Урок по теме "Теорема о сумме углов треугольника"

Разделы: Математика


Презентация. (Слайд 1)

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:

  • Образовательные:
    • рассмотреть теорему о сумме углов треугольника,
    • показать применение теоремы при решении задач.
  • Воспитательные:
    • воспитание положительного отношения учащихся к знаниям,
    • воспитывать в учащихся средствами урока уверенность в своих силах.
  • Развивающие:
    • развитие аналитического мышления,
    • развитие «умений учиться»: использовать знания, умения и навыки в учебном процессе,
    • развитие логического мышления, способности четко формулировать свои мысли.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, карточки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Сегодня на уроке мы вспомним определения прямоугольного, равнобедренного, равностороннего треугольников. Повторим свойства углов треугольников. Применяя свойства внутренних односторонних и внутренних накрест лежащих углов докажем теорему о сумме углов треугольника и научимся применять ее при решении задач.

II. Устно (Слайд 2)

1) Найти на рисунках прямоугольный, равнобедренный, равносторонний треугольники.
2) Дать определение этим треугольникам.
3) Сформулировать свойства углов равностороннего и равнобедренного треугольника.

4) На рисунке KE II NH. (слайд 3)

– Укажите секущие для этих прямых
– Найти внутренние односторонние углы, внутренние накрест лежащие углы, назвать их свойства

III. Объяснение нового материала

Теорема. Сумма углов треугольника равна 180о

По формулировке теоремы, ребята строят чертеж, записывают условие, заключение. Отвечая на вопросы, самостоятельно доказывают теорему.

Дано:

Доказать:

Доказательство:

1. Через вершину В треугольника проведем прямую BD II AC.
2. Указать секущие для параллельных прямых.
3. Что можно сказать об углах CBD и ACB? (сделать запись)
4. Что мы знаем об углах CAB и ABD? (сделать запись)
5. Заменим угол CBD углом ACB
6. Сделать вывод.

IV. Закончи предложение. (Слайд 4)

1. Сумма углов треугольника равна …
2. В треугольнике один из углов равен , другой , третий угол треугольника равен …
3. Сумма острых углов прямоугольного треугольника равна …
4. Углы равнобедренного прямоугольного треугольника равны …
5. Углы равностороннего треугольника равны ...
6. Если угол между боковыми сторонами равнобедренного треугольника равен 1000, то углы при основании равны …

V. Немного истории. (Слайды 5-7)

Доказательство теоремы о сумме углов треугольника «Сумма внутренних
углов треугольника равна двум прямым» приписывают Пифагору (580-500 г.г. до н.э.)

Древнегреческий ученый Прокл (410-485 г.г. н.э.),
комментируя первую книгу «Начал» Евклида, утверждал,
что согласно Евдему Родосскому (IV в. до н.э.),
написавшему первую в мире историю математики,
это доказательство было открыто еще пифагорейцами (V в. до н.э.).
Прокл в своих комментариях приводит доказательство, основанное на чертеже:

В книге «Начал» Евклид излагает другое доказательство теоремы о сумме углов треугольника,
которое легко понять с помощью чертежа:

VI. Следствие из теоремы (Слайд 8)

Сколько острых углов может быть у треугольника? (Объяснить)

1. Ни одного;
2. Один;
3. Два;
4. Три.

Вывод. У любого треугольника хотя бы два угла острые.

VII. Самостоятельная работа по индивидуальным карточкам

Вычисли величины неизвестных углов в данных треугольниках и соедини стрелками чертежи с соответствующими ответами. (Слайд 9)

VII. Решение задач

(Слайд 10)

1. Найдите углы треугольника, если они пропорциональны числам 1,2,3.

IX. Рефлексия

Закончить предложение (Слайд 11)

  • Я сегодня повторил …
  • Я сегодня узнал …
  • Я сегодня научился …
  • У меня возникли затруднения…

X. Задание на дом (Слайд 12)

П 33 № 18 (2), 19 (2), 22(2), 23(2)