Заметки "Радостное чтение". Часть I

Разделы: Начальная школа


В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, одно из которых «достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя…». В данном требовании просматривается взаимосвязь между успеваемостью и речевым развитием ребенка. Это же отмечают и психологи, которые из 200 факторов, влияющих на успеваемость, на первое место ставят самый важный – скорость чтения.

Исследования показывают, что темп чтения от 120 до 150 слов в минуту позволяет ученику лучше понимать прочитанный текст. Это тот диапазон, к которому в течение столетий приспособилось мышление человека, приспособился его артикуляционный аппарат. Если скорость чтения до 120 слов в минуту или свыше 180 и более слов в минут понимание текста при этом ухудшается.

Ребенок, с низкой техникой чтения, испытывает большие затруднения при выполнении домашних заданий. Он имеет низкую учебную мотивацию и повышенную учебную тревожность. Обучение в школе для него – это не столько удовольствие, сколько мука.

Как сделать так, чтобы простое чтение стало РАДОСТНЫМ чтением? А РАДОСТНОЕ чтение стало средством к повышению успеваемости? Как сформировать навык правильного и беглого чтения?

Согласно теории Н.А. Бернштейна (1947 г.) об уровневом принципе формирования навыков, любой навык и операции, из которых он состоит, на начальном этапе своего формирования осуществляются под контролем сознания. По мере совершенствования навыка отдельные операции автоматизируются и их регуляция осуществляется уже в более свернутом виде, вне контроля сознания. В завершение этого процесса под контролем сознания остается только конечный результат.

Навык чтения является одним из сложнейших навыков человеческой деятельности. Это длительный процесс, он включает в себя несколько этапов:
а) овладение звуко-буквенными обозначениями;
б) овладение слиянием букв в слоги разной степени сложности;
в) овладение умение читать и одновременно понимать смысл читаемого слова;
г) овладение умением читать и воспринимать прочитанное в качестве частей смыслового целого: словосочетания, предложения, текста.

Чтение характеризуется совокупностью следующих параметров:

  • Способ (побуквенный, послоговой, смешанный – слог +слово или слово+слог, целыми словами, группами слов);
  • Скорость;
  • Правильность;
  • Автоматизированность;
  • Понимание прочитанного.

В начале обучения чтению ребенок учится соединять буквы в слоги и слова, и этот процесс является сложным умственным трудом. На этом этапе ученик тратит много времени и усилий на осознание выполняемых им действий, и постепенно навык автоматизируется.

Процесс автоматизации правильного навыка чтения протекает по-разному, в зависимости от уровня речевого и интеллектуального развития ребенка. Овладевая технической стороной чтения, ученик последовательно переходит от одного этапа к другому: от чтения элементарных единиц (буквы, слоги) к более комплексным (слова, словосочетания).

Не следует переходить от одного этапа к другому, если учащийся не достиг определенных умений на предыдущем уровне, так как это будет тормозить дальнейшую работу.

Какие приемы способствуют формированию правильного навыка чтения?

Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому если вы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ними небольшие по объему упражнения. Было бы гораздо лучше, если бы домашняя тренировка проводилась тремя порциями по 5 минут. Небольшой абзац ребенок прочитывает и пересказывает его содержание. Через час-два еще одна порция. Перед сном еще одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем тренировки в течение часа-полутора за один прием.

Жужжащее чтение было одним из основных элементов обучения чтению в школе В.А. Сухомлинского. Что же такое жужжащее чтение? Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, кто-то медленнее.

Ежеурочные пятиминутки чтения. Каким образом идет обучению чтению? Просто у каждого ребенка на парте лежит книга. И любой урок – будь то чтение, пение, рисование, математика – начинается с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, закрывают книгу и дальше идет обычный урок.

Чтение перед сном дает хорошие результаты. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию.

Режим щадящего чтения подойдет, если ребенок не любит читать. В самом деле: если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. Режим щадящего чтения, о котором мы говорим, – это такой режим, когда ребенок прочитает одну-две строчки и после этого получит кратковременный отдых. Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы: две строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку – отдохнул. Следующий кадр – опять две строчки прочитал, опять картинку посмотрел… Можно вполне рекомендовать родителям, дети которых читают неохотно, этот прием обучения.

Развитие оперативной памяти. Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Что это значит? Например, ребенок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до третьего-четвертого слова, забыл первое слова. Поэтому он никак не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью.

Делается это с помощью зрительных диктантов, тексты которых разработаны профессором И.Т. Федоренко и И.Г. Пальченко, упражнений, которые представляются наиболее эффективными. Это такие упражнения: многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

При проведении многократного чтения следует учитывать, что скорость чтения у детей различна. Поэтому не следует задавать одинаковый по объему отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени.

Проводится это практически таким образом. После того как начало нового рассказа прочитано учителем и осознанно, осмысленно учениками, учитель предлагает начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение одной минуты. По истечении минуты каждый из учеников отмечает, до какого слова он успел дочитать. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. При этом ученик снова отмечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатом первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше (кто-то на два слова, кто-то на 5, кто-то на 15 слов больше). Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции учеников, им хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует читать один и тот же отрывок. Лучше изменить задание и потренировать на этом же отрывке текста артикуляционный аппарат, т.е. использовать следующее упражнение в системе Федоренко – Пальченко (чтение в темпе скороговорки).

При чтении в темпе скороговорки не следует уделять внимание выразительности чтения, нельзя ставить одновременно две взаимоисключающие друг друга задачи. Это упражнение предназначено только для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности чтения здесь понижены, но зато повышены требования к четкости прочтения окончаний слов. Окончания слов не должны «проглатываться» учениками, они должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд. Затем учитель начинает третье упражнение, обращаясь к ребятам так: «Теперь, пожалуйста, снова читайте текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно». Дети прочитывают знакомую часть текста до конца, и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. И вот здесь совершается маленькое чудо, по выражению И.Г. Пальченко. Чудо это состоит в том, что ребенок, несколько раз, прочитавший один и тот же отрывок текста в повышенном темпе чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе.

И наконец, о том, почему эти заметки названы «Радостное чтение». Разве чтение – это обязательно развлечение, увеселение? Нет, конечно, чтение – это труд. Но этот труд должен стать для будущего читателя желанным и радостным не когда-нибудь в неведомом «потом», а сейчас когда он впервые опустил глаза в книгу. Хорошо бы с этого момента и на всю жизнь ребенку открылось чтение без принуждения, чтение с увлечением, – иными словами, радостное чтение. Там где РАДОСТНОЕ чтение, там и успехи в учёбе.