Цели урока:
- Образовательная – повторить тему «Обращение», систематизировать знания о вводных словах, полученные в школе, продолжить изучение разрядов вводных слов, познакомить со словами, которые не являются вводными.
- Развивающая – развить умение и навык отличать вводные слова от членов предложения, продолжать развивать культурно-речевые навыки.
- Воспитательная – воспитать интерес к изучению русского языка.
Тип урока – урок повторения материала с изучением нового.
Учебник – Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных школ. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005.
Методы и приёмы обучения – тест, слово преподавателя, опрос (фронтальный и индивидуальный), лексический диктант, наблюдение за языковым материалом, анализ языкового материала, работа с таблицей, выполнение упражнений.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Проверка готовности к уроку, приветствие учителя.
2. Проверка пройденного материала
Тест по теме «Обращение» (у каждого обучающегося – экземпляр теста).
1. Обращение – это слово или сочетание слов, которое ...
2. Роль обращения обычно выполняет ...
3. Обращение нужно отличать от ...
4. Установите соответствие:
1. Подлежащее.
2. Обращение.А. Входит в грамматическую основу предложения. От сказуемого можно поставить вопрос к подлежащему.
В. Не входит в грамматическую основу предложения, к нему нельзя поставить вопрос от сказуемого.
5. Обращение может стоять в ... предложения. Обращение обычно выделяется ...
6. Установите соответствие:
1. «Чем вы, гости, торг ведете и куда теперь плывете?»
2. Гости князю поклонились, вышли вон и в путь пустились.
3. «Вот что, князь, тебя смущает?»
4. Князь у синя моря ходит, с синя моря глаз не сводит.А. Гости – подлежащее.
В. Князь – подлежащее.
С. Гости – обращение.
Д. Князь – обращение.
7. Выберите номер, обозначающий предложения с обращениями только к неодушевленным предметам:
1. Проснись же, смолкнувшее слово, раздайся с уст моих опять.
2. Онегин, я тогда моложе, я лучше, кажется, была.
3. Свет Родионовна, забуду ли тебя?
4. Ты, солнце святое, гори!
8. Выберите номер, обозначающий предложения с обращениями только к одушевленным предметам:
1. Здравствуй, солнце да утро весёлое!
2. Что же ты, моя старушка, примолкла у окна?
3. Вперёд чужой беде не смейся, голубок.
4. Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой.
3. Орфоэпический и лексический диктант
Указать лексическое значение слова, поставить ударения в словах, рассмотреть вариантность ударений.
Атлас, босая, ледник, намерение, обеспечение, откупорить, столяр, ходатайство, щавель, эксперт.
Атлас – сборник таблиц, карт. Атлас – сорт гладкой и блестящей шёлковой ткани
Босая – необутая, с голыми ногами.
Ледник – погреб, набитый льдом, или шкаф со льдом для скоропортящихся продуктов. Ледник – плотная масса движущегося льда атмосферного происхождения.
Намерение – предположение сделать что-нибудь, желание, замысел.
Обеспечение – снабжение чем-нибудь в нужном количестве.
Откупорить – открыть.
Столяр – специалист по обработке дерева и изготовлению изделий из него.
Ходатайство – официальная просьба.
Щавель – растение с продолговатыми крупными кислыми листьями.
Эксперт – специалист, дающий заключение при рассмотрении какого-либо вопроса.
4. Проверка знаний: опрос
– Какие слова называются вводными? Какие
группы слов вам известны по школьной программе?
– Вводными называются слова (словосочетания),
грамматически не связанные с предложением и
выражающие отношение говорящего к тому, что он
произносит. Вводные слова могут находиться в
начале предложения, середине или в конце. На
письме вводные слова выделяются запятыми.
5. Объяснение нового материала
Презентация. Слайд №2.
По значению различают следующие группы слов:
- Слова, выражающие чувства говорящего и его отношение к высказываемому: к счастью, к сожалению, к радости и т.п. Например: К счастью, никто из посторонних не заглядывал в эти места.
- Слова, выражающие оценку реальности сообщаемого (большую или меньшую степень уверенности): конечно, возможно, вероятно, очевидно… Например: Вечером к роднику, вероятно, приходили на водопой животные.
- Слова, указывающие на источник высказывания: говорят, по-моему, по словам… Например: По словам синоптиков, завтра будет сильный дождь.
- Слова, указывающие на последовательность высказывания, на последовательность мыслей: во-первых, итак, наконец, следовательно, кстати, между прочим и т.д. Например: Итак, красота этих мест поразила меня с первого взгляда.
- Слова, указывающие на приёмы и способы оформления мыслей: словом, иначе говоря, вообще, вернее, так сказать и т.п. Например: Одним словом, нужно систематически готовиться к урокам, чтобы сдать ЕГЭ.
6. Закрепление пройденного материала
Презентация (слайды №3-12).
7. Подведение итогов
8. Домашнее задание
Параграф учебника 92, упражнение 454.