Сочинение-рассуждение. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: научить учащихся создавать сочинение-рассуждение с несколькими доказательствами по составленному плану.

Задачи:

  • углубить сведения о рассуждении, способствовать выработке навыков его построения;
  • познакомить с правилами оформления на письме текста-рассуждения с несколькими доказательствами;
  • формировать умение составлять план и излагать свои мысли по составленному плану.

Этапы урока:

I.  Организационный момент
II. Актуализация знаний
III. Работа над темой урока
IV. Составление плана
V. Работа над синонимичным рядом
VI. Написание сочинения
VII. Итог

Оборудование:

  • выставка детских работ с изображением русской избы
  • тематические картинки к каждому доказательству

ХОД УРОКА

II. На уроках русского языка мы часто писали изложения и сочинения. Какие типы текстов вы знаете? (Описание, повествование, рассуждение)  
1) Вам в тексте сообщили о том, как выглядит предмет и показали одно его изображение, а также вы услышали много имён прилагательных.
– Какой это тип текста? (Описание)
2) В тексте вам объясняли и доказывали, нарисовать сказанное невозможно. Употребляли слова: во-первых, значит, следовательно, потому что.
– Какой это тип текста? (Рассуждение)
3) Вам сообщили о событии в том порядке, в котором оно свершилось, все эпизоды произошедшего представляли в нескольких рисунках. При этом речь говорящего была насыщена глаголами.
– Какой это тип текста? (Повествование)

III. На уроке изобразительного искусства мы рисовали русскую деревенскую избу и обратили внимание на то, что в старину  крышу дома украшал конёк.
–  Почему именно конёк? (Потому что конь был главным помощником человека)
– Сегодня на уроке мы напишем сочинение, в котором надо доказать, почему конь – лучший помощник.
– К какому типу будет относиться текст, который мы составим? (Рассуждение)
– Почему? (В нём есть проблема, которую надо доказать. Текст будет отвечать на вопрос «Почему?»)
– Запишите тему сегодняшнего урока на листочек, который лежит перед вами. Сочинение-рассуждение.
– Какое название можно подобрать к нашему тексту? («Конёк на крыше»)
– Почему конёк на крыше? Запишите название на следующей  строчке.
– Из каких частей состоит текст-рассуждение? (Проблема – тезис, доказательство, вывод)
– Какой тезис в этом тексте? Что мы должны доказать? (Конь – лучший помощник)
– Давайте подберём доказательства. Чем конь помогал людям? (Конь пахал землю, перевозил людей и грузы, были почтовые лошади, на лошадях ходили воевать,  во время праздников на лошадях катались)
– Сколько доказательств мы привели? (Пять)
– Какой вывод напишем в тексте? (Стоит конёк на крыше и гордится собой)

IV, V.  Составление плана

– Давайте составим план нашего будущего текста. Записываем на доске и на листочках.

ПЛАН

I.  Тезис. Почему конь лучший помощник?
II. Доказательства:

            1) на земле

– Как помогал конь на земле? Что он делал? (Конь помогал крестьянину пахать землю, боронить её и сеять зерно)
– Какие опорные слова запишем  на доске? (Помогал пахать, боронить, сеять)

            2)  транспорт

– Что перевозили на конях? (Долгое время конь служил транспортом. На конях люди ездили и перевозили грузы)
– Какие опорные слова? (Служил, ездили, перевозили)
– Как можно заменить выражение  «долгое время»? (Многие века)
– Как в старину называли грузы? (Поклажа)

            3) почта

– Как люди доставляли друг другу письма и различные сообщения? Кто им в этом помогал? (Без коней не было бы почты. Почтовые кони перевозили письма и сообщения на разные расстояния)
– Какие опорные слова напишем? (Не было бы, перевозили)
– Каким словом можно заменить «письма и сообщения»? (Известия, вести, новости)

            4) на войне

– Кого брали с собой люди, когда шли защищать от врагов русскую землю? (Если враги нападали на русскую землю, то в бой шли на своих конях)
– Кто ещё, кроме простых людей  защищал русскую землю? (Богатыри)
– Каких богатырей вы знаете? (Илья Муромец, Алёша Попович, Никита Добрынич, Святогор)
–  Какие были у них кони? (Верным другом Святогора в сражениях был богатырский конь)
– Какие слова запишем на доске? (Нападали, шли в бой, сражение)
– Подберите синонимы к слову защищать. (Биться, воевать, драться, сражаться, бороться)

            5) в праздники

– Какое развлечение было у людей в старину? (Во время праздничных гуляний устраивали катания на тройках)
– Какие опорные слова? (Устраивали)

III. Вывод. Гордится конь собой.

– Посмотрите на опорные слова. К какой части речи они относятся? (Это глаголы)
– В какой временной форме они употреблены? (Все глаголы в форме прошедшего времени)
– Почему? (Потому что всё это было в прошлом)
– В какой временной форме употреблён глагол в выводе? Почему? (В форме настоящего времени, потому что и в наше время сохранились дома с конём на крыше)
– На уроках мы часто писали тексты. Из скольких абзацев состоит текст-рассуждение? (Из трёх)
– Что писали в первом абзаце? (Тезис)
– Во втором? (Одно доказательство)
– В третьем? (Вывод)
– Как выделяли каждый абзац? (Красной строкой)
– Сколько доказательств в составленном сегодня тексте? (Пять)
– Каждое доказательство надо писать с красной строки.
– Сколько красных строк вы выделите в этом тексте? (Семь)
– Какие? (Тезис, пять доказательств, вывод)  

VI.  Самостоятельная работа. Написание сочинения.

VII. – Всегда ли в тексте-рассуждении три красных строки? (Нет)
– От чего зависит количество абзацев в тексте-рассуждении? (От количества доказательств)

Работа Олейник Александры 3 класс  написана16 мая 2013 года.

Сочинение-рассуждение

Конёк на крыше

План

I.  Тезис. Почему конь лучший помощник?
II. Доказательства:
            1) на земле
            2)  транспорт
            3) почта
            4) на войне
            5) в праздники
III. Вывод. Гордится конёк собой.

В старину избы часто украшали коньками. Почему именно конёк? Потому что конь был лучший помощник человека.
В поле конь помогал пахать землю, боронить её и сеять зерно.
Многие века конь служил транспортом. Он перевозил хозяина и его поклажу.
Почтовые лошади доставляли вести на разные расстояния.
Если враги нападали на русскую землю, то люди шли в бой на своих конях. Случалось, что кони вывозили своих раненых хозяев с поля боя.  Верным другом Ильи Муромца был богатырский конь.
Во время масленицы, свадеб и других праздничных гуляний устраивали катания на лошадях.
Стоит конёк на крыше и гордится собой!