Тип урока: открытие новых знаний.
Цель урока: учащиеся будут уметь делать выводы как минимум о взаимном расположении графиков линейных функций при сравнении коэффициентов К, как максимум при сравнении значений коэффициентов К и В
Оборудование:
- Графические калькуляторы «CASIO» (у каждого ученика).
- Интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер.
- Компьютерные программы: fsEmulator, презентация «Взаимное расположение графиков линейных функций».
- Раздаточный материал (памятка для работы с калькулятором, опорный конспект (для домашнего задания) – у автора).
Продолжительность урока: 40 минут.
Ход урока
I. Вводная часть.
(весь урок проходит в сопровождении презентации «Взаимное расположение графиков линейных функций»).
Задание 1.
– Какие из перечисленных функций являются линейными:
– Почему, функция, записанная под буквой ж) не является линейной?
– Сделайте вывод.
– Что является графиком линейной функции?
– Сколько точек необходимо для построения графика линейной функции?
Задание 2.
– Какая функция называется прямой пропорциональностью?
– Можно ли утверждать, что прямая пропорциональность является частным случаем линейной функцией?
– Что является графиком прямой пропорциональности?
– Сколько точек, кроме начала координат необходимо задать для построения графика прямой пропорциональности?
– Сравнить k1и k2.
Задание 3.
а) определите знак коэффициента кдля каждого графика;
б) сравните k1 и k2;
в) сравните k1 и k3;
г) сравните k2 и k3.
(при выполнении задания учащиеся затрудняются сравнить коэффициенты К для прямых, не проходящих через начало координат).
Первая трудность, возникающая у учащихся: как расположение графика линейной функции на координатной плоскости зависит от коэффициента К.
Задание 4.
– На каком чертеже изображен график функции у=-3х-5?
Вторая трудность, возникающая у учащихся: какая существует связь между значением «в» и ординатой точки пересечения прямой с осью ординат.
Задание 5.
– Расположите значения k1, k2, k3 в порядке возрастания.
Третья трудность, возникающая у учащихся: как сравнивать угловые коэффициенты прямых, если прямые пересекаются и не являются графиками прямой пропорциональности, причем две прямые пересекающиеся, а одна горизонтальная.
Ели дети этого не заметят, то в уроке предусмотрено возращение к этим задачам, после работы в группах.
Формулируем проблемы:
- Выяснить при каких значениях коэффициента к графики линейных функций параллельны и пересекаются.
- Выяснить существует ли связь между значением в и координатами точек пересечения графика с осями координат.
Итак, проблемы намечены, сформулированы. Уточняем тему урока. «Расположение графиков линейной функции относительно друг друга и относительно осей координат».
Теперь необходимо решить возникшие проблемы.
II. Основная часть (работа с калькулятором).
Для решения поставленных проблем класс разбивается на три группы, каждый ученик получает калькулятор и задания для исследования взаимного расположения графиков линейной функции.
Каждый учащийся должен построить графики на графическом калькуляторе CASIO и попытаться сформулировать выводы о взаимном расположении графиков при различных значениях коэффициентов К и В. Для работы на калькуляторе каждый ученик получает памятку с необходимыми клавишами.
III. Обобщающая часть.
(выступление представителей групп – выполненные задания проецируются на доску и сравниваются с верным решением. Каждый представитель групп формулирует выводы, которые получили участники группы в ходе выполнения задания).
Этап работы с графическим калькулятором.
1. Учащиеся выполняют действия на калькуляторе (предполагается, что они знакомы с основными функциями калькулятора).
Группа 1.
Построить графики функций:
- у=5х, у=5х+3, у=5х-3;
- у=х, у=2х+2;
- у=2.
Комментарии к выполнению задания:
(При построении графиков учащимся предлагается использовать калькулятор CASIO).
Войдем в режим GRAPH и введем данные в калькулятор.
Группа 2.
Построить графики функций:
- у=-2х, у=-2х-2, у=-2х+1;
- у=4х+1, у=-3х;
- у=2.
Комментарии к выполнению задания:
(При построении графиков учащимся предлагается использовать калькулятор CASIO).
Войдем в режим GRAPH и введем данные в калькулятор.
Группа 3.
Построить графики функций:
- у=-х+2, у=4х+1;
- у=6х, у=6х-3, у=6х+2;
- у=-1.
Комментарии к выполнению задания:
(При построении графиков учащимся предлагается использовать калькулятор CASIO).
Войдем в режим GRAPH и введем данные в калькулятор.
После выполнения задания учащиеся делают выводы:
- Если коэффициенты k1 и k2 равны, то графики линейных функций параллельны;
- Если k1 и k2 различные, то графики линейных функций пересекаются;
- Если К=0, то график линейной функции параллелен оси ОХ.
Задание всему классу.
- Постройте с помощью калькулятора графики следующих функций: у= 0,5х-2 и у= -2+0,5х
- Выберите разный стиль изображения графиков с помощью клавиши (STYL)
Делают вывод:
- Если коэффициентыК и В одинаковые, то прямые совпадают.
Учащимся предлагается записать выводы, полученные в ходе работы, в тетрадь.
Выводы (слайд 17):
- Если коэффициенты к и в равны, то прямые совпадают.
- Если коэффициенты к равны, а коэффициенты в различны, то прямые параллельны.
- Если коэффициенты к различны, то прямые пересекаются
- Если к>0, то угол наклона к положительному направлению оси Х – острый.
- Если к<0, то угол – тупой.
- Если к =0, то прямая параллельна оси Х.
- Коэффициент в – это ордината точки пересечения графика с осью У.
IV. Заключительная часть.
а) Работа с заданиями для контроля усвоенного и проведения закрепления материала.
Задание 1. (возвращение к слайдам №3,4,7)
Задание 2. (Выполняет каждый ученик на отдельном листе, для проверки обмениваются с соседом по парте).
Проверка полученных результатов осуществляется с помощью презентации (слайд №18).
Дети оценивают свою работу в группе на уроке.
Предлагается вывод урока в виде стихотворения.
Среди многих функций
Есть одна нужнейшая
Важная, старейшая.
Зовем ее линейная
Графиком которой
Является прямая,
Строгая, красивая,
Бесконечная такая.
Если k1 равно k2,
Прямые параллельные тогда.
А при этом b1 равно b2,
То прямые совпадут тогда.
При k1, не равном k2,
Прямые пересекаются всегда,
А при этом b1 равно b2,
Точка пересечения известна нам тогда.
б) Комментарии учителя по домашнему заданию.
- Исследовать взаимное расположение графиков линейных функций, угловые коэффициенты которых взаимно обратные числа, взятые с противоположными знаками
- Заполнить карточку «Опорный конспект» о расположении графиков линейной функции относительно друг друга и относительно осей координат»