Цель урока: формирование умения правильно употреблять прилагательные в устной и письменной речи, писать гласные в безударных окончаниях имен прилагательных.
Задачи:
- Отрабатывать умение правильно писать падежные окончания имен прилагательных, проверять написание безударных окончаний имён прилагательных с помощью падежных вопросов.
- Развивать речь обучающихся, способствовать обогащению словарного запаса языка, осознанию практической значимости имен прилагательных в нашей речи.
- Развивать орфографическую зоркость, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, выполнять самопроверку и взаимопроверку.
- Развивать воображение, зрительную и слуховую память, способность к творческой деятельности.
- Содействовать в воспитании любви к родному слову, к русскому языку, литературе.
Этапы урока |
Содержание |
Время |
Примечание |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
I |
Организационный момент 1. Активизация внимания
Мы начинаем урок русского языка, на котором у нас вновь присутствуют гости. Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся, пожелаем удачи. А я вам пожелаю творчества, оно вам сегодня пригодится. 2. Запись числа. |
1 мин. | Дети записывают число в тетради. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
II |
Постановка целей и задач урока –
Глядя на слайд (Приложение
1), сформулируйте тему урока. |
1 мин. | На доске схемы предложений. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
III | Минутка чистописания,
орфографическая работа 1. Работа по числовой таблице (зрительный диктант), поиск числа, соответствующий букве русского алфавита.
|
10 мин. | На доске числовая таблица. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Запись буквы, соединений, слов с
буквой
На что похожа буква ж? (На жука, на снежинку, шесть лучиков, лапок) |
Запись букв, соединений, слов, предложения. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Работа над группой слов.
– Что общего между словами? |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Игра «Поймай мяч» – Составьте
словосочетания с этими словами. (Легкая
снежинка, снежный город, веселый снеговик, белый
снежок и т.д.) |
Дети ловят мяч и говорят словосочетание | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Работа над предложением – Сегодня мы еще встретимся со снежинкой, а пока прочитайте предложение: Пуш_стый сне_ медленно круж_лся в воздухе и падал на холодн__ землю. – Какой увидели снег в этом предложении? |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Письмо по памяти – Напишите
предложение по памяти, вставляя пропущенные
орфограммы. |
Запись предложения по памяти, выделение орфограмм, окончаний имен прилагательных | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV | Работа над поэтическим текстом –
А теперь вновь встреча со снежинкой. Послушайте
стихотворение Константина Бальмонта, которое
тоже называется снежинка.
|
6 мин. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
– Какие чувства вызвала хрупкая
снежинка? – Чему можно у нее поучиться? – Лазурная высь – это какая? – Как понимаете ветер веющий, лелеющий? – Какие словосочетания сущ. + прилаг. услышали?
|
Запись словосочетаний, выделение
окончаний, определение падежей. Проверка с доской, самопроверка |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физминутка Снежинка
(зрительная зарядка) |
2 мин. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
V | Отработка навыков (практикум) 1. Блиц-опрос (теория) 1) Число, падеж, род – это
2) Имя прилагательное стоит в той же форме, что и имя существительное:
3) В словосочетании прил. + сущ. имя прилагательное является:
4) Чтобы проверить гласную в безударном окончании имени прилагательного, нужно:
Формулировка правила
|
10 мин. | Сверка с доской | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Тренинг с переходом Сейчас мы с вами
выступим в роли своеобразных снежинок. Вам
предстоит перемещение по классу с целью
выполнения задания по карточкам. Условие –
двигаться тихо, не мешая друг другу. |
Проверка, зачитывание словосочетаний по цепочке | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VI | Творческая работа над текстом – Сейчас мы встретимся еще с одним героем, это снег, постарайтесь его представить, какой он, закройте для этого глаза. Виктор Хмельницкий Снег и скрипка Снег беззвучно опускался на дома и деревья.
Снег садился на открытые форточки – как воробей,
только не чирикал. Сидя на форточке, снег болтал
ногами, а так как спинки у форточки не было, часто
падал вниз… хватаясь за воздух растопыренными
снежинками. |
8 мин. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
– Какой прием использует автор в этом
произведении? – Каким себе представили снег? – Почему снег только скрепит? (маленький, не умеет петь…) – Почему звуки скрипки, которые он и раньше слышал, в этот раз запали ему в душу? – Что же решил снег? (Чему-то научиться) – Давайте вместе со снегом немного поиграем. |
Ответы на вопросы устно | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1) Восстановление деформированных
предложений. Снег, на дома, беззвучно, и
деревья, опускался. – Почитайте, что получилось (мини-рассказ) |
Устное составление предложений, запись одного предложения, где есть прилагательное. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2) Игра «Добавьте прилагательное» Над
… форточкой (над открытой форточкой) – Выделите окончание у имен прилагательных. |
Запись словосочетаний, выделение окончаний Проверка |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VII | Самостоятельная работа –
А сейчас, мы как этот герой снег, который
всему хотел научиться, выполним с/р. |
5 мин. | Самопроверка Взаимопроверка. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
VIII | Итог урока – Ребята, если вы заметили, то сегодняшний урок был уроком прощания с зимой, через два дня мы будем встречать весну! 1. – Был ли полезен сегодняшний урок для вас?
Чем? 2. Самооценка.
3. Рефлексия Оцените себя, напишите на снежинке, чему
главному научились сегодня на уроке или чему бы
хотели еще научиться, можно написать пожелание
снежинке и т.д. |
2 мин. | Оценка деятельности. |