Пояснительная записка
Материал содержит пояснительную записку к курсу, тематическое планирование, учебные тексты к каждому занятию курса, также представлена инструкция для проведения практической работы и описание лабораторных опытов, используемых на занятиях. Курс содержит раздел «Вопросы и задачи», составленные с использованием теоретического материала курса и имеющие практическую направленность, а также «Ответы и решения» на задачи и вопросы. В разделе «Это интересно знать» есть познавательный материал для использования на занятиях, также курс содержит практический материал по уходу за изделиями из тканей и кожи. В курсе есть вопросы для экскурсии в химчистку. Изучение элективного курса предполагает выполнение учащимися учебного проекта или сообщения на одну из тем курса.
Программа элективного курса
Программа элективного курса «Путешествие в мир
натуральных волокон» предназначена для учащихся
10, 11 классов.
Элективный курс рассчитан на 15 часов.
Содержание курса знакомит учеников с
классификацией волокон, их химическим составам,
свойствами, применением, а так же правилами ухода
за изделиями из натуральных тканей.
Тематика курса вооружает учащихся знаниями,
необходимыми в повседневной жизни и для будущей
производственной деятельности.
Практическая часть программы предусматривает
применение учащимися знаний, полученных при
изучении химии, биологии, физики.
Содержание программы предполагает различные
виды деятельности: лекции, семинары,
практическую работу, лабораторные опыты,
экскурсию, а также самостоятельную работу
учащихся с дополнительной литературой при
подготовке сообщений и создании инструкций по
уходу за изделиями.
После изучения курса учащиеся должны знать:
классификацию волокон, их состав, строение и
свойства. На примере натуральных волокон уметь
устанавливать взаимосвязь: строение ––> свойства
––> применение. Уметь проводить
химический эксперимент по распознаванию
волокон.
Тематический план
№ |
Темы |
Количество |
Виды деятельности учителя |
Виды деятельности учеников |
1. | Классификация волокон и их краткая характеристика. | 1 |
Лекция. | Выбор тем для сообщений и инструкций |
2. | Хлопок | 1 |
Лекция. Лабораторный опыт | Конспектирование Лабораторный опыт |
3. | Шелк | 2 |
Лекция. | Сообщения учащихся. |
4. | Шерсть | 1 |
Лекция. Лабораторный опыт | Конспектирование Лабораторный опыт |
5. | Натуральная кожа | 1 |
Лекция | Конспектирование |
6. | Уход за изделиями из натуральных тканей. | 2 |
Семинарское занятие | Представление инструкций по уходу |
7. | Практическая работа «Волокно под увеличительным стеклом» | 1 |
Правила ТБ. Практический эксперимент |
Выполнение практической работы |
8. | Экскурсия в химчистку | 1 |
Отчет об экскурсии | |
9 | Защита проектов, сообщений учеников | 2 |
Выступление, защита проекта | |
10 | Решение задач | 1 |
Обсуждение плана решения, консультации | Решение задач |
11. | Подведение итогов. Рефлексия | 1 |
Сбор информации | Письменный ответ на вопросы |
12 | Резерв | 1 |
Итого: 15 часов (в том числе 1 час резервный)
Темы для проектов или сообщений учащихся
1. История попадания шелка в Европу.
2. Преимущества и недостатки изделий из
натуральных материалов.
3. Искусственный шелк и его свойства.
4. Написать инструкция по уходу за курткой
(пиджаком, пальто) из натуральной кожи или замши.
5. Написать инструкцию по уходу за блузкой из
натурального шелка
6. Написать памятку по уходу за туфлями
(ботинками, сапогами) из натуральной кожи или
замши.
Содержание
Занятие №1. Классификация волокон и их краткая характеристика.
Материал к занятию содержит определение
понятия «Волокна», их классификацию по
происхождению и краткую характеристику волокон.
На этом занятии ученики выбирают темы для
сообщений.
Текст занятия (Приложение 1)
Занятие 2. Хлопок.
Материал к занятию содержит краткую
историческую справку о происхождении хлопка,
история хлопка на Руси; краткие сведения о
химическом составе и свойствах волокна из
хлопка.
Текст занятия (Приложение 2)
Занятие 3. Шерсть
Отличия шерсти от хлопкого волокна
Строение и свойства шерстяного волокна,
отношение шерсти к действию кислот, щелочей,
горение шерсти.
Текст занятия (Приложение 3)
Занятие 4. Шелк
Краткая характеристика шелка, его
происхождения, особенностей строения. Состав и
свойства шелка, отношение шелка к кислотам и
щелочам. Материал содержит интересные
исторические факты и практические советы.
Текст занятия (Приложение 4)
Занятие 5. Искусственный шелк
Понятие «искусственный шелк», химические
процессы, лежащие в основе получения, сравнение
искусственного шелка и натурального шелка.
Текст занятия (Приложение 5)
Занятие 6. Уход за изделиями и шёлка и шерсти
Содержит практические советы по уходу за
изделиями. На этом занятии ученики могут
представлять инструкции, которые составили,
после обсуждения может быть создана одна общая
инструкция по уходу.
Текст занятия (Приложение 6)
Занятие 7. Натуральная кожа
Содержит учебный материал по характеристики
натуральной кожи, ее особенностей, некоторые
сведения о выделке кожи и ассортименте кож с
краткой характеристикой.
Текст занятия (Приложение 7)
Занятие 8. Уход за изделиями из натуральной кожи
Содержит практические советы по уходу за
изделиями. На этом занятии ученики могут
представлять инструкции, которые составили
самостоятельно по уходу за кожаной обувью и (или)
одеждой, после обсуждения может быть создана
одна общая инструкция по уходу.
Текст занятия (Приложение 8)
Занятие 9. Практическая работа «Волокно под увеличительным стеклом»
Текст занятия (Приложение 9)
Занятие 10. Экскурсия в химчистку
Возможные вопросы и задания к экскурсии.
1. Вещи, из каких тканей принимают в химчистку?
2. Как правильно подготовит вещи для сдачи в
химчистку?
3. Какая последовательность операций в процессе
чистки вещей из разных тканей?
4. Как можно удалить пятна с натуральных тканей?
5. Какие операции проводит химчистка, кроме
удаления загрязнений?
6. Что означают обозначения на ярлыках одежды?
7. Как узнать о возможности чистки данного
изделия?
Занятие может быть проведено в виде экскурсии в
химчистку и оформлением отчета по предложенным
вопросам. Возможен другой вариант: «Виртуальная
экскурсия в химчистку» использовать компьютер и
мультимедийный проектор. Создать презентацию
самостоятельно или дать задание для учеников.
Текст занятия (Приложение 10)
Занятие 11-12. Представление работ учениками
Для объективности оценки занятия можно пригласить на занятие классного руководителя, учителя биологии, зам.директора по УВР. Всем участника выдаются листы для оценки выступления:
Лист оценки
ФИ выступающего (или номер) | Тема выступления (проекта) |
Грамотность речи |
Практическая значимость |
Особые отметки |
Итог |
Строчек столько, сколько участников, общие
итоги подводят на последнем занятии.
В столбики выставляют баллы от одного до пяти.
Занятие 13. Решение задач
На занятии обычно предлагается решить
задачи и ответить на вопросы. В качестве
альтернативного задания можно дать задание:
«Решить задачу другим способом» или «Придумать
задание или задачу» самостоятельно. (Приложение
11)
Текст занятия (Приложение 12)
Занятие 14. Подведение итогов. Рефлексия
На занятии ученика предлагается отметить
трудные вопросы для изучения и понимания, какие
материала понравились, что из изученного и
представленного будут применять на практике.
Можно заготовить вопросники и собрать материал.
По необходимости внести коррективы в содержание
курса.
Список литературы:
1. Артеменко А.И. Органическая химия и
человек. – М.: Просвещение, 2000.
2. Габриелян О.С. Остроумов И.Г. Настольная
книга учителя химии 10 класс. – М.: Блик и Ко, 2001.
3. Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Введенская А.Г.
Настольная книга учителя химии 11 класс ч. 2.– М.:
Дрофа, 2003.
4. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Введенская А.Г.
Общая химия в тестах, задачах, упражнениях.– М.:
Дрофа2003
5. Леенсон И.А. Хочу все знать. Занимательная
химия в 2ч. – М.: Дрофа, 1996.
6. Лисичкин Г.В., Бетанели В.И. Химики
изобретают. – М.: Просвещение, 1990.
7. Пичугина Г.В. Повторяем химию на примерах
из повседневной жизни. – М.: Аркти, 200.
8. Соловьев Ю.Н. История химии. Развитие химии
с древнейщих времен до конца 19 века: Пособие для
учителя – М.: Просвещение, 1983.
9. Энциклопедия для детей. Т 17. Химия. – М.: Аванта +,
2004.
10. Юдин А.М., Сучков В.Н., Коростелин Ю.А. Химия
для вас. – М.: Химия, 1987.