплины, близкие к теме проекта. Технология, ИЗО, музыка, Окружающий мир.

Возраст учащихся, на который рассчитан проект. 3 класс (9-10 лет)

Тип проекта: информационный, творческий.

Цель проекта

  • Практическая:
    • издание сборника стихов астраханских авторов ««Волга –матушка –река»»,
    • создание макета – диорамы «Дельта Волги – заповедный край».
  • Педагогическая:
    • формирование чувства патриотизма, любви к Родине, гордости за ее прошлое и настоящее, стремлении и готовности её защищать и участвовать в созидательной деятельности во имя Отечества.

Задачи проекта следует рассматривать как пути достижения педагогической цели, а именно формирование:

  • системы нравственно-патриотических ценностей личности;
  • творческого поведения;
  • экологического мышления;
  • коммуникативной компетентности;
  • познавательной компетентности;
  • навыков работы на компьютере.

Вопросы проекта

  • Почему Волгу называют Волгой – матушкой?
  • Как Волга повлияла на духовность народов России, став лирическим образом для создания песен, частушек, поэм, загадок.
  • Можно ли считать дельту Волги заповедным краем?
  • История Волги в Великой Отечественной войне.

Актуальность проекта

За последнее время в российском обществе значительно усилились националистические настроения. В молодежной среде очень часто проявляются негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. Резко возросла и «помолодела» преступность. За последнее десятилетие потеряно целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны.

Отсюда одним из острых вопросов является вопрос патриотического воспитания современной молодежи. Быть патриотом – естественная потребность людей, удовлетворение которой выступает как условие их материального и духовного развития, утверждения гуманистического образа жизни, осознание своей исторической культурной, национальной и духовной принадлежности к Родине и понимание демократических перспектив ее развития в современном мире.

Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями в глубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что Родина дороже отца и матери. Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» В толковом словаре В.И. Даля слово «патриот» означает «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник». Патриотизм как качество личности проявляется в любви и уважении к своему Отечеству, соотечественникам, преданности, готовности служить своей Родине. В Педагогическом энциклопедическом словаре даётся следующее определение патриотизма: «…любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма.

Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное служение Отечеству. Он был и остаётся нравственным и политическим принципом, социальным чувством, содержание которого выражается в любви к своему Отечеству, преданностью ему, гордости за его прошлое и настоящее, стремлении и готовности его защищать.

Одним из самых востребованных направлений воспитания в современной школе является формирование чувства патриотизма, любви к Родине, гордости за ее прошлое, стремления участвовать в созидательной деятельности во имя Отечества. Данный проект ставит своей целью создание наиболее оптимальных условий для воспитания этих качеств, как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности.

Проект позволяет формировать у школьников исследовательское поведение, экологическое мышление, овладевать компьютерными технологиями, совершенствовать коммуникативные навыки, на историческом и литературном материале. Дети знакомятся с историей возникновения названия реки «Волга», а также с литературным и фольклорным творчеством народностей, живущих по берегам великой реки. Ищут ответ на вопросы проекта:

– Почему река Волга является важнейшим водным ресурсом нашего края?
– Можно ли считать дельту Волги заповедным краем?
– Почему лотос называют «Жемчужиной», «Каспийской розой» дельты Волги?
– История Волги в Великой Отечественной войне.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление знаний и социального опыта жизни в своем городе, доме – месте, где он родился. Гордостью Астрахани по праву считается река Волга, именно поэтому проект носит такое яркое, душевное название «Волга – матушка – река». Знакомство с достопримечательностью края, через участие в создании творческого проекта позволяет детям в процессе самостоятельной деятельности узнать о Волге то, что будет сопровождать их всю жизнь – чувство гордости и особенности. Позволит почувствовать причастность к священным истокам и традициям, гордиться званием волжанин – гражданин и патриот своей страны.

Защита проекта проводится в форме открытой презентации, на которую приглашены учащиеся начальной школы, родители, учителя естественнонаучного цикла основной школы.

Состав проектной группы

Управление проектом

Действия

Сроки и кол-во занятий

Ответственные

Ресурсы

Результаты

1. Совещание членов творческой группы. Постановка проблемы, определение целей и задач проекта Сентябрь Руководитель проекта и творческая группа (без родителей). Опыт других педагогов, методические рекомендации по социальному проектированию Протокол совещания. Заключение договоров. Составление плана совместной работы.
2. Родительское собрание Сентябрь Классный руководитель и родители Презентация и доклад "Воспитание гражданина и патриота". Протокол родительского собрания. Анкеты для родителей
3. Классный час "Издалека долго течет река Волга" Сентябрь Классный руководитель Сценарий классного часа, презентация Протокол классного часа. (принятие детьми темы проекта, распределение ролей и обязанностей, выбор деятельности по интересу)
4. Экскурсия в краеведческий музей по теме: «Дельта Волги – заповедный край» Октябрь Классный руководитель. Работники музея и родители Музей, рассказ экскурсовода Поиск, систематизация собранного материала по темам: Почему река Волга является важнейшим водным ресурсом нашего края?
Можно ли считать дельту Волги заповедным краем?
Почему лотос называют «Жемчужиной», «Каспийской розой» дельты Волги?
История Волги в Великой Отечественной войне.
5. Библиотечный урок Октябрь Классный руководитель, библиотекарь Библиотека, интернет Поиск и систематизация собранного материала по теме: Почему Волгу называют Волгой – матушкой?
Как Волга повлияла на духовность народов России, став лирическим образом для создания песен, частушек, поэм, загадок.
6. Практическое интерактивноe занятие в Музейно-культурном центре "Дом купца Г.В.Тетюшинова" Ноябрь Классный руководитель, родители, работники музея Сувенир своими руками Сувенир амулет на удачу.
7. Теоретические занятия по сбору материала для сборника «Волга – матушка – река» Октябрь – ноябрь Классный  руководитель Библиотека, интернет Поиск, систематизация собранного материала по темам: Почему река Волга является важнейшим водным ресурсом нашего края?
Можно ли считать дельту Волги заповедным краем?
Почему лотос называют «Жемчужиной», «Каспийской розой» дельты Волги?
История Волги в Великой Отечественной войне.
8. Практические занятия по индивидуальным и групповым проектам Октябрь –декабрь Классный руководитель Собранный по темам материал Проекты детей по следующим темам:
«Река Волга – важный водный ресурс»
«Из истории возникновения реки Волга»
«Легенды народов о Волге»
«Важные метры до Волги»
«Дельта Волги – заповедный край»
9. Практические занятия по созданию сборника «Волга – матушка – река» Декабрь февраль Классный руководитель Собранный по теме материал, рисунки детей Сборник «Волга – матушка – река».
10. Родительское собрание "Презентация сборника «Волга – матушка – река» Февраль Классный руководитель и родители Презентации проектов детей. Протокол собрания.
Видеофильм «Наш класс создаёт проект»
11. Конкурс – выставка эскизов макета «Дельта Волги – заповедный край» Декабрь Классный руководитель Рисунки эскизов макета «Дельта Волги – заповедный край» Победитель конкурса и эскиз макета «Дельта Волги – заповедный край»
12. Совещание членов творческой группы. Составление сметы по эскизу победителя конкурса рисунков Январь Классный руководитель и родители  Эскиз, прайс листы материалы на изготовление макета «Дельта Волги – заповедный край» Смета
13. Практические занятия по созданию макета «Дельта Волги – заповедный край» Январь  апрель Классный руководитель Макет «Дельта Волги – заповедный край» Макет «Дельта Волги – заповедный край»
14. Репетиции презентации проекта «Волга – матушка – река» Апрель Классный руководитель Сценарий презентации, макет «Дельта Волги – заповедный край», сборник «Волга – матушка – река». Сценарий презентации
15. Родительское собрание "Презентация макета «Дельта Волги – заповедный край» Май Классный руководитель и родители Презентации проектов детей. Протокол собрания.
16. Презентация проекта «Волга – матушка – река» Май Классный руководитель и родители Общешкольное мероприятие (защита проектов), награждение участников проекта Общешкольное мероприятие

По этим ссылкам вы сможете познакомиться со следующими документами:

Сценарий презентации детского творческого проекта: «Волга – матушка – река»https://doc-14-8k-docs.googleusercontent.com/docs/securesc/jk3vrv05mdd64pbh96dtc5lkcb1k4s7f/rf56kafejuisa9j6vv99s1j8btpooaiu/1341223200000/13781629283158873552/13781629283158873552/0BzdftxqH3gPnSzJueGMwSU9jNFU?e=download&nonce=q23kiu36v1rf6&user=13781629283158873552&hash=2goi6pifpcgj7he023b5nidq53licafc

Презентация детского творческого проекта: «Волга – матушка – река»ht tps://docs.google.com/document/d/1bBotyK6eH3EyvyolgwBQP1-pH8e6hakta2CtkFro2Bs/edit

Приложение 1

Приложение 2