Пояснительная записка
Интегрированный урок – одно из новшеств современной методики. Эта технология смело вторгается в непоколебимые школьные программы и связывает на первый взгляд несовместимые предметы.
Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
Нестандартная форма проведения уроков, дает возможность:
- Использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков.
- Они снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключений на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти школьников.
Интегрированные уроки отличается от обычных уроков следующими особенностями:
- предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала;
- логической взаимообусловленностью, взаимообязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;
- Большой информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке
Цель урока:
- Выяснить основные пути освоения Сибири в XVII в.;
- Развивать умение анализировать, навыки работы с картой, определять и объяснять понятия;
- Воспитание патриотизма и любви к малой Родине
Новые термины: острог, волок, ясак, «угожие места», струг.
Оборудование: карта Иркутской области, контурная карта Иркутской области, атлас Иркутской области, мультимедийное оборудование.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: интегрированный: география и история.
Персоналии: Мессершмидт, Даниэль Готлиб (1685-1735), Иоганн Готлиб Георги (1729-1802), Обручев Владимир Афанасьевич (1863-1956), Семен Ремезов, Иван Галкин, Максим Перфильев, Яков Похабов, Аввакум Петров.
Опережающее задание
История. Три группы: Илимский острог, Братский острог, Иркутский острог. Каждая группа собирает сведения о данном остроге используя таблицу, собранную информацию анализируют и представляют в виде презентации, защищают докладом.
вопросы | ответы |
Название | |
Год основания | |
Географическое положение | |
Численность населения | |
Основные занятия | |
Персоналии | |
Настоящее время |
География. Сообщения о исследователях
Литература:
- Рабецкая З.И. «История Земли Иркутской», – Иркутск, ост.-сиб.кн.изд, 2003.
- Зуев А.С. Сибирь: вехи истории (XVI-XIX вв.), – Новосибирск, «ИНФОЛИО-пресс», 1998.
- Иркутск: три века. Иркутск, 1986.
- Зверев В.Л., Кузнецова Ф.С. История Сибири: Хрестоматия по истории Сибири. Часть I: XVII – нач.XX века. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений, Издательство «ИНФОЛИО», 2003.
- Бояркин В.М., Бояркин И.В.. География Иркутской области. Учебное пособие для 8 кл., ИД «Сарма», 2007.
Данный урок успешно апробирован и вставлен в тематическое планирование.
Ход урока
На доске тема урока. (Слайд 1. тема)
План урока:
- Выяснить, какие пути были выбраны казаками
- Узнать историю первых острогов Иркутской области и определить их географическое положение
- Определить значение присоединения Прибайкалья к России
I. Пути освоения Сибири
Учитель истории: Сегодня наш урок посвящен истории исследования и освоения территории Иркутской области. История исследования и освоения природных условий и ресурсов области начинается с XVII в. именно в это время первых русские землепроходцы небольшими отрядами стали продвигаться с Западной Сибири на Восток, открывая и присоединяя новые земли к русскому государству.
Учитель географии: Географическое положение, территория и крайние точки Иркутской области (Иркутская область расположена в центральной части Евроазиатского материка. Территория области охватывает юг Среднесибирского плоскогорья и бассейны верхних течений рек Ангары, Лены и Нижней Тунгуски.
Площадь территории – 775,1 тыс. кв. км.
Крайние точки области имеют координаты: южная – 51с.ш., северная – 64с.ш., западная – 95 в.д., восточная – 119 в.д. Протяженность границы области – 7240 км. Естественными границами области являются на юго-западе горы Восточного Саяна, на юга Хамар-Дабана, на востоке оз. Байкал, Байкальский хребет, хребты Делюн-Уранский и Кодар, Патомское нагорье.)
Задание: Используя атлас «Иркутск и Иркутская область» с.18
- Нанесите на контурную карту и подпишите крайние точки области;
- Обведите административную границу области;
- Нанесите и подпишите естественные границы области и крупнейшие реки (Лена, Нижняя Тунгуска, Ангара, Киренга, Витим).
Учитель истории: сообщает о С. Ремезове.
РЕМЕЗОВ Семён Ульянович (1642 – после 1720), географ, картограф и историк. Составил первый русский географический атлас из 23 карт –"Чертёжную книгу Сибири" (1699-1701); труды по истории Сибири (Ремезовская летопись, конец 17 в.). (Источник: Энциклопедия "Отечество")
Семен Ульянович (1642 – после 1720), выдающийся географ и историк Сибири. Сын служилого сибирского человека Ульяна Ремизова.
В 1680-е Ремезов являлся «сыном боярским» и сборщиком даней, жил в Тобольске. В к. XVII – н. XVIII в. он был одним из строителей Тобольского кремля. В 1712 получил дворянство. В 1698 он вместе с сыном Семеном создал «Чертеж всей Сибири», а в 1701 вместе с сыновьями Семеном, Леонтием и Иваном – атлас из 23 карт, который специалисты оценивают как «вершину географических достижений русских людей XVII в.». Эта работа была обобщением трудов предшественников Ремезова, давала разнообразные характеристики отдельных сибирских регионов, намечала методы и пути использования природных богатств восточного края России. Ремезов являлся автором ряда трудов по истории, этнографии и топографии Сибири. Наиболее выдающейся из его работ была «История Сибири» («Ремезовская летопись»), созданная им вместе с сыновьями в к. XVII в. При ее написании Ремезов использовал много архивных материалов, устные рассказы пришлых и местных людей, записки своих предшественников, сибирские летописи, а также результаты собственных исследований. Им был проведен источниковедческий анализ сведений по истории Сибири. Труды Ремезова в области географии и истории до сих пор представляют большую ценность. (Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация")
Одна из карт, собранная С. Ремезовым, сейчас перед вами.
Задание: рассмотрите карту и определите, чем она отличается от современных карт.
Как вы считаете, какой путь выбрали казаки для освоения Сибири?
С 20-х годов XVII в. началась русская колонизация Прибайкалья. Важным опорным пунктом проникновения сюда русских стал Енисейский острог. В 1620 г. енисейские казаки узнали о существовании бурят, об обширности и богатстве этого края.
! ОСТРОГ –
За 3 года, преодолевая сопротивление со стороны бурят и природные трудности, они проплыли ок. 8 тысяч километров по северным рекам. Затем из района Верхоленска коротким путем по Усть-Ордынской степи вышли к Балаганску и на стругах по Ангаре возвратились в Енисейск.
!СТРУГ –
В 1628 г. из Енисейска направились к Байкалу две партии казаков. Одна – во главе с десятником Василием Бугром дошла до верховьев Лены. Другая – во главе с атаманом Максимом Перфильевым – достигла бурятских стойбищ по Ангаре и впервые собрала ясак.
! ЯСАК –
Два года спустя отряд казаков под командой Петра Бекетова преодолел ангарские пороги и перешел на Оку. Буряты добровольно согласились платить ясак пушниной. Для сбора ясака и управления присоединенными к России территориями стали строить остроги.
II. Первые остроги
Выступление учеников (3-5 минут): Илимский острог, Братский, Иркутский острог.
Задание: отметить на карте географическое положение и дату основания острога.
!ВОЛОК –
III. Значение присоединения Прибайкалья к России
Задание: самостоятельно определяем, какое значение имело присоединение Прибайкалья к России для русских и коренных жителей Сибири
- Объединение племен и народностей Прибайкалья, как и всей Сибири, с Россией способствовало обогащению их культур
- От русских буряты переняли пашенное земледелие, различные ремесла, познакомились с новыми зерновыми культурами (рожь, овес, пшеница).
- В свою очередь русские заимствовали у бурят некоторые навыки ухода за скотом
- Под влиянием русских буряты стали строить деревянные избы вместо войлочных юрт
- Русские изучали многовековой охотничий опыт коренных народов. Местные племена и народности получали от русских металлические изделия, ткани, ружья, порох, соль.
- Быстрыми темпами началось заселение и освоение края
- Около одной трети прибывших сюда крестьян были ссыльными поселенцами
- Население росло за счет оседания тех, кто бежал от крепостной неволи или скрывался от наказания
- Их привлекали не только свободные земли, но и богатство сибирской природы. Воеводам предписывалось искать не только «угожие места» для пашни, но и разведывать залежи железа, меди, серебра, золота, слюды
- Особый интерес у пришлых людей вызывала пушнина. Погоня за пушниной в XVII в. приобрела характер «соболиной горячки». «Мягкая рухлядь», так называли пушнину, представляла большой интерес и для государственной казны
! «УГОЖИЕ МЕСТА»-
IV. Подведение итогов
Учитель сообщает: вместе с казаками пришли в Сибирь и ученые, которые занимались изучением географии, биологии и т.д. Эти исследования начались ещё с XVII века.
Сообщения учеников. (Мессершмидт, Даниэль Готлиб (1685-1735), Иоганн Готлиб Георги (1729-1802), Обручев Владимир Афанасьевич (1863-1956)).
Так в Иркутске 1851 г. появился ВСОРГО (Восточно-Сибирское отделение Русского географического общества), в настоящее время в этом здании находится краеведческий музей, а имена ученых можно увидеть на его стенах.
Домашнее задание:
- Отметить на карте пути землепроходцев, основанные ими остроги и даты их основания
- От имени путешественника составить «Дневник событий»
Выставление оценок.