Совершенствование элементов прикладного плавания является достаточно актуальной, особенно в наше непростое время, когда человек все чаще может оказаться в сложной экстремальной ситуации, сможет преодолеть водные препятствия и показать взаимовыручку и сплоченность.
Примером для школьников должны стать молодые ребята, которые занимаются активно спортом, становятся многократными олимпийскими чемпионами. Например - Сергей Пунько, Оксана Савченко, Михаил Зимин, Павел Полтавцев наши знаменитые пловцы имеют полный комплект медалей. Они защищают честь нашей Родины, участвуя в паралимпийских играх.
На уроки используются материальные средства: плакаты, спортивное оборудование для плавания;
Средства обучения:
- Обще развивающие упражнения. Специальные физические упражнения.
- Подготовительные упражнения с водой, с отдельными элементами техники движения, скольжения, дыхания.
- Игры на воде.
Урок комплексного применения знаний и умений по разделу «Прикладное плавание» проходит с учетом знания теоретических и практических основ плавания кролем и брассом в полной координации движений, вследствие чего возможно отследить:
- действительность учащихся не только с теоретической позиции, но и с практической, соединив их воедино.
- качественное выполнение техники элементов кроль, брасс пройденных на других уроках.
- умение вести самоорганизацию и самоконтроль за своим здоровьем.
Данные моменты очень важны для педагога, поскольку позволяют наиболее полно и комплексного оценивать качество обучения на уроках по плаванию.
На уроке должна контролироваться нагрузка комплексной направленности и рациональной последовательности соотношения объема и интенсивности нагрузки скоростного характера. Выдерживается в ходе урока благоприятный физиологический фон для нагрузок, требующих по преимуществу проявления выносливости учащихся. Задания урока должны сочетаться с воздействиями силового характера, так как силовые упражнения предшествуют скоростным и в обратной последовательности: СИЛОВЫЕ => СКОРОСТНЫЕ => НА ВЫНОСЛИВОСТЬ
Принцип обучения:
- Принцип доступности;
- Принцип наглядности;
- Принцип систематичности;
- Принцип воспитательный.
Общая схема обучения плаванию:
- Демонстрация;
- Теоретическое обоснование;
- Изучение по элементам;
- Совершенствование.
Формы организация учебной деятельности, как индивидуальной работой, так работой учащихся в группах, которая наиболее интересна и способствует открытости, доброжелательности в совместном общении.
На уроке используются фронтальная форма обучения постоянно и одинаково воздействующая на учеников.
В целях повышение учебно-познавательной деятельности и совершенствования научно-методического обеспечения образовательного процесса применяется:
- объяснительно-иллюстративный метод, помогающий наиболее быстрой передачи информации и формирующий знания и информационную компетентность учащихся;
- частично-поисковый метод, который постепенно приближает учащихся к самостоятельному решению поставленных задач.
В целях организации учебной и тренировочной деятельности образовательного процесса, используются методы непосредственной помощи, соревновательный и игровой:
- групповая работа учащихся (технология сотрудничества), которая повышает мотивацию реализовывать принцип партнерства, формирует навыки самоорганизации и самообразования;
- игровые технологии, способствующие формированию устойчивого интереса к данному виду деятельности;
Обучение элементам прикладного плавания проходит дифференцированно в зависимости от степени сложности, по уровню усвоения элементов.
Вышеперечисленные методы, приемы и технологии обеспечивают деятельностный и личностно-ориентированный характер образования.
Эффективность урока легко проследить по ее результатам на каждом этапе.
Немаловажным фактором, определяющимся эффективность занятия, является дозировка физической нагрузки.
Подбор элементов урока соответствовало возрасту учащихся, их физической подготовке и с учетом возрастных психологических особенностей. Осененное внимание уделялось на группу здоровья:
- Интенсивность, объём, продолжительность интервалов отдыха между заданиями.
- Характер отдыха пассивный, активный.
Для контроля самочувствия применяю несколько способов:
- по частоте сердечных сокращений (ЧСС).
- по субъективным ощущениям (Эмпирический способ – уровню обращаю внимание на восстановления дыхания).
- по соматического здоровья учащихся – определяется нагрузка по рекомендации врача и самочувствию.
Объём и интенсивность нагрузки.
Продолжительность интервалов отдыха между заданиями (упражнениями).
Учитываю следующие основные закономерности:
- Чем выше интенсивность, тем меньше её объём.
- Чем ниже уровень функциональной подготовленности занимающихся, тем меньше интенсивность и объём нагрузки и тем больше продолжительность интервалов отдыха.
- Повторные нагрузки в оздоровительном уроке допускается только после полного восстановления.
Положительная физиологическая реакция характеризуется такими показателями:
Во время занятий сохраняется ощущения возможности увеличения интенсивности погрузки (ЧСС находиться в пределах нормы для данного возраста при данной погрузке с индивидуальным показателем группы здоровья; отмечается желание продолжить занятия.)
Сразу после занятий сохраняется хорошее самочувствие. ЧСС в течении 3минут 10-15 ударов за 10 секунд.
Врачебный контроль:
- Субъективные показатели;
- Объективные показатели.
Субъективные показатели: самочувствие, сон, активность, само оценивание умственной и физической работоспособности, желания тренироваться, положительные и отрицательные эмоции.
Объективные показатели:
- ЧСС. артельное давление – берутся перед уроком. Так же можно взять показатели (ТЕЛ) ёмкость лёгких, массу тела, мышечная сила.
- Так же ЧСС после подготовительной части урока (разминки).
- 2-3 раза во время основной части урока.
Оценка межэтапных связей урока
Рассматривая этапы урока, можно увидеть наличие как внутренней, так и внешней логики при переходе от одного этапа к следующему. Так, выполняя ОРУ на суше и в воде, учащиеся имеют возможность акцентировать внимание на разминке мышц плечевого пояса, ног и стопы, что является основной «рабочей силой» на плавательной дорожке. Подготовили основные группы мышц (шея, поясничный отдел позвоночника), функциональную систему организма, что необходимо для выполнения двигательных действий. Выполнение специальных упражнений в воде требует от учащихся собранности и высоких координационных способностей. По окончании подготовительного этапа урока учащиеся продолжают работу над закреплением техники плавания способом брасс и прикладному плаванию. Выполняя задания, ученики получают физическую нагрузку соответствующую данной части урока.
На подготовительном этапе использовались индивидуальная формы работы; на этапе закрепления и применения – индивидуальная и групповая формы. В завершении урока проводятся упражнения для восстановления и отдыха на воде.
Проведение рефлексии помогает осмыслить свои действия и провести самооценку по качеству выполнения заданий на уроке.
В завершении урока учащимся предлагается оставить свой голос за урок (цветовой):
Мишень настроения
- Учитель: В какую область настроения ты попал сегодня? В зависимости от настроения прикрепи кружок-попадание в одной из цветовых зон.
- Красный – отличное настроение, так как у меня все получилось
- Желтый– хорошее настроение, у меня не все получилось, так как хотелось
- Зеленый – плохое настроение, у меня не получилось
В качестве итога урока – домашнего задания – учащимся предлагается:
- развивать силовую подготовку;
- самостоятельное изучение видов и техники выполнения элементов прикладного плавания, используя специальную литературу и сеть интернет.
На этом этапе идет приобщение учащихся к овладению современными методами науки, что является также важной составляющей деятельностного подхода в обучении.
Проведенный самоанализ урока помогает дать оценку в целом:
- содержанию учебного материала;
- структуре урока, межэтапным связям;
- формам и методам обучения.
Выделив основные цели и поставленные задачи, поставленные педагогом, с которыми справились ученики.
Согласно Федеральным Государственным стандартам второго поколения, школьники должны не только усвоить систему знаний о видах плавания, но и умеют правильно применять их на практике: осваивать, оценивать значимость умений.
Активная осознанная познавательно-практическая деятельность учащихся формируется в системе уроков и показывает способность и готовность к использованию знаний и умений в повседневной жизни. Способствует сохранению здоровья и социально-ответственному поведения в обществе. Учит учащихся самостоятельному оцениванию уровня безопасности жизнедеятельности и вести ЗОЖ.
Урок обучения прикладному плаванию должен способствовать развитию информационной и коммуникативной компетентности учащихся, навыков самоорганизации и самообразования.
Урок: в 7 классе.
Тема: «Совершенствовать умения элементов прикладного плавания».
Цель урока: «Применение знаний, навыков и умений прикладного плавания в чрезвычайной сложившейся ситуации».
Задачи:
I. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- совершенствовать умения плавать в одежде;
- совершенствовать способы ныряния;
- совершенствовать навыки транспортировки предметов над водой;
- совершенствовать умение оказать помощь уставшему пловцу;
- совершенствовать способы отдыха на воде.
II. ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ:
- способствовать закаливанию организма;
- развитию дыхательной и сердечно-сосудистой систем организма;
- развить силовые качества, координацию движений;
- развитие информационной и коммуникативной компетентности учащихся;
- развитие навыков самоорганизации и самообразования на основе обучения прикладному плаванию.
III. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- воспитание чувства ответственности, дисциплины и товарищескую взаимопомощь;
- воспитать потребность в регулярных занятиях спортом;
- воспитать культуру ЗОЖ.
Место проведения: бассейн.
Инвентарь: плавательная доска, аквагантели, конус, свисток, магнитофон, мяч.
Ход урока
Равняй, смирно, Здравствуйте ребята. Тема сегодняшнего урока «Совершенствование элементов прикладного плавания».
Цель «Умения применять полученные знания и умения в чрезвычайной сложившейся ситуации».
Вы сегодня попробуете себя в качестве десантников, перед которыми стоит боевая задача: Преодолеть водные препятствия и показать умения плавать в одежде, нырять, переносить предметы над водой, оказывать помощь уставшему товарищу. Также показать вашу взаимовыручку и умения принимать правильные совместные решения».
Сегодня наши умения мы должны посвятить ребятам, которые попали в трудную жизненную ситуация, но не потеряли силу духа и силу воли, защищали честь нашей Родины, участвуя в паралимпийских играх, которые проходили в Лондоне.
Дальнейший ход урока представлен в Таблице.