Вводные слова. Значения вводных слов

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • Образовательная – повторить тему «Обращение», систематизировать знания о вводных словах, полученные в школе, продолжить изучение разрядов вводных слов, познакомить со словами, которые не являются вводными.
  • Развивающая – развить умение и навык отличать вводные слова от членов предложения, продолжать развивать культурно-речевые навыки.
  • Воспитательная – воспитать интерес к изучению русского языка.

Тип урока – урок повторения материала с изучением нового.

Учебник – Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных школ. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005.

Методы и приёмы обучения – тест, слово преподавателя, опрос (фронтальный и индивидуальный), лексический диктант, наблюдение за языковым материалом, анализ языкового материала, работа с таблицей, выполнение упражнений.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Проверка готовности к уроку, приветствие учителя.

2. Проверка пройденного материала

Тест по теме «Обращение» (у каждого обучающегося – экземпляр теста).

1. Обращение – это слово или сочетание слов, которое ...

2. Роль обращения обычно выполняет ...

3. Обращение нужно отличать  от  ...

4. Установите соответствие:

1. Подлежащее.
2. Обращение.

А. Входит в грамматическую основу предложения. От сказуемого можно поставить вопрос к подлежащему.
В. Не входит в грамматическую основу предложения, к нему нельзя поставить вопрос от сказуемого.

5. Обращение может стоять в  ... предложения. Обращение обычно выделяется ...

6. Установите соответствие:

1. «Чем вы, гости, торг ведете и куда теперь плывете?»
2. Гости князю поклонились, вышли вон и в путь пустились.
3. «Вот что, князь, тебя смущает?»
4. Князь у синя моря ходит, с синя моря глаз не сводит.

А. Гости – подлежащее.
В. Князь – подлежащее.
С. Гости – обращение.
Д.  Князь – обращение.

7. Выберите номер, обозначающий предложения с обращениями только к неодушевленным предметам:

1. Проснись же, смолкнувшее слово, раздайся с уст моих опять.
2. Онегин, я тогда моложе, я лучше, кажется, была.
3. Свет Родионовна, забуду ли тебя?
4. Ты, солнце святое, гори!

8. Выберите номер, обозначающий предложения с обращениями только к одушевленным предметам:

1. Здравствуй, солнце да утро весёлое!
2. Что же ты, моя старушка, примолкла у окна?
3. Вперёд чужой беде не смейся, голубок.
4. Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой.

3. Орфоэпический и лексический диктант

Указать лексическое значение слова, поставить ударения в словах, рассмотреть вариантность ударений.

Атлас, босая, ледник, намерение, обеспечение, откупорить, столяр, ходатайство, щавель, эксперт.
Атлас – сборник таблиц, карт. Атлас – сорт гладкой и блестящей шёлковой ткани
Босая – необутая, с голыми ногами.
Ледник – погреб, набитый льдом, или шкаф со льдом для скоропортящихся продуктов.  Ледник – плотная масса движущегося льда атмосферного происхождения.
Намерение – предположение сделать что-нибудь, желание, замысел.
Обеспечение – снабжение чем-нибудь в нужном количестве.
Откупорить – открыть.
Столяр – специалист по обработке дерева и изготовлению изделий из него.
Ходатайство – официальная просьба.
Щавель – растение с продолговатыми крупными кислыми листьями.
Эксперт – специалист, дающий заключение при рассмотрении какого-либо вопроса.

4. Проверка знаний: опрос

– Какие слова называются вводными? Какие группы слов вам известны по школьной программе?
– Вводными называются слова (словосочетания), грамматически не связанные с предложением и выражающие отношение говорящего к тому, что он произносит. Вводные слова могут находиться в начале предложения, середине или в конце. На письме вводные слова выделяются запятыми.

5. Объяснение нового материала

Презентация. Слайд №2.

По значению различают следующие группы слов:

  • Слова, выражающие чувства говорящего и его отношение к высказываемому: к счастью, к сожалению, к радости и т.п. Например: К счастью, никто из посторонних не заглядывал в эти места.
  • Слова, выражающие оценку реальности сообщаемого (большую или меньшую степень уверенности): конечно, возможно, вероятно, очевидно…  Например: Вечером к роднику, вероятно, приходили на водопой животные.
  • Слова, указывающие на источник высказывания: говорят, по-моему, по словам… Например: По словам синоптиков, завтра будет сильный дождь.
  • Слова, указывающие на последовательность высказывания, на последовательность мыслей: во-первых, итак, наконец, следовательно, кстати, между прочим и т.д. Например: Итак, красота этих мест поразила меня с первого взгляда.
  • Слова, указывающие на приёмы и способы оформления мыслей: словом, иначе говоря, вообще, вернее, так сказать и т.п. Например: Одним словом, нужно систематически готовиться к  урокам, чтобы сдать ЕГЭ.

6. Закрепление пройденного материала

Презентация (слайды №3-12).

7. Подведение итогов

8. Домашнее задание

Параграф учебника 92, упражнение 454.