Паспорт проекта
Проект, выполняемый в рамках внеурочной деятельности.
Срок реализации проекта: долгосрочный (год).
Учебный предмет: литературное чтение, краеведение.
Учебные дисциплины, близкие к теме проекта. Технология, ИЗО, музыка, Окружающий мир.
Возраст учащихся, на который рассчитан проект. 3 класс (9-10 лет)
Тип проекта: информационный, творческий.
Цель проекта
- Практическая:
- издание сборника стихов астраханских авторов ««Волга –матушка –река»»,
- создание макета – диорамы «Дельта Волги – заповедный край».
- Педагогическая:
- формирование чувства патриотизма, любви к Родине, гордости за ее прошлое и настоящее, стремлении и готовности её защищать и участвовать в созидательной деятельности во имя Отечества.
Задачи проекта следует рассматривать как пути достижения педагогической цели, а именно формирование:
- системы нравственно-патриотических ценностей личности;
- творческого поведения;
- экологического мышления;
- коммуникативной компетентности;
- познавательной компетентности;
- навыков работы на компьютере.
Вопросы проекта
- Почему Волгу называют Волгой – матушкой?
- Как Волга повлияла на духовность народов России, став лирическим образом для создания песен, частушек, поэм, загадок.
- Можно ли считать дельту Волги заповедным краем?
- История Волги в Великой Отечественной войне.
Актуальность проекта
За последнее время в российском обществе значительно усилились националистические настроения. В молодежной среде очень часто проявляются негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. Резко возросла и «помолодела» преступность. За последнее десятилетие потеряно целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны.
Отсюда одним из острых вопросов является вопрос патриотического воспитания современной молодежи. Быть патриотом – естественная потребность людей, удовлетворение которой выступает как условие их материального и духовного развития, утверждения гуманистического образа жизни, осознание своей исторической культурной, национальной и духовной принадлежности к Родине и понимание демократических перспектив ее развития в современном мире.
Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями в глубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что Родина дороже отца и матери. Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» В толковом словаре В.И. Даля слово «патриот» означает «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник». Патриотизм как качество личности проявляется в любви и уважении к своему Отечеству, соотечественникам, преданности, готовности служить своей Родине. В Педагогическом энциклопедическом словаре даётся следующее определение патриотизма: «…любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма.
Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное служение Отечеству. Он был и остаётся нравственным и политическим принципом, социальным чувством, содержание которого выражается в любви к своему Отечеству, преданностью ему, гордости за его прошлое и настоящее, стремлении и готовности его защищать.
Одним из самых востребованных направлений воспитания в современной школе является формирование чувства патриотизма, любви к Родине, гордости за ее прошлое, стремления участвовать в созидательной деятельности во имя Отечества. Данный проект ставит своей целью создание наиболее оптимальных условий для воспитания этих качеств, как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности.
Проект позволяет формировать у школьников исследовательское поведение, экологическое мышление, овладевать компьютерными технологиями, совершенствовать коммуникативные навыки, на историческом и литературном материале. Дети знакомятся с историей возникновения названия реки «Волга», а также с литературным и фольклорным творчеством народностей, живущих по берегам великой реки. Ищут ответ на вопросы проекта:
– Почему река Волга является важнейшим водным
ресурсом нашего края?
– Можно ли считать дельту Волги заповедным
краем?
– Почему лотос называют «Жемчужиной»,
«Каспийской розой» дельты Волги?
– История Волги в Великой Отечественной войне.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление знаний и социального опыта жизни в своем городе, доме – месте, где он родился. Гордостью Астрахани по праву считается река Волга, именно поэтому проект носит такое яркое, душевное название «Волга – матушка – река». Знакомство с достопримечательностью края, через участие в создании творческого проекта позволяет детям в процессе самостоятельной деятельности узнать о Волге то, что будет сопровождать их всю жизнь – чувство гордости и особенности. Позволит почувствовать причастность к священным истокам и традициям, гордиться званием волжанин – гражданин и патриот своей страны.
Защита проекта проводится в форме открытой презентации, на которую приглашены учащиеся начальной школы, родители, учителя естественнонаучного цикла основной школы.
Состав проектной группы
Управление проектом
Действия |
Сроки и кол-во занятий |
Ответственные |
Ресурсы |
Результаты |
1. Совещание членов творческой группы. Постановка проблемы, определение целей и задач проекта | Сентябрь | Руководитель проекта и творческая группа (без родителей). | Опыт других педагогов, методические рекомендации по социальному проектированию | Протокол совещания. Заключение договоров. Составление плана совместной работы. |
2. Родительское собрание | Сентябрь | Классный руководитель и родители | Презентация и доклад "Воспитание гражданина и патриота". | Протокол родительского собрания. Анкеты для родителей |
3. Классный час "Издалека долго течет река Волга" | Сентябрь | Классный руководитель | Сценарий классного часа, презентация | Протокол классного часа. (принятие детьми темы проекта, распределение ролей и обязанностей, выбор деятельности по интересу) |
4. Экскурсия в краеведческий музей по теме: «Дельта Волги – заповедный край» | Октябрь | Классный руководитель. Работники музея и родители | Музей, рассказ экскурсовода | Поиск, систематизация собранного
материала по темам: Почему река Волга является
важнейшим водным ресурсом нашего края? Можно ли считать дельту Волги заповедным краем? Почему лотос называют «Жемчужиной», «Каспийской розой» дельты Волги? История Волги в Великой Отечественной войне. |
5. Библиотечный урок | Октябрь | Классный руководитель, библиотекарь | Библиотека, интернет | Поиск и систематизация собранного
материала по теме: Почему Волгу называют Волгой
– матушкой? Как Волга повлияла на духовность народов России, став лирическим образом для создания песен, частушек, поэм, загадок. |
6. Практическое интерактивноe занятие в Музейно-культурном центре "Дом купца Г.В.Тетюшинова" | Ноябрь | Классный руководитель, родители, работники музея | Сувенир своими руками | Сувенир амулет на удачу. |
7. Теоретические занятия по сбору материала для сборника «Волга – матушка – река» | Октябрь – ноябрь | Классный руководитель | Библиотека, интернет | Поиск, систематизация собранного
материала по темам: Почему река Волга является
важнейшим водным ресурсом нашего края? Можно ли считать дельту Волги заповедным краем? Почему лотос называют «Жемчужиной», «Каспийской розой» дельты Волги? История Волги в Великой Отечественной войне. |
8. Практические занятия по индивидуальным и групповым проектам | Октябрь –декабрь | Классный руководитель | Собранный по темам материал | Проекты детей по следующим темам: «Река Волга – важный водный ресурс» «Из истории возникновения реки Волга» «Легенды народов о Волге» «Важные метры до Волги» «Дельта Волги – заповедный край» |
9. Практические занятия по созданию сборника «Волга – матушка – река» | Декабрь февраль | Классный руководитель | Собранный по теме материал, рисунки детей | Сборник «Волга – матушка – река». |
10. Родительское собрание "Презентация сборника «Волга – матушка – река» | Февраль | Классный руководитель и родители | Презентации проектов детей. | Протокол собрания. Видеофильм «Наш класс создаёт проект» |
11. Конкурс – выставка эскизов макета «Дельта Волги – заповедный край» | Декабрь | Классный руководитель | Рисунки эскизов макета «Дельта Волги – заповедный край» | Победитель конкурса и эскиз макета «Дельта Волги – заповедный край» |
12. Совещание членов творческой группы. Составление сметы по эскизу победителя конкурса рисунков | Январь | Классный руководитель и родители | Эскиз, прайс листы материалы на изготовление макета «Дельта Волги – заповедный край» | Смета |
13. Практические занятия по созданию макета «Дельта Волги – заповедный край» | Январь апрель | Классный руководитель | Макет «Дельта Волги – заповедный край» | Макет «Дельта Волги – заповедный край» |
14. Репетиции презентации проекта «Волга – матушка – река» | Апрель | Классный руководитель | Сценарий презентации, макет «Дельта Волги – заповедный край», сборник «Волга – матушка – река». | Сценарий презентации |
15. Родительское собрание "Презентация макета «Дельта Волги – заповедный край» | Май | Классный руководитель и родители | Презентации проектов детей. | Протокол собрания. |
16. Презентация проекта «Волга – матушка – река» | Май | Классный руководитель и родители | Общешкольное мероприятие (защита проектов), награждение участников проекта | Общешкольное мероприятие |
По этим ссылкам вы сможете познакомиться со следующими документами:
Сценарий презентации детского творческого проекта: «Волга – матушка – река»https://doc-14-8k-docs.googleusercontent.com/docs/securesc/jk3vrv05mdd64pbh96dtc5lkcb1k4s7f/rf56kafejuisa9j6vv99s1j8btpooaiu/1341223200000/13781629283158873552/13781629283158873552/0BzdftxqH3gPnSzJueGMwSU9jNFU?e=download&nonce=q23kiu36v1rf6&user=13781629283158873552&hash=2goi6pifpcgj7he023b5nidq53licafc
Презентация детского творческого проекта: «Волга – матушка – река»ht tps://docs.google.com/document/d/1bBotyK6eH3EyvyolgwBQP1-pH8e6hakta2CtkFro2Bs/edit