Открытая непосредственно образовательная деятельность по рисованию в старшей группе ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


Возраст: 5-6лет.

Цели в образовательной области «Художественное творчество»:

  • формировать эстетическое отношение к окружающему миру посредством развития умения создавать художественные образы; формировать умение соотносить художественный образ и средства выразительности;
  • развивать умение воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; развивать творческое воображение, чувства формы, цвета; закрепить способы и приёмы рисования различными изобразительными материалами (цветными мелками, цветными карандашами, фломастерами, гуашью, акварельными красками);

в образовательной области «Познание»:

  • развивать умения мысленно анализировать и сравнивать предметы по форме, находя общее, развивать представление о том, как из одной формы сделать другую;

в образовательной области «Коммуникация»:

  • закреплять умения отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения;

в образовательной области «Чтение художественной литературы»:

  • формировать умение внимательно и заинтересованно слушать сказки и стихотворения; формировать эмоциональное отношение к литературным произведениям; развивать интерес к художественной литературе;

в образовательной области «Физическая культура»:

  • развивать умение выполнять движения, слушая образную речь педагога;

в образовательной области «Социализация»:

  • воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, уважительного отношения к окружающим, скромности, развитие сочувствия и отзывчивости.

Интеграция областей: «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Социализация».

Предварительная работа: рассматривая зимние и летние пейзажи, сюжетные картинки,  слушая стихотворения, рассказы и сказки об этих временах года,  дошкольники обобщили признаки зимы и лета, расширили знания о видах спорта и развлечениях, которыми можно заниматься в эти времена года; на предыдущей непосредственно-образовательной деятельности  дошкольники побывали в волшебном городе Кляксундия и рисовали кляксы цвета лета разными способами с помощью гуаши: наносили с помощью маленькой ложечки немного цветной жидкости и либо раздували её через трубочку или соломинку в разные стороны, либо складывали лист пополам и, развернув его, обнаруживали одно или два разноцветных пятна (если два пятна, то разрезали лист пополам); опускали нитку в гуашь, далее выкладывали из неё на листе изображение, оставив один конец свободным, потом накрывали вторым листом сверху и, придерживая его рукой, вытягивали нитку за кончик. В конце непосредственно-образовательной деятельности дошкольники выбрали ту кляксу, которая им более всего понравилась. После этого они её вырезали.

Наглядные пособия:

1) на фоне зелёной травы репродукции картин о зиме: И.Шишкина «На севере диком», В.Васнецова «Снегурочка», И.Грабарь «Февральская лазурь», И.Грабарь «Иней. Восход солнца» (До открытой непосредственно-образовательной деятельности воспитатель проводил дидактическую игру «Зима в гостях у лета». Её цель состояла в  формировании эстетического отношения к окружающему миру посредством развития умения воплощать в художественной форме свои представления, мысли о зиме и лете; в развитии творческого воображения, чувства цвета. В качестве зимы использовал знакомые детям репродукции картин о зиме. Дети решали вопрос: как показать, что зима в гостях у лета? Дошкольниками было выдвинуто много идей. Выбрали следующую: принести из дома зелёные обои и поселить на них зиму. На следующий день дети в самостоятельной художественной деятельности на зелёные обои  прикрепили  репродукции знакомых картин о зиме, распечатанных воспитателем на цветном принтере, а на пустующие между репродукциями места приклеили вырезанные ими из цветной бумаги кусты зелёной травы)  

2) на снежном фоне располагаются репродукции картин о лете: И.Шишкина «Корабельная роща», «Рожь», «Утро в сосновом бору», А.Пластова «Летнее время» (До открытой непосредственно-образовательной деятельности педагог  проводил дидактическую игру «Лето в гостях у зимы». Её цель состояла в  формировании эстетического отношения к окружающему миру посредством развития умения воплощать в художественной форме свои представления, мысли о лете и зиме; в развитии творческого воображения, чувства цвета. Воспитатель высказал мысль: «Так как зима побывала в гостях у лета, то и лето хочет побывать в гостях у зимы. Как же это изобразить?» В качестве лета предложил детям знакомые им репродукции картин о лете. Один из дошкольников сказал, что принесёт из дома светло-голубые обои, которые можно превратить в снег. На следующий день он принёс переливающиеся, как снег, светло-голубые обои, объяснив, что переливчатость сделал сам, высыпав на них мамины блёстки. В самостоятельной художественной деятельности дошкольники прикрепили на принесённые обои репродукции знакомых картин о лете, распечатанных воспитателем на цветном принтере, а на пустующие между репродукциями места приклеили вырезанные ими из белых салфеток снежинки, так как из салфеток снежинки пушистее, чем из белой бумаги)

3) чудо-дерево, у которого вместо кроны иллюстрации из детских книг следующих художников: М. Афанасьевой (1978г. изд.), И. Година (1985г. изд.), В. Лебедева (1985г. изд.), С. Денисова (1984г. изд.), С. Бордюг. и Н. Трепенок (1984г. изд.). (До открытой непосредственно-образовательной деятельности воспитатель проводил дидактическую игру «Дары лета». Её цель состояла в  формировании эстетического отношения к окружающему миру посредством развития умения воплощать в художественной форме свои представления, мысли о лете; в развитии творческого воображения, чувства цвета, формы. В начале игры дошкольники рассматривали иллюстрации книг, рассказывающие о том, какие занятия дарит детям лето. Далее они решали вопрос: как же изобразить все дары лета, представленные в виде иллюстраций,  одновременно, связав их воедино? Одним из предложений и было создать чудо-дерево. Воспитатель предложил в качестве ствола коричневую большую стенку от шкафа, к которой можно прикрепить крону-иллюстрации, но нельзя рисовать, поэтому для создания ствола и веток дал им белую самоклейку.)

Материалы, инструменты, оборудование: зелёные снежинки, mp3 «Романтические звуки природы»: «Summer sunsets», летние кляксы, созданные детьми на прошлой непосредственно-образовательной деятельности и вырезанные ими после неё, листы белой и цветной бумаги для офисной техники, клей, цветные мелки, цветные карандаши, фломастеры, гуашь, акварельные краски, кисточки, баночки с водой, большой кусок прозрачного целлофана, липкая лента.

Сценарий:

Завязка

В кабинет для рисования входят дети и видят, что на фоне зелёной травы висят знакомые им репродукции картин о зиме: И.Шишкина «На севере диком», В.Васнецова «Снегурочка», И.Грабарь «Февральская лазурь», И.Грабарь «Иней. Восход солнца»,– а на снежном фоне располагаются уже знакомые им репродукции картин о лете: И.Шишкина «Корабельная роща», «Рожь», «Утро в сосновом бору», А.Пластова «Летнее время». Возгласы дошкольников: «Ух ты? Что случилось? Неужели зима перепуталась с летом или они пришли друг к другу в гости? Почему же это произошло? А лето теперь наступит? А как же им помочь?» Если не слышно возгласов, то воспитатель, приведший их, обращает внимание детей на произошедшее недоразумение: «Ребята, посмотрите: зима расположилась на летней зелёной травке, а лето приютилось среди сверкающих снежинок. Что же случилось?»

Проблема

В это же время появляется фея Обережка: «Здравствуйте, ребята, меня зовут фея Обережка. Я живу в Королевстве Добросердечных  Волшебств. Я очень люблю природу и оберегаю её от зла и опасностей. Дома я дружу с озорной феей Фантазёркой. Она очень большая выдумщица, шутница и очень любит сюрпризы. Однажды Фантазёрка решила разыграть меня: она перепутала времена года (весну с осенью, а зиму с летом). Я вначале очень расстроилась, но потом поняла, что это дело рук моей шутницы-подруги. С помощью волшебства мне удалось расколдовать весну и осень, а вот зиму и лето – нет. Тогда я пошла к Фантазёрке и попросила её помочь исправить собственное озорство. Фантазёрка же весело ответила: «Милая, Обережка, не расстраивайся, тебе помогут дети из «Детского сада №6» из группы «Одуванчик». Пусть они нарисуют ответ на вопрос, которым заканчивается стихотворение Ояра Вациетиса «Где живёт зима летом?»:

Летом зима залезает на полки,
Там, где ушанка,
Свитер, фуфайка,
Где рукавицы в шкафу.
Летом зима квартирует в чулане
Вместе с коньками,
С санками вместе,
С лыжами рядышком спит.
Летом в киоске она проживает,
Где эскимо и пломбир.
Ну, а когда замелькают снежинки,
С полок она, отряхнувшись, слезает,
Лето уходит в чулан.
Может быть, прячется лето в киоске?
Этого нам разузнать не удастся:
Заперт зимою киоск.
А где живёт лето зимой?»

Кроме того, она добавила, что зима и лето смогут распутаться, и лето наступит только в том случае, если вы превратите кляксу, созданную вами недавно, в то место, где живёт лето зимой. Ребята, вы, действительно, недавно рисовали кляксу? А подойдёт ли она нам сегодня?»

Дошкольники вспоминают, что на прошлой непосредственно-образовательной деятельности они побывали в городе Кляксундия и рисовали в нём, именно, летние кляксы, поэтому, конечно, их можно превратить в то место, где живёт лето зимой. Если дети не вспомнили, что кляксы были летними, то воспитатель напоминает им об этом.

Фея Обережка: «Ребята, я вам для превращения даю белые и цветные листы бумаги, на которые вы можете приклеить свои кляксы, цветные мелки, цветные карандаши, фломастеры, гуашь и акварельные краски. Они уже лежат на ваших столиках. А сейчас я вас превращу в маленьких художников: буду обсыпать волшебными травянистыми снежинками и произносить слова-заклинания, которое вы должны выполнять в этот момент, а после этого вы начнёте рисовать».

Она обсыпает детей зелёными снежинками: «Ребята-снежинки, кружитесь, кружитесь… Скорее в травку вы превратитесь и к солнышку потянитесь… Травка ветерком качается, качается…, превращение в художников начинается». В это же время начинает звучать музыка о лете («Романтические звуки природы»), которую дошкольники слышат до конца своей творческой деятельности на НОД. Фея Обержка: «Ребята, пожалуйста, обязательно придумайте название своему рисунку».

Дети садятся на свои места, где уже лежат их кляксы, выбирают для фона белую или цветную бумагу и приклеивают на неё свою кляксу. После этого дошкольники выбирают средства превращения кляксы в то место, где живёт лето зимой: цветные мелки, цветные карандаши, фломастеры, гуашь или акварельные краски – и рисуют. Если слабый ребёнок не может превратить пятно, то фея Обережка предлагает ему рассмотреть наглядность «Лето в гостях у зимы» и подойти к чудо-дереву, и полюбоваться его кроной, пытаясь увидеть где-нибудь на них (наглядностях) свою кляксу.

Развязка

В конце непосредственно-образовательной деятельности организуется «живая» выставка, когда дошкольники встают и показывают свои работы. Фея Обережка: «Отгадайте, как называется это место жительства лета? А как назвал, свой рисунок автор? У кого самый весёлый домик для лета? Почему вы так считаете? А как считает автор, и как он назвал свой рисунок?  У кого самый быстрый домик для лета?  Почему вы так решили? Согласен ли с вами автор, и как он назвал свой рисунок?  У кого самый спокойный домик? Что на это указывает? А что по этому поводу думает автор, и как он назвал свой рисунок? У кого самый радужный домик для лета? Почему так считаете? А как считает автор, и как он назвал свой рисунок? У кого самый летний домик? Почему вы так решили? Согласен ли с вами автор, и как он назвал свой рисунок?»

Кроме того, фея Обережка просит помочь ей прикрепить уже готовые рисунки с помощью липкой ленты к большому прозрачному целлофановому полотну, на котором она будет переправлять работы ребят в своё королевство.